Нижний Новгород |
|
02 декабря 2022 г. |
Дело N А28-16173/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.12.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Домрачевой Н.Н.
при участии представителя от заявителя: Шурыгина А.Н. (доверенность от 06.09.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.03.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022
по делу N А28-16173/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс"
(ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Кировской области о привлечении к административной ответственности
и установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция) от 16.11.2021 N 1409 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 7000 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 01.03.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Общество указывает, что оно повторно привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила; отзыв на кассационную жалобу не представила.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки информации потребителя, проживающего в многоквартирном доме по адресу город Киров, улица Подгорная, дом 18 (далее - МКД N 18), Инспекция установила факт отсутствия коммунальной услуги - горячего водоснабжения в период с 22.07.2021 по 12.08.2021.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.23 КоАП РФ Инспекция составила протокол от 29.09.2021 N 17431/7/2021 и вынесла постановление от 16.11.2021 N 1409 о назначении наказания в виде штрафа в размере 7000 рублей.
Общество оспорило постановление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями АПК РФ, КоАП РФ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу и отказал в удовлетворении заявления.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
В статье 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
На основании части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В силу пункта 4 приложения N 1 к Правилам N 354 продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, действовавших до 01.03.2021, установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 утверждены и введены в действие с 01.03.2021 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
При этом период допустимого отключения систем горячего водоснабжения СанПиН 1.2.3685-21 не установлен.
В соответствии с пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Исходя из пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889).
Согласно пункту 3 Правил N 889 в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" вывод в ремонт осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием выводимых в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Согласно пункту 4 Правил N 889 вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - сводный план), утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт (далее - заявка), а также уведомлений о внеплановом ремонте.
Пунктом 10 Правил N 889 установлено, что при необходимости внесения изменений в сводный план, в том числе продления сроков ранее начатых ремонтов, владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей подают в орган местного самоуправления заявку на внесение изменений в сводный план, которая должна содержать обоснование изменения сроков ремонтов.
Особенности вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения в ремонт или из эксплуатации регламентированы разделом IV Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 (далее - Правила N 642).
Согласно пункту 97 Правил N 642 осуществление вывода в ремонт и (или) из эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, производится по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого осуществляется горячее водоснабжение с использованием указанных объектов.
В силу пункта 98 Правил N 642 вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонта объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в планово-предупредительный ремонт, а также уведомлений о внеплановом ремонте.
В случае осуществления внепланового ремонта собственник или иной законный владелец объектов централизованной системы горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, направляет в органы местного самоуправления в течение 1 рабочего дня со дня начала внепланового ремонта уведомление с указанием объектов централизованной системы горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, выведенных во внеплановый ремонт, и сроков ремонта (пункт 107 Правил N 642).
Постановлением администрации города Кирова от 23.11.2020 N 2574-п (далее - Постановление N 2574-п), в том числе со ссылкой на Правила N 889, СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержден Сводный план вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году.
В силу пункта 2 Постановления N 2574-п ресурсоснабжающим, транспортирующим и обслуживающим объекты теплового хозяйства организациям в период ежегодных профилактических ремонтов указано производить отключение систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток.
Постановлением администрации города Кирова от 30.08.2021 N 1942-п внесены изменения в Постановление N 2574-п, в соответствии с которыми из него исключена ссылка на СанПиН 2.1.4.2496-09, пункт 2 изложен в следующей редакции: "2. Ресурсоснабжающим, транспортирующим и обслуживающим объекты теплового хозяйства организациям в период ежегодных профилактических ремонтов рекомендуется производить отключение систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток".
В то же время утвержденный Постановлением N 2574-п Сводный план-график содержит применительно к каждому из указанных в нем ремонтных мероприятий на сетях и отключаемых в связи с этим потребителей с наименованием многоквартирного дома конкретный срок выполнения работ.
Как видно из материалов дела, Общество по отношению к МКД N 18 является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем, осуществляющим продажу коммунального ресурса (горячей воды), в связи с чем на него распространяется обязанность по соблюдению нормативно установленных требований при предоставлении потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
По причине проведения Обществом ремонтных работ по устранению дефектов на наружных тепловых сетях в МКД N 18 в период с 22.07.2021 по 12.08.2021, который превышает 14 дней, отсутствовало горячее водоснабжение. Данный факт Обществом по существу не оспаривается.
В обозначенный период отсутствия горячего водоснабжения в МКД N 18 (с 22.07.2021 по 12.08.2021) действовал пункт 2 Постановления N 2574-п в редакции, предусматривавшей обязательность соблюдения 14-суточного срока отключения систем горячего водоснабжения жилых домов. Новая редакция данной нормы была введена постановлением администрации города Кирова от 30.08.2021 N 1942-п, то есть после истечения указанного периода.
Несоблюдение Обществом 14-дневного срока отключения систем горячего водоснабжения в МКД N 18 влечет применение к нему меры ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Довод Общества о том, что оно дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение, обоснованно отклонен судами нижестоящих инстанций.
Постановление Инспекции от 05.10.2021 N 1261 в отношении Общества вынесено по результатам рассмотрения обращения потребителей коммунальных услуг от 05.07.2021 N Ц-4715 и от 13.07.2021 N Ш-4917. При рассмотрении указанных обращений на основании отчета о суточных параметрах, представленного ООО "УК "Комфорт" за период с 01.06.2021 по 26.07.2021, Инспекцией установлено, что в этот период, превышающий установленную предельную продолжительность отключения горячего водоснабжения (14 дней) в МКД N 18 отсутствовал соответствующий коммунальный ресурс. В этой связи в данных действиях Общества в обозначенный период имелось самостоятельное событие административного правонарушения, за которое оно и было привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением Инспекции от 16.11.2021 N 1409 Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в МКД N 18 за иной период, а именно за период с 22.07.2021 по 12.08.2021. Указанное нарушение выявлено Инспекцией при проверке обоснованности обращения от 13.08.2021 N 64-1-12-17431, в рамках которой административному органу Администрацией города Кирова была представлена информация от 25.08.2021 N 3875-18-10 об отсутствии горячего водоснабжения в спорном МКД в период с 22.07.2021 по 12.08.2021 по причине проведения ремонтных работ на наружных тепловых сетях. Кроме того, ООО "УК "Комфорт" предоставило Инспекции ведомости учета параметров потребления горячей воды с 22.07.2021 по 30.08.2021, согласно которым соответствующий коммунальный ресурс в МКД N 18 отсутствовал с 22.07.2021 по 12.08.2021.
Непринятие Обществом достаточных мер для обеспечения потребителей спорного МКД коммунальной услугой по ГВС в соответствии с нормативными требованиями в период с 27.07.2021 по 12.08.2021 (за пределами периода, вмененного постановлением от 05.10.2021 N 1261) образует самостоятельное событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, поскольку такой период составляет более 14 суток.
С учетом указанных обстоятельств постановления Инспекции от 05.10.2021 N 1261 и от 16.11.2021 N 1409 вынесены в отношении Общества за совершение административных правонарушений, имеющих разные события, а именно за бездействие, установленное в разные временные периоды; дела были возбуждены и рассмотрены Инспекцией на основании самостоятельных поводов (обращений). В этой связи оснований полагать, что Общество в нарушение части 5 статьи 4.1 и пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение (одно и то же действие (бездействие)), в рассматриваемом случае не имеется.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Административное наказание назначенное Обществу оспариваемым постановлением соответствует характеру совершенного заявителем правонарушения.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 01.03.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 по делу N А28-16173/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Непринятие Обществом достаточных мер для обеспечения потребителей спорного МКД коммунальной услугой по ГВС в соответствии с нормативными требованиями в период с 27.07.2021 по 12.08.2021 (за пределами периода, вмененного постановлением от 05.10.2021 N 1261) образует самостоятельное событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, поскольку такой период составляет более 14 суток.
С учетом указанных обстоятельств постановления Инспекции от 05.10.2021 N 1261 и от 16.11.2021 N 1409 вынесены в отношении Общества за совершение административных правонарушений, имеющих разные события, а именно за бездействие, установленное в разные временные периоды; дела были возбуждены и рассмотрены Инспекцией на основании самостоятельных поводов (обращений). В этой связи оснований полагать, что Общество в нарушение части 5 статьи 4.1 и пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение (одно и то же действие (бездействие)), в рассматриваемом случае не имеется.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, соблюден."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 декабря 2022 г. N Ф01-5596/22 по делу N А28-16173/2021