Нижний Новгород |
|
06 декабря 2022 г. |
Дело N А29-3967/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.12.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от ответчика: Щеголева Е.Н. (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрел кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.12.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022
по делу N А29-3967/2021
по иску акционерного общества по добыче угля "Воркутауголь"
(ИНН: 1103019252, ОГРН: 1021100807452)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"
(ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
об урегулировании договорных разногласий
и установил:
акционерное общество по добыче угля "Воркутауголь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - Региональный оператор) об обязании заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 11.01.2021 N 4062/РОП/2021, пункт 12 которого изложить в редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 15 исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов; пункты 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов", а приложения N 1 и 2 принять в редакции протокола разногласий от 02.02.2021.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.12.2021 иск удовлетворен частично. Суд урегулировал разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора от 11.01.2021 4062/РОП/2021, в редакции Общества с исключением из приложения
2 к договору сведений о единичном объеме контейнеров 8 м
.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Региональный оператор не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Региональный оператор настаивает на том, что периодичность вывоза ТКО должна соответствовать срокам временного накопления несортированных ТКО, установленным санитарными правилами и нормами, соблюдение которых является обязательным как для регионального оператора, так и для потребителя в части периодичности вывоза ТКО. Региональный оператор также полагает, что при заключении договора об оказании услуг по обращению с ТКО количество и объем контейнеров, необходимых для накопления ТКО юридических лиц, в соответствии с пунктом 7.4 Порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 N 302, подлежит определению исходя из установленных нормативов накопления ТКО. Поскольку объекты Общества имеют в своем составе как административные, так и бытовые помещения, к ним подлежит применению норматив, установленный приказом Республики Коми от 30.12.2016 N 20-24-Т.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе, дополнении к ней и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Судебное разбирательство по рассмотрению кассационной жалобы перенесено на 21.09.2022 на 13 часов 30 минут (определением от 30.08.2022).
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание рассмотрение кассационной жалобы отложено на 19.10.2022
Определением суда от 19.10.2022в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Когута Д.В. на судью Бердникова О.Е.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 26.10.2022 на 11 часов 15 минут.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 22.11.2022.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 29.1.2022 на 11 часов 15 минут.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ООО "Региональный оператор Севера" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми и осуществляет деятельность в соответствии с соглашением от 22.06.2018, заключенным с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, с 01.11.2018.
Региональный оператор направил Обществу проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с которым Региональный оператор (исполнитель) обязуется принимать ТКО со следующих объектов Общества (потребителя), расположенных в Республике Коми:
1. СП "Шахта Воркутинская";
2. СП "Шахта Заполярная";
3. СП "Шахта Воргашорская";
4. СП "Шахта Комсомольская";
5. СП "Печорская ЦОФ";
6. СП "СП Воркутинский механический завод";
7. Универсально-спортивно-зрелищный комплекс "Олимп";
8. Гостиница "Горняк";
9. Исполнительный аппарат АО "Воркутауголь";
10. СП "Воркутинское транспортное предприятие";
11. СП "Воркутинское транспортное предприятие";
12. СП "Воркутинское транспортное предприятие";
13. СП "Воркутинское транспортное предприятие";
14. СП "Воркутинское транспортное предприятие";
15. СП "Угольный разрез "Юньягинский".
Согласно пункту 12 договора стороны производят учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами N 505 следующим способом: пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 (Приложение N 2) исходя из нормативов накопления ТКО.
Общество заявило отказ от подписания договора и предложило внести в него изменений (письмо от 02.02.2021 N ИСХ/ВУ-21-000573), а именно: внести изменения в пункт 12 договора и пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 15 приложения N 2 к договору и производить расчет стоимости услуг с учетом следующего объема ТКО:
1. СП "Шахта Воркутинская" - 288,00 м3;
2. СП "Шахта Заполярная" - 78,00 м3;
3. СП "Шахта Воргашорская" - 224,00 м3;
4. СП "Шахта Комсомольская" - 192,00 м3;
5. СП "Печорская ЦОФ" - 416,00 м3;
6. СП "СП Воркутинский механический завод" - 360,00 м3;
15. СП Угольный разрез "Юньягинский" - 78,00 м3.
Региональный оператор направил Обществу протокол урегулирования разногласий, в котором пункт 12 договора изложен в редакции Регионального оператора: учет объема и массы ТКО должен осуществляться исходя из нормативов накопления ТКО (письмо от 09.03.2021 N РО-4512/лс).
Стороны не урегулировали условия договора, поэтому Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 421, 422, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.06.1998 89-ФЗ
Об отходах производства и потребления
, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016
1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016
505, Арбитражный суд Республики Коми урегулировал разногласия по договору в редакции Общества, исключив сведения о единичном объеме контейнеров 8 м
.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В пункте 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Согласно правовому подходу, сформированному Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (определение от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54), при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
Разрешая настоящий спор, суды сделали вывод о том, что осуществление коммерческого учета ТКО на объектах Общества по нормативам накопления невозможен, поскольку на территории Республики Коми не утвержден норматив для производственных объектов (каковыми являются угольные шахты, механический завод, угольный разрез).
В связи с этим при урегулировании разногласий между Обществом и Региональным оператором при заключении договора от 11.01.2021 N 4062/РОП/2021 суды отклонили в редакцию Регионального оператора, приняв редакцию Общества об осуществлении коммерческого учета накопления ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, указав при этом на отсутствие в материалах дела доказательств того, что Общество предложило недостоверные ежемесячные объемы ТКО.
Однако судами не учтено следующее.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", которые в силу пункта 1 являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями
В пункте 6 СанПин 2.1.3684-21 указано, что количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 269), в силу пункта 4 которых нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц, а также категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом (пункт 5 Правил N 269); определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 N 524/пр (далее - Методические рекомендации) определены категории объектов и расчетные единицы, которые могут применяться для установления нормативов по каждой из категорий объектов.
В Приложении N 1 к Методическим рекомендациям в отношении категории объектов "Административные здания, учреждения, конторы" подраздел "административные, офисные учреждения" определена расчетная единица, в отношении которой установлен норматив - один сотрудник и один квадратный метр общей площади.
Из СанПиН 2.2.2948-11 "Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ" следует, что наземная часть угольной шахты состоит из комплекса зданий с разным функциональным назначением.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам:
7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ;
7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 33 100 00 00 0 Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 100 00 00 0 Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 200 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 900 00 00 0 Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 36 200 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 36 400 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 37 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 39 400 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 N 20/24-Т (далее - Приказ N 20/24-Т) на территории Республики Коми установлены нормативы накопления, в частности, среднегодовой норматив накопления ТКО в отношении категории объектов "Офисные и бытовые помещении предприятий и организаций" и определена расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив - один сотрудник или 1 м3.
Постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 N 302 на территории Республики Коми утвержден Порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления), на основании пункта 7.4 которого количество и объем контейнеров, необходимых для накопления ТКО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления ТКО в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, руководствуясь приведенными нормами права и возможностью их применения к спорным правоотношениям, приняв во внимание, что Общество по запросу Регионального оператора предоставляло актуальную информацию по договору на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с Правилами N 1156 (отчет формы 4-ФСС с подтверждением распределения сотрудников по объектам), при этом в силу закона условия договора, определенные по усмотрению сторон, не могут противоречить императивным требованиям, суд кассационной инстанции полагает, что количество и объем контейнеров не могут быть определены произвольно и должны обеспечивать условия и способы, безопасные для здоровья населения и среды обитания, в связи с чем решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций в данной части нельзя признать законным и обоснованным.
Следует также признать ошибочным вывод судов в части урегулирования разногласий относительно периодичности вывоза ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
На основании пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
Таким образом, редакция договора, предложенная Обществом, противоречит требованиям законодательства, призванным обеспечить безопасность осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО для населения и окружающей среды.
На основании изложенного суд кассационной инстанции полагает, что суды, неправильно применив нормы материального права, не разрешили возникшие между сторонами разногласия и не установили все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, установление всех имеющих для данного дела обстоятельств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, рассмотреть вопрос о возможности применения к рассматриваемым производственным объектам норматива, установленного Приказом N 20/24-Т, а также определить периодичность вывоза ТКО в соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 3 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.12.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 по делу N А29-3967/2021 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 N 524/пр (далее - Методические рекомендации) определены категории объектов и расчетные единицы, которые могут применяться для установления нормативов по каждой из категорий объектов.
...
Из СанПиН 2.2.2948-11 "Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ" следует, что наземная часть угольной шахты состоит из комплекса зданий с разным функциональным назначением.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам:
...
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 декабря 2022 г. N Ф01-4685/22 по делу N А29-3967/2021
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6285/2023
02.07.2023 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-3967/2021
06.12.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4685/2022
16.05.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-549/2022
09.12.2021 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-3967/2021