Нижний Новгород |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А11-14930/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.12.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Левановой Л.В. (доверенность от 01.01.2022)
от заинтересованного лица: Тигина Н.А. (доверенность от 22.05.2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.06.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022
по делу N А11-14930/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга"
(ОГРН: 1177746828225, ИНН: 7704440018)
о признании недействительным предписания
Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области
от 24.11.2021 N 1243-01-02
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области (далее - Инспекция) от 24.11.2021 N 1243-01-02.
Решением суда от 16.06.2022 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что действующим законодательством предусмотрено обязательное наличие в платежном документе строки "К оплате за расчетный период" для возможности оплаты текущих платежей, поэтому при наличии одного штрих-кода с указанием итоговой суммы у потребителей не имеется возможности внести плату за текущий расчетный период. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установили суды, Инспекция провела внеплановую документарную проверку с целью проверки фактов, указанных в обращениях граждан по вопросу соблюдения Обществом требований законодательства при оформлении платежных документов на оплату коммунальных услуг.
В ходе проведения проверки Инспекция установила следующее.
При анализе платежного документа по жилищно-коммунальным услугам за сентябрь 2021 года, выставленного гражданину-потребителю, Инспекция установила, что к текущим начислениям платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами добавлена задолженность по оплате услуг за предыдущий период, которая должна отображаться в справочном поле.
Инспекция указала, что форма платежного документа должна содержать два штрих-кода для возможности оплаты не только текущих начислений платы за жилищно-коммунальные услуги за текущий месяц, но и с учетом общей суммы задолженности.
Результаты проверки оформлены актом от 24.11.2021 N 2224-01- 02.
Инспекция 24.11.2021 выдала Обществу предписание N 1243-01-02, в соответствии с которым оно обязано в срок до 24.12.2021 привести форму платежных документов в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 20, 153, 154 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 9-12 и 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Инспекции не имелось оснований для выдачи предписания, и удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции руководствовался этими же нормами, согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили, и заявитель жалобы не оспаривает, что предписание выдано Службой в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
На основании части 1 статьи 153 Кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Правила N 354 определяют порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 67 Правил N 354 следует, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Согласно пункту 71 Правил N 354 примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Данной формой платежного документа предусмотрена графа "К оплате за расчетный период", в которой отражаются начисления за каждый вид жилищно-коммунальной услуги, потребленной в расчетном периоде, а также графа "Итого к оплате", в которой отражаются начисления с учетом имеющейся задолженности за предыдущие периоды.
Приняв во внимание подпункт "ж" пункта 69 Правил N 354, суды сделали вывод о том, что в законодательстве не закреплена возможность выставления собственникам и иным законным владельцам жилых помещений корректировочных платежных документов на оплату коммунальных услуг за прошедшие периоды, предусматривает отражение перерасчетов в квитанциях за текущий период.
Таким образом, сумма корректировки оплаты указывается в платежных документах в качестве перерасчета, то есть снижения или увеличения платы за услуги, при этом перерасчеты размера платы за коммунальные услуги осуществляются в текущем расчетном периоде, за который начисляется плата.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что форма платежного документа Общества соответствует требованиям Правил N 354, примерной форме платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утвержденной приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр. Подпунктом "k(1)" пункта 69 Правил N 354 предусмотрено наличие в платежном документе штрихового кода, предусмотренного требованиями ГОСТ Р 56042-2014. В штриховой код единого платежного документа Общества включены все обязательные реквизиты платежа.
При указанных обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что по имеющемуся в платежном документе штрих-коду потребитель может оплатить коммунальные услуги либо только исходя из начислений за расчетный период, либо с учетом задолженности, и признали предписание Инспекции незаконным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.06.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 по делу N А11-14930/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приняв во внимание подпункт "ж" пункта 69 Правил N 354, суды сделали вывод о том, что в законодательстве не закреплена возможность выставления собственникам и иным законным владельцам жилых помещений корректировочных платежных документов на оплату коммунальных услуг за прошедшие периоды, предусматривает отражение перерасчетов в квитанциях за текущий период.
...
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что форма платежного документа Общества соответствует требованиям Правил N 354, примерной форме платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утвержденной приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр. Подпунктом "k(1)" пункта 69 Правил N 354 предусмотрено наличие в платежном документе штрихового кода, предусмотренного требованиями ГОСТ Р 56042-2014. В штриховой код единого платежного документа Общества включены все обязательные реквизиты платежа."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 декабря 2022 г. N Ф01-7064/22 по делу N А11-14930/2021