Нижний Новгород |
|
25 ноября 2022 г. |
Дело N А43-24210/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Кислицына Е.Г., Чиха А.Н.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.06.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022
по делу N А43-24210/2021
по иску акционерного общества "Нижегородский водоканал"
(ИНН: 5257086827, ОГРН: 1065257065268)
к акционерному обществу "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород"
(ИНН: 5260070633, ОГРН: 1025203035351)
о взыскании задолженности по договору холодного водоснабжения и водоотведения и пеней
и установил:
акционерное общество "Нижегородский водоканал" (далее - АО "Нижегородский водоканал") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к акционерному обществу "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" (далее - АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород") о взыскании 14 589 рублей 49 копеек задолженности по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2016 N 4725/33-23-4383-10/2016 за период с января по май 2021 года, и 239 рублей 37 копеек пеней, начисленных за период с 16.02.2021 по 20.07.2021 и далее по день фактической оплаты задолженности.
Исковые требования основаны на статьях 309, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 10 и 30.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилах холодного водоснабжения и водоотведения (постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644) и Правилах организации коммерческого учета воды, сточных вод (постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776). Они мотивированы тем, что ответчик ненадлежащим образом исполняет обязательства по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 23.06.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022, удовлетворил иск. Суды пришли к выводу о том, что абоненту правомерно предъявлено требование о внесении платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения; расчет суммы долга является правильным.
АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить. По мнению заявителя, суд сделал ошибочный вывод о том, что у истца имелись законные основания для начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения без проведения процедуры отбора проб и подтверждения факта соблюдения либо нарушения ответчиком требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия. Он полагает, что истец не доказал отсутствие у него возможности отбора проб. Кассатор указывает, что суды неправомерно не приняли во внимание доказательства отсутствия какого-либо негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (протокол химического анализа), на что, в частности, указывает отнесение его объекта к IV категории негативного воздействия на окружающую среду. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
АО "Нижегородский водоканал" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" - без удовлетворения. Истец также просил рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя; суд округа счел возможным удовлетворить данное ходатайство.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области, постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, АО "Нижегородский водоканал" (гарантирующая организация) и АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" (абонент) 01.01.2016 заключили единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 4725/33-23-4383-10/2016.
Согласно данному договору, абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду установленного качества в объеме, определенном договором. Гарантирующая организация обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. Абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1).
Оплата осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) тарифам на техническую воду и (либо) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (пункт 8).
Расчетный период равен одному календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду, отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате гарантирующей организацией не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем (пункт 9).
Договор заключен до 31.12.2016 и считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, либо о заключении нового договора (пункт 78).
В рамках исполнения договора гарантирующая организация в период с января по май 2021 года оказала абоненту услуги водоснабжения, произвела начисление платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, для оплаты которых выставила счета-фактуры на общую сумму 14 589 рублей 49 копеек.
АО "Нижегородский водоканал" в претензии от 11.06.2021 N ПР-143201 предложило АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" в добровольном порядке погасить образовавшуюся задолженность. Данное требование не было исполнено.
Указанные обстоятельства послужили правовым основанием для обращения АО "Нижегородский водоканал" в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
В соответствии со статьей 7 (частью 10) Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644).
Абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в порядке, размере, сроки, которые определены в соответствии с этими правилами; соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований (подпункты "ж", "и" пункта 35 Правил N 644).
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право: осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (подпункты "в", "г" пункта 36 Правил N 644).
Пунктом 113 Правил N 644 определены требования к сточным водам, отводимым в централизованные системы водоотведения:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4 (1);
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" внесены изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Таким образом, как верно указал суд апелляционной инстанции, в соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы производится на основании результатов отборов проб производится в соответствии с пунктом 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) Правил N 644, а при наличии условий, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644 без отборов проб.
Согласно пункту 123 (4) Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;
с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил.
Таким образом, из содержания пункта 123 (4) Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для категории абонентов, указанных в пункта 123 (4) Правил N 644, чья основная хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется без анализа отобранных организацией водопроводно-канализационного хозяйства проб сточных вод, в случае, если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев, предусмотренных пунктом 123 (4) Правил N 644.
Такой подход к применению упрощенного порядка расчета платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, предусмотренного пунктом 123 (4) Правил N 644, изложен Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в решении от 16.12.2020 N АКПИ20-722.
То есть, вопреки доводу жалобы, законодателем установлена презумпция наличия загрязняющих веществ, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения, в сточных водах абонентов, категории которых определены в пункте 119 Правил N 644.
Суды верно исходили из того, что объектами водоотведения ответчика по спорному говору являются помещения, с которых объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет менее 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, что соответствует пункту 123(4) Правил N 644. При этом декларацию о составе и свойствах сточных вод в организацию, осуществляющую водоотведение, ответчик в спорный период не представлял. Императивной обязанности для организации, осуществляющую водоотведение, производить отбор проб по требованию абонента из Правил N 644 не следует.
Таким образом, суды установили достаточные основания для применения истцом упрощенного порядка расчета платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения. В указанном случае наличие негативного воздействия в предмет доказывания по настоящему делу не входит, поскольку истец обосновал применение порядка, предусмотренного в пункте 123(4) Правил N 644.
Аргументы ответчика основаны на неверном толковании положений Правил N 664, без учета решения Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 N АКПИ20-722, сложившейся судебной практики по указанному вопросу.
Ссылки на отсутствие негативного воздействия на централизованную систему водоотведения, IV категорию негативного воздействия объекта ответчика, судом округа не принимаются во внимание, поскольку истец обратился с требованиями о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения, а не платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Расчет долга и пеней проверен судами и ответчиком, по существу, в кассационной жалобе не оспаривается. Суды правомерно удовлетворили иск.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.06.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по делу N А43-24210/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды верно исходили из того, что объектами водоотведения ответчика по спорному говору являются помещения, с которых объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет менее 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, что соответствует пункту 123(4) Правил N 644. При этом декларацию о составе и свойствах сточных вод в организацию, осуществляющую водоотведение, ответчик в спорный период не представлял. Императивной обязанности для организации, осуществляющую водоотведение, производить отбор проб по требованию абонента из Правил N 644 не следует.
Таким образом, суды установили достаточные основания для применения истцом упрощенного порядка расчета платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения. В указанном случае наличие негативного воздействия в предмет доказывания по настоящему делу не входит, поскольку истец обосновал применение порядка, предусмотренного в пункте 123(4) Правил N 644.
Аргументы ответчика основаны на неверном толковании положений Правил N 664, без учета решения Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 N АКПИ20-722, сложившейся судебной практики по указанному вопросу."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 ноября 2022 г. N Ф01-6660/22 по делу N А43-24210/2021