Нижний Новгород |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А28-11589/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Павлова В.Ю., Трубниковой Е.Ю.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "Моспромстройматериалы-Вятка"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 21.04.2022,
принятое судьей Едоминой С.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.08.2022,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Волковой С.С., Кононовым П.И.,
по делу N А28-11589/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Моспромстройматериалы-Вятка"
(ИНН: 4345089335, ОГРН: 1044316564313)
о признании незаконным распоряжения Министерства лесного хозяйства Кировской области от 24.08.2020 N 404 "Об отказе в проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Моспромстройматериалы-Вятка" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Министерства лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство) от 24.08.2020 N 404 "Об отказе в проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка". Общество просило суд обязать Министерство устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов.
Заявленное требование основано на статье 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что решение Министерства, по мнению заявителя, является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности. Нахождение лесного участка в зоне местного потребления не является основанием, установленным законом, для отказа в проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды такого участка.
Арбитражный суд Кировской области решением от 21.04.2022, оставленным в силе постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.08.2022, отказал в удовлетворении заявленных требований. Суды исходили из того, что спорный лесной участок в силу положений Лесного плана не может быть предоставлен в аренду, и Министерство правомерно отказало Обществу в проведении открытого конкурса.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и удовлетворить его требования. По мнению заявителя, вопреки требованиям типовой формы лесного плана, в Лесной план Кировской области введены ограничения использования лесных участков путем выделения пяти зон внутри одного вида пользования - заготовки древесины; статьи 81 и 82 Лесного кодекса Российской Федерации не наделяют органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по управлению лесными участками из федеральной собственности, в том числе в части ограничения их использования. Кассатор полагал, что в силу изложенного Указ Губернатора Кировской области от 29.12.2018 N 165 не подлежит применению, поскольку противоречит Лесному кодексу Российской Федерации; Лесной план Кировской области принят с превышением полномочий. Спорный участок не входит в зону обеспечения потребности граждан и ограничение его предоставления не предусмотрено законом. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Общества - без удовлетворения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Общество 13.08.2020 обратилось в Министерство с заявлением о намерении принять участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка с целью заготовки древесины, с кадастровым номером 43:13:000000:440 со следующим местоположением, в Кировской области, Котельничском районе, Котельничское лесничестве:
кварталы 49 - 65, 81 - 85 и 88 - 98 Котельничского участкового лесничества,
кварталы 28 - 41, 56 - 61 и 68 - 71 Сюзюмского участкового лесничества,
кварталы 7, 18, 19, 25, 34 - 36, 41 и 42 Черновского участкового лесничества,
кварталы 21 - 23, 36 - 38, 49 - 53, 64 - 72, 83 - 91, 107 и 108 Ежихинского участкового лесничества,
кварталы 1 - 19 Котельничского сельского участкового лесничества.
Министерство приняло распоряжение от 24.08.2020 об отказе в проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины, на основании пункта 3 части 8 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку лесной участок не может быть предоставлен в аренду.
Общество, посчитав решение Министерства незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела и оценив доводы жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно статье 200 (частям 4 и 5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган.
В силу статей 71 (части 1 - 3) и 73.1 (часть 1) Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам на основании, в том числе, договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду. Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с данным кодексом. Договор аренды лесного участка заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением отдельных случаев, установленных этим кодексом.
Согласно статье 80.1 (части 1, 2, 6 - 9) Лесного кодекса Российской Федерации открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с их полномочиями. Такое распоряжение принимается на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, владеющим на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации (объекты глубокой переработки древесины).
Порядок рассмотрения заявления о проведении конкурса утверждается Правительством Российской Федерации (постановление от 04.12.2018 N 1475).
Решение о проведении конкурса или об отказе в проведении конкурса принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения заявления о проведении конкурса. Решение об отказе в проведении конкурса принимается, в том числе, в случае, если заявление подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решение об отказе в проведении конкурса, содержащее мотивированное обоснование такого отказа, направляется органом государственной власти или органом местного самоуправления лицу, подавшему заявление о проведении конкурса, в течение одного рабочего дня с даты принятия такого решения. Лицо, подавшее заявление о проведении конкурса, вправе обжаловать решение об отказе в проведении конкурса в судебном порядке.
В соответствии со статьями 85 и 86 Лесного кодекса Российской Федерации, планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.
В лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К нему прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, а также зон их планируемого освоения. Лесной план утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.12.2017 N 692).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Министерства является законным.
Суды обоснованно исходили из того, что основанием для принятия оспариваемого распоряжения явилось то, что согласно действующему Лесному плану Кировской области и включенной в него Карте-схеме зон планируемого освоения лесов для различных видов их использования с дифференциацией по интенсивности освоения (приложение 1.4), спорный лесной участок находится в зоне местного потребления (зона 3).
Указанная зона предназначена для заготовки древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд, заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе при рубке спелых и перестойных лесных насаждений, а также рубки лесных насаждений субъектами малого и среднего предпринимательства на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, заключенных по результатам аукционов. Данная зона представляет собой лесные участки, не переданные в пользование или аренду, а также лесные участки, право пользования или аренды на которые будет прекращено в период действия разрабатываемого Лесного плана.
Пространственное размещение зон планируемого освоения отображено на карте-схеме зон планируемого освоения лесов для различных видов их использования с дифференциацией по интенсивности освоения (приложение 1.4).
Согласно приложению к Лесному плану Кировской области "Карта-схема зон планируемого освоения лесов для различных видов использования с дифференциацией по интенсивности освоения" испрашиваемый лесной участок входит в состав третьей зоны - "зона местного потребления", отнесен к территории аукционного представления и не может быть предоставлен в аренду в порядке статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Общество не привело доказательств отнесения спорного земельного участка к иной зоне, возможной для передачи в аренду для заготовки древесины по условиям проведенного конкурса.
Окружной суд отмечает, что вопреки позиции заявителя, оснований для применения в настоящем споре пункта 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признания Лесного плана Кировской области несоответствующим положениям Лесного кодекса Российской Федерации и приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.12.2017 N 692 у судов не имелось. Довод кассатора об обратном основан на неправильном толковании названного приказа.
Названным приказом предусмотрена разработка в составе лесного плана карты-схемы зон планируемого освоения лесов для различных видов их использования с дифференциацией по интенсивности освоения.
Из буквального содержания наименования следует, что зоны интенсивности освоения должны быть установлены в отношении каждого вида использования лесных участков. Установление зон интенсивности лесопользования предназначено, в том числе, для соблюдения баланса интересов субъектов, заинтересованных в использовании лесных участков, а также публичного собственника. Объективно необходимо резервирование лесных участков, используемых для заготовки древесины, в интересах социально незащищенных слоев населения, учреждений, созданных для исполнения специальных функций государства, а также для иных целей, предусмотренных программой развития субъекта Российской Федерации. Игнорирование указанных задач при разработке лесного плана не отвечает целям управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Позиция судов не препятствует заявителю в оспаривании Лесного плана Кировской области в самостоятельном порядке, установленном для признания незаконными нормативных актов субъектов Российской Федерации.
Примененный в настоящем деле правовой подход не признан неправомерным Верховым Судом Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2022 N 301-ЭС22-19874).
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суды правомерно отказали в удовлетворении требований Общества.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 21.04.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.08.2022 по делу N А28-11589/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Моспромстройматериалы-Вятка" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
В.Ю. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно приложению к Лесному плану Кировской области "Карта-схема зон планируемого освоения лесов для различных видов использования с дифференциацией по интенсивности освоения" испрашиваемый лесной участок входит в состав третьей зоны - "зона местного потребления", отнесен к территории аукционного представления и не может быть предоставлен в аренду в порядке статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
...
Окружной суд отмечает, что вопреки позиции заявителя, оснований для применения в настоящем споре пункта 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признания Лесного плана Кировской области несоответствующим положениям Лесного кодекса Российской Федерации и приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.12.2017 N 692 у судов не имелось. Довод кассатора об обратном основан на неправильном толковании названного приказа.
...
Примененный в настоящем деле правовой подход не признан неправомерным Верховым Судом Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2022 N 301-ЭС22-19874)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 декабря 2022 г. N Ф01-6969/22 по делу N А28-11589/2020