Нижний Новгород |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А31-15978/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.11.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "АМЕРО"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 20.04.2022 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 по делу N А31-15978/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АМЕРО"
(ИНН: 3703047329, ОГРН: 1133703000530)
к Верхне-Волжскому межрегиональному управлению Федеральной пробирной палаты (ИНН: 4437000545, ОГРН: 1204400001937)
о признании незаконным и отмене предписания
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "АМЕРО" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Верхне-Волжскому межрегиональному управлению Федеральной пробирной палаты (далее - Управление) о признании недействительным предписания от 24.09.2021 N 02-00-01/21/957.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 20.04.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не выяснили обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Общество указывает на то, что на дату вынесения распоряжения о назначении проверки и предписания об устранении выявленных нарушений Положение о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения утверждено не было; Общество не подпадает под действие Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонила доводы заявителя жалобы; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.11.2022 в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Радченковой Н.Ш. на судью Забурдаеву И.Л.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Управление провело проверку соблюдения Обществом законодательства Российской Федерации о противодействии, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, результаты которой оформлены актом от 22.09.2021.
В ходе проверки установлено нарушение Обществом статей 3, 4, подпунктов 1, 1.1, 2, 4, 7 пункта 1 статьи 7, пункта 6 статьи 7,5 Закона N 115-ФЗ, пунктов 2, 6 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 N 203 (далее - Приказ N 203), пунктов 19 и 25 Требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.11.2018 N 366 (далее - Приказ N 366), пункта 32 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 (далее - Постановление N 667).
По результатам рассмотрения материалов проверки должностное лицо Управления выдало Обществу предписание от 24.09.2021 N 02-00-01/21/957 об устранении нарушений в установленный срок.
Общество не согласилось с данным предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Закона N 115-ФЗ, Арбитражный суд Костромской области пришел к выводу об отсутствии в совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным, и отказал в удовлетворении заявления.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю (надзору), осуществляет предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия, а также предусмотренные Законом N 115-ФЗ полномочия по контролю за организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
В статье 1 указанного закона предусмотрено, что драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.
Согласно статье 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся в том числе, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что видами деятельности Общества является ковка, прессование, штамповка и профилирование, изготовление изделий методом порошковой металлургии; торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами; производство прочего электрического оборудования; производство изделий технического назначения из драгоценных металлов; обработка отходов и лома драгоценных металлов.
Общество состоит на учете в Верхне-Волжском межрегиональном управлении Федеральной пробирной палаты как организация, осуществляющая операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
В своей деятельности Общество использует металлические порошки содержащие серебро для изготовления изделий, именуемых "контакт-детали" и предназначенных для замыкания и размыкания электрических цепей в аппаратах управления электроэнергией и защиты цепей от перегрузок, которые реализуются Обществом контрагентам по договорам поставки, следовательно, в соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ Общество является субъектом, на которого распространяет действие данный закон и иные правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
В статье 4 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относится, в числе прочего, организация и осуществление внутреннего контроля.
В соответствии с подпунктами 1, 1.1, 2, 4 и 7 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, в том числе до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, предусмотренные законом сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.
В силу пункта 6 статьи 7.5 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.
На основании пункта 2 Приказа N 203 руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Пунктом 6 Приказа N 203 предусмотрено, что кроме целевого инструктажа и повышения уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проводятся вводный и дополнительный инструктажи.
Согласно пункту 19 Приказа N 366 организации в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца обязаны проверить наличие или отсутствие сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения. При проведении идентификации клиента организации оценивают и присваивают клиенту степень (уровень) риска на основании программы оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, включенной в правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и разработанной организацией (пункт 25 Приказа N 366).
В соответствии с пунктом 32 Постановления N 667 предусмотрено проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации правил внутреннего контроля, требований Закона N 115-ФЗ и иных нормативных правовых актов, представление руководителю организации по результатам проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля, а также принятие мер, направленных на устранение выявленных по результатам проверок нарушений.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что Управление в ходе проведения проверочных мероприятий установило несоблюдение Обществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Факт наличия указанных в акте проверки от 22.09.2021 нарушений подтверждается материалами настоящего дела, Обществом по существу не опровергнут. Соответственно, Управление выдало предписание от 24.09.2021 N 02-00-01/21/957 при наличии достаточных к тому оснований в целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований в обозначенной сфере регулирования правоотношений, в связи с чем является обоснованным и содержит законные требования.
Довод заявителя жалобы о том, что Положение о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2022 N 219 отсутствовало на дату вынесения распоряжения о назначении проверки и предписания об устранении выявленных нарушений, в связи с чем отсутствовали основания для проведения проверки, отклоняется судом округа.
Правовыми основаниями проведения проверки являются положения пункта 3 статьи 13 Закона N 41-ФЗ, пункта 5.3 Положения о Федеральной пробирной палате, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2020 N 307 (далее - Положение N 307).
В соответствии с пунктами 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 28.10.2019 N 529 "Об образовании Федеральной пробирной палаты" на базе федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" образована Федеральная пробирная палата, которой придан статус федеральной службы и переданы функции указанного учреждения.
На Федеральную пробирную палату возложены функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней.
На основании пункта 5.3 Положения N 307 Федеральная пробирная палата осуществляет государственный контроль (надзор) за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Федеральная пробирная палата осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения N 307). Управление, являясь территориальным органом Федеральной пробирной палаты, наделено соответствующими полномочиями по контролю за исполнением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание является исполнимым, направлено на устранение выявленных нарушений, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Процессуальных нарушений при вынесении Управлением оспариваемого предписания судами не установлено.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы не свидетельствуют о наличии предусмотренных частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены принятых судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 20.04.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 по делу N А31-15978/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АМЕРО" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 5.3 Положения N 307 Федеральная пробирная палата осуществляет государственный контроль (надзор) за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Федеральная пробирная палата осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения N 307). Управление, являясь территориальным органом Федеральной пробирной палаты, наделено соответствующими полномочиями по контролю за исполнением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 ноября 2022 г. N Ф01-6560/22 по делу N А31-15978/2021