Нижний Новгород |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А31-3136/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Башевой Н.Ю.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
финансового управляющего Илая Елены Геннадьевны
на решение Арбитражного суда Костромской области от 21.06.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022
по делу N А31-3136/2022
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
о привлечении финансового управляющего Илая Елены Геннадьевны
к административной ответственности
и установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Илая Елены Геннадьевны (далее - Финансовый управляющий) к административной ответственности, на основании части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 21.06.2022 Финансовому управляющему назначено наказание в виде предупреждения.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
Финансовый управляющий не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения КоАП РФ, Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), нарушили нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), неполно исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела. Управление не представило допустимых доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения. Финансовый управляющий не нарушил срок размещения в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - Реестр) заключения о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, срок направления кредиторам уведомления о проведении собрания кредиторов, пункт 4 статьи 14 Закона N 127-ФЗ (проведение собрания не по месту нахождения должника). Отсутствие в отчете раздела "Приложения" и техническая опечатка в выборе формы проведения собрания кредиторов при размещении сообщения в Реестре и в уведомлении носят формальный характер. Финансовый управляющий просит освободить его от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения. Заявитель также считает, что кассационная жалоба подлежит рассмотрению по общим правилам судопроизводства, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы с вызовом сторон в судебное заседание.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 Кодекса кассационные жалобы на судебные акты судов первой и апелляционной инстанций по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение правонарушения законом установлено наказание только в виде предупреждения и (или) административного штрафа и размер назначенного штрафа не превышает для индивидуальных предпринимателей пяти тысяч рублей, рассматриваются судом кассационной инстанции с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Суд округа не усматривает оснований для отступления от порядка рассмотрения кассационных жалоб, установленного частью 2 статьи 288.2 Кодекса, и удовлетворения ходатайства.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.
На основании части 2 статьи 288.2 Кодекса кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность принятых Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установили суды, определением Арбитражного суда Костромской области от 10.08.2021 по делу N А31-6061/2021 в отношении индивидуального предпринимателя Новгородцева Игоря Витальевича введена процедура реструктуризации долгов сроком на три месяца, финансовым управляющим утверждена Илая Е.Г. Срок процедуры реструктуризации долгов неоднократно продлевался, последний раз - определением Арбитражного суда Костромской области от 28.07.2022 по делу N А31-6061/2021 до 13.09.2022.
Управление при изучении сайта Реестра и при подготовке к собранию кредиторов должника выявило нарушения Финансовым управляющим требований законодательства о несостоятельности (банкротстве), а именно, пункта 4 статьи 20.3, пункта 2 статьи 143, абзаца четвертого пункта 2 статьи 213.7, пунктов 7, 11 статьи 213.8 Закона N 127-ФЗ, пунктов 10, 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Правила N 299), приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" (далее - Приказ N 195).
В нарушение указанных норм Финансовый управляющий несвоевременно разместил в Реестре сведения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного фиктивного банкротства; нарушил срок направления в Управление уведомления о собрании кредиторов (назначено на 02.03.2022); не указал в уведомлении о проведении 02.03.2022 собрания кредиторов прямой ссылки на страницу сайта в сети "Интернет", на котором размещена информация о проведении собрания кредиторов; отразил в отчете о своей деятельности от 02.03.2022 недостоверные сведения о дате рассмотрения арбитражным судом результатов проведения процедуры банкротства; не включил раздел "Приложения", содержащий перечень документов, подтверждающих указанные в отчете сведения.
Усмотрев в действиях (бездействии) Финансового управляющего состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, Управление составило протокол от 24.03.2022 N 00364422 и обратилось в суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях (бездействии) Финансового управляющего состава вмененного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу, не усмотрел основания для признания правонарушения малозначительным и назначил Финансовому управляющему наказание в виде предупреждения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
При рассмотрении дела суды руководствовались положениями КоАП РФ, Закона N 127-ФЗ, Правилами N 299, Приказом N 195, разъяснениями, приведенными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10).
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
В части 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ). Использование доказательств, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не допускается (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
При проведении процедур банкротства арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (пункт 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона N 127-ФЗ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с данным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Из пункта 3 статьи 213.1 Закона N 127-ФЗ следует, что положения, предусмотренные параграфом 1.1 "Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина", применяются к отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) индивидуальных предпринимателей, с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 4 и 5 данной статьи и Законом N 127-ФЗ.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 213.7 Закона N 127-ФЗ в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства.
В силу пункта 3 статьи 213.7 Закона N 127-ФЗ порядок включения сведений, указанных в пункте 2 статьи 213.7 данного закона, в ЕФРСБ устанавливается регулирующим органом.
Пунктом 8 статьи 213.9 Закона N 127-ФЗ на финансового управляющего возложена обязанность, в том числе проводить анализ финансового состояния гражданина, выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 N 178 утвержден Порядок формирования и ведения ЕФРСБ (далее - Порядок N 178).
В пункте 3.1 Порядка N 178 предусмотрено, что сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом. В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок их внесения не установлен, соответствующие сведения вносятся в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения установленной обязанности по их опубликованию.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что согласно пункту 7 определения Арбитражного суда Костромской области от 10.08.2021 (резолютивная часть вынесена 03.08.2021) по делу N А31-6061/2021 Финансовому управляющему указано на необходимость провести анализ наличия признаков преднамеренного либо фиктивного банкротства.
По состоянию на 24.12.2021 у Финансового управляющего имелись сведения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и (или) фиктивного банкротства должника (отчет от 02.03.2022 в разделе "Сведения о проведении анализа финансового состояния должника", в графе "Выявление признаков преднамеренного и (или) фиктивного банкротства" содержит указание на заключение от 24.12.2021).
Вместе с тем сведения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и (или) фиктивного банкротства были опубликованы Финансовым управляющим в Реестре только 15.03.2022 (сообщение N 8397209), то есть с нарушением установленного трехдневного срока.
Таким образом, установив наличие (отсутствие) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, Финансовый управляющий в установленный срок не принял мер к опубликованию соответствующих сведений в Реестре.
Согласно пункту 1 статьи 213.8 Закона N 127-ФЗ собрание кредиторов созывается финансовым управляющим, утвержденным арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина.
В соответствии с пунктом 7 статьи 213.8 Закона N 127-ФЗ по решению финансового управляющего или собрания кредиторов оно может проводиться без совместного присутствия лиц, имеющих право на участие в собрании кредиторов, для обсуждения вопросов повестки дня собрания кредиторов и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, в форме заочного голосования. При проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования к уведомлению о проведении собрания кредиторов, включенному в Реестр, должны быть приложены бюллетени для голосования. Для проведения собрания кредиторов в форме заочного голосования финансовый управляющий направляет всем лицам, имеющим право на участие в собрании кредиторов, уведомления о проведении собрания кредиторов в порядке, установленном статьей 13 Закона N 127-ФЗ, и в срок не позднее чем за тридцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Объем информации, которую должно содержать такое уведомление, определен и в пункте 7 статьи 213.8 Закона N 127-ФЗ.
В силу пункта 11 статьи 213.8 Закона N 127-ФЗ при проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования уведомление о проведении собрания кредиторов, включенное в Реестре, наряду со сведениями, установленными статьей 13 Закона N 127-ФЗ, должно содержать прямую ссылку на страницу сайта в сети "Интернет", на котором размещена информация о проводимом собрании кредиторов.
Как следует из материалов дела и установили суды, Финансовый управляющий в сообщении от 14.02.2022 N 8214379, а также в уведомлении от 14.02.2022 N 2022/02/14, направленном в Управление, в качестве формы проведения собрания кредиторов указал заочную (электронную) форму. К уведомлению о проведении собрания кредиторов, включенному в Реестр, приложены бюллетени для голосования, определена дата окончания приема бюллетеней для голосования.
Уведомление о проведении 02.03.2022 собрания кредиторов, датированное 14.02.2022, направлено Финансовым управляющим в Управление 14.02.2022 (почтовое отправление N 14398768005386), то есть с нарушением установленного пунктом 7 статьи 213.8 Закона N 127-ФЗ срока. Кроме того, в уведомлении о проведении собрания кредиторов не указана прямая ссылка на страницу сайта в сети "Интернет", на котором размещена информация о проводимом собрании кредиторов.
Довод заявителя о том, что форма проведения данного собрания не являлась заочной, отклонен судами, как противоречащий материалам дела.
Абзацем двенадцатым пункта 8 статьи 213.9 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что финансовый управляющий обязан направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов.
Из пункта 1 статьи 213.1 Закона N 127-ФЗ следует, что отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X данного закона, регулируются, в том числе главой VII данного закона.
В пункте 1 статьи 143 Закона N 127-ФЗ определено, что конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности.
Перечень сведений, который должен содержаться в отчете, приведен в пункте 2 статьи 143 Закона N 127-ФЗ.
Общие требования к составлению конкурсным управляющим отчетов установлены в Правилах N 299.
Согласно пункту 3 Правил N 299 в отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные данными правилами, сведения, предусмотренные Законом N 127-ФЗ, и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 299 отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
В силу пункта 10 Правил N 299 отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона N 127-ФЗ.
К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения (пункт 11 Правил N 299).
В целях организации и контроля за деятельностью арбитражных управляющих приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 утверждены типовые формы отчетов (заключений) арбитражного управляющего, в том числе отчета конкурсного управляющего о своей деятельности (приложение 4).
Согласно Приказу N 195 отчет конкурсного управляющего о своей деятельности предусматривает наличие раздела "Приложения", содержащего указание на документы, подтверждающие сведения, указанные в отчете.
Суды установили, что в нарушение указанных требований в отчете Финансового управляющего от 02.03.2022 отсутствует раздел "Приложения", а также отражены недостоверные сведения о дате рассмотрения арбитражным судом результатов проведения процедуры банкротства (указано 13.01.2022 вместо 15.03.2022, как установлено в определении Арбитражного суда Костромской области от 13.01.2022 по делу N А31-6061/2021).
С учетом изложенного суды обоснованно признали доказанным нарушение Финансовым управляющим требований, предусмотренных законодательством о банкротстве.
В силу специфики своей профессиональной деятельности Финансовый управляющий обязан предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных актов, регулирующих деятельность арбитражного управляющего. Доказательств, подтверждающих отсутствие у Финансового управляющего реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства о банкротстве, в материалах дела не имеется.
Ссылка заявителя на то, что суды при принятии судебных актов, установив нарушение пункта 4 статьи 14 Закона N 127-ФЗ, вышли за пределы заявленных требований отклоняется, как противоречащая материалам дела. Выводы судов о наличии события административного правонарушения основаны на несоблюдении Финансовым управляющим пункта 4 статьи 20.3, пункта 2 статьи 143, абзаца четвертого пункта 2 статьи 213.7, пунктов 7, 11 статьи 213.8 Закона N 127-ФЗ, пунктов 10, 11 Правил N 299, положений Приказа N 195.
Указание Финансового управляющего на наличие в отчете от 02.03.2022 раздела "Иные сведения о ходе реструктуризации долгов гражданина", в котором содержатся запросы, направленные Финансовым управляющим в процедуре, применяемой в деле о банкротстве, а также отражены ответы на соответствующие запросы, не освобождает заявителя от соблюдения требований закона.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Финансового управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на неприменение судами статьи 2.9 КоАП РФ отклоняется.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив фактические обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания административного правонарушения малозначительным.
В силу пункта 18.1 Постановления N 10 оценка вывода судов о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из совершенного лицом правонарушения, и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении суд не установил. Назначенное Финансовому управляющему административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Собранные Управлением и представленные в суд доказательства суды признали надлежащими, отвечающими критериями допустимости, достоверности и достаточности (в их совокупности и взаимной связи) (статья 26.2 КоАП РФ, статья 71 Кодекса).
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц. Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в жалобе, по существу, направлены на иную оценку доказательств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Кодекса).
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 21.06.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 по делу N А31-3136/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу финансового управляющего Илая Елены Геннадьевны - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указание Финансового управляющего на наличие в отчете от 02.03.2022 раздела "Иные сведения о ходе реструктуризации долгов гражданина", в котором содержатся запросы, направленные Финансовым управляющим в процедуре, применяемой в деле о банкротстве, а также отражены ответы на соответствующие запросы, не освобождает заявителя от соблюдения требований закона.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Финансового управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на неприменение судами статьи 2.9 КоАП РФ отклоняется.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
...
Нарушений норм КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении суд не установил. Назначенное Финансовому управляющему административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 ноября 2022 г. N Ф01-6541/22 по делу N А31-3136/2022