Нижний Новгород |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А43-5998/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Когута Д.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Нижегородская областная коммунальная компания"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022
по делу N А43-5998/2022
по заявлению акционерного общества "Нижегородская областная коммунальная компания" (ИНН: 5260267654, ОГРН: 1095260013793) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 24.02.2022 N 515-12-10/2022
и установил:
акционерное общество "Нижегородская областная коммунальная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 24.02.2022 N 515-12-10/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 6000 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 06.06.2022 требование удовлетворил частично, постановление Инспекции изменил в части назначенного административного наказания, уменьшив размер назначенного штрафа до 5000 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с вынесенными судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, состав и событие административного правонарушения в его действиях отсутствуют. Заявитель указывает, что Инспекцией установлены неисправность наружной линии (системы) водоотведения (канализации) в месте расположения дома, переполнение выпускных колодцев, отсутствие визуализации выпусков, однако материалами дела не подтверждается факт превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления коммунальной услуги по водоотведению.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.11.2022 в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Радченковой Н.Ш. на судью Когута Д.В.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий 09.02.2022 Инспекция установила, что Общество не обеспечило бесперебойное круглосуточное водоотведение жителям многоквартирного дома по адресу Нижегородская область, Балахнинский муниципальный район город Балахна, улица Некрасова, дом 14, что является нарушением пункта 8 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Результаты проверки отражены в акте от 03.02.2022 N 515-12-10/2022.
Усмотрев наличие в действиях Общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), уполномоченное должностное лицо административного органа составило протокол об административном правонарушении от 09.02.2022 N 515-12-10/2022.
Постановлением Инспекции от 24.02.2022 N 515-12-10/2022 Общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 7.23 КоАП РФ и Правилами N 354, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела факта совершения правонарушения, счел возможным снизить размер назначенного штрафа до 5000 рублей.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В статье 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" устанавливающие в приложении N 1 Требования к качеству коммунальных услуг (далее - Приложение N 1).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, к которым относится и услуга по отведению сточных вод. Согласно подпунктам "а" - "в" пункта 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги - горячее и холодное водоснабжение и водоотведение.
В разделе III приложения N 1 к Правилами N 354 установлены требования к качеству коммунальной услуги водоотведения, а именно, бесперебойное круглосуточное водоотведение в течение года; допустимая продолжительность перерыва водоотведения: не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии) (пункт 8).
В силу подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
На основании подпункта "а" пункта 149 Правил N 354 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, в том числе за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Суды установили, что Общество не обеспечило бесперебойное круглосуточное водоотведение жителям многоквартирного дома, поскольку при проведении проверки его деятельности выявлены неисправность наружной линии (системы) водоотведения (канализации) в месте расположения дома, переполненность выпускных колодцев, выпуски которых не было видно, в связи с этим суды пришли к выводу о доказанности Инспекцией обстоятельств, послуживших основанием для установления наличия в действиях (бездействии) Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В то же время суды не учли следующее.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в нарушении нормативного обеспечения населения коммунальными услугами либо режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Приложением N 1 установлен (пункт 8) режим обеспечения населения коммунальной услугой по водоотведению - бесперебойное круглосуточное водоотведение в течение года.
Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги и допустимые отклонения качества коммунальной услуги - допустимая продолжительность перерыва водоотведения: не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии).
Административным органом не представлено доказательств того, что услуга водоотведения в многоквартирном доме оказывалась с превышением допустимой продолжительности перерыва водоотведения. В качестве объективной стороны рассматриваемого правонарушения административный орган в протоколе и обжалуемом постановлении указал о неисправности наружной линии водоотведения и переполнении выпускных колодцев.
Суд кассационной инстанции считает, что ненадлежащее содержание сетей канализации многоквартирного дома не свидетельствует о нарушении обществом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Из постановления административного органа не следует, что Общество, которое предоставляло собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальную услугу водоотведения, нарушило режим бесперебойного круглосуточного в течение года предоставления услуги либо нарушило режим допустимой продолжительности перерыва в предоставлении данной коммунальной услуги, в связи с чем административный орган пришел к неправомерному выводу о наличии в действиях общества события правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
У судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для признания законным постановления Инспекции от 24.02.2022 N 515-12-10/2022 о привлечении к административной ответственности, то есть судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
В связи с неправильным применением норм материального права решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по делу N А43-5998/2022 в силу части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частями 1 и 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по делу N А43-5998/2022 отменить, кассационную жалобу акционерного общества "Нижегородская областная коммунальная компания" - удовлетворить.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что Общество не обеспечило бесперебойное круглосуточное водоотведение жителям многоквартирного дома, поскольку при проведении проверки его деятельности выявлены неисправность наружной линии (системы) водоотведения (канализации) в месте расположения дома, переполненность выпускных колодцев, выпуски которых не было видно, в связи с этим суды пришли к выводу о доказанности Инспекцией обстоятельств, послуживших основанием для установления наличия в действиях (бездействии) Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
...
Из постановления административного органа не следует, что Общество, которое предоставляло собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальную услугу водоотведения, нарушило режим бесперебойного круглосуточного в течение года предоставления услуги либо нарушило режим допустимой продолжительности перерыва в предоставлении данной коммунальной услуги, в связи с чем административный орган пришел к неправомерному выводу о наличии в действиях общества события правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 ноября 2022 г. N Ф01-6734/22 по делу N А43-5998/2022