Нижний Новгород |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А29-4904/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Трубниковой Е.Ю.
при участии представителя
от муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение
"Детский сад N 18 "Звездочка" г. Воркуты:
Нека Н.В. по доверенности от 01.12.2022,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Водоканал"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.06.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2022
по делу N А29-4904/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканал"
(ИНН: 1103043329, ОГРН: 1081103000846)
к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению
"Детский сад N 17" комбинированного вида "Гнездышко" г. Воркуты
(ИНН: 1103022537, ОГРН: 1021100808926)
о взыскании задолженности и пеней
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 17" комбинированного вида "Гнездышко" г. Воркуты о взыскании 228 926 рублей 21 копеек задолженности по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 15.02.2021 N141745 в виде платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с августа по декабрь 2021 года, неустойки в размере 1/130 учетной ставки Банка России, начисленной по день фактической оплаты долга на сумму долга 10 487 рублей 40 копеек с 05.10.2021, на сумму долга 14 301 рублей с 21.10.2021, на сумму долга 46 605 рублей 87 копеек с 19.11.2021, на сумму долга 123 991 рублей 85 копеек с 17.12.2021, на сумму долга 33 540 рублей 09 копеек долга с 25.01.2022.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 30.06.2022, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2022, произвел замену ответчика с МБДОУ "Детский сад N 17" (ИНН: 1103022537, ОГРН: 1021100808926) на его правопреемника - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 18 "Звездочка" г. Воркуты (ИНН: 1103022625, ОГРН: 1021100808992); исковые требования удовлетворил частично, взыскав с ответчика в пользу истца 55 636 рублей 99 копеек долга за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, а также неустойку, начисленную исходя из 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, в размере 9,5 процентов по 31.03.2022: на 2 097 рублей 48 копеек долга, начиная с 05.10.2021; на 2 860 рублей 20 копеек долга, начиная с 21.10.2021; на 9 321 рублей 17 копеек долга, начиная с 19.11.2021; на 24 798 рублей 37 копеек долга, начиная с 17.12.2021; на 16 559 рублей 77 копеек долга, начиная с 25.01.2022, во взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и соответствующей части пеней отказал.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанций неверно истолковали пункт 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
По мнению Общества, в силу статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) деятельность Учреждения предполагает организацию питания воспитанников. Объем стоков Учреждения составляет менее 30 кубических метров, следовательно, оно относится к числу абонентов, в отношении которых применяется пункт 203 Правил N 644. Кроме того, кассатор не согласен с отказом суда в начислении неустойки по день фактической оплаты долга.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество направило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании просило оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, и установили суды, 15.02.2021 Общество (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и МБДОУ "Детский сад N 17" г. Воркуты (правопредшественник Учреждения) заключили договор, по условиям которого организация обязалась поставлять холодную воду в здание детского сада по адресам: город Воркута, улица Победы, дом 7а (корпус 1), улица Пушкина, дом 27а (корпус 2), улица Московская, дом 8б (корпус 3) и оказывать услуги по водоотведению.
Истец начислил ответчику за спорный период плату за негативное воздействие на работу централизованную систему водоотведения и плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и выставил для оплаты счета-фактуры от 31.08.2021 на сумму 10 487 рублей 40 копеек, от 30.09.2021 на сумму 14 301 рублей, от 31.10.2021 на сумму 46 605 рублей 87 копеек, от 30.11.2021 на сумму 123 991 рублей 85 копеек, от 31.12.2021 на сумму 33 540 рублей 09 копеек, всего на сумму 228 926 рублей 21 копеек.
Претензией от 04.04.2022 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Суды отказали в части взыскания платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и соответствующий части пеней в виду того, что Учреждение не осуществляет самостоятельных видов деятельности по производству готовых пищевых продуктов и блюд, стирке или химической чистке текстильных и меховых изделий.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя Учреждения, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Абонент производит оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносит плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами (подпункт "ж" пункта 35 Правил N 644).
В соответствии с пунктом 203 Правил N 644 для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод, с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов, расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется по формуле:
Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая во взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, исходили из того, что сама по себе организация питания воспитанников образовательного учреждения, стирка текстильных изделий не тождественна деятельности по производству готовых пищевых продуктов и блюд, стирке или химической чистке текстильных и меховых изделий как самостоятельным видам деятельности, которые являются профессиональными видами деятельности.
Окружной суд не соглашается с выводом судов в указанной части на основании следующего.
Лицами, участвующими в деле не оспаривается, что среднесуточный объем сбрасываемых Учреждением сточных вод менее объема, указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644.
В пункте 203 Правил N 644 предусмотрена формула для определения размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, а также определены условия для применения этой формулы. В частности, по названной формуле определяется размер соответствующей платы в отношении абонентов, с объектов которых, используемых в целях осуществления деятельности предприятий общественного питания, либо производства пищевых продуктов, либо стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, в том числе в случае, когда эти виды деятельности не указаны в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц, объем стоков не превышает 30 кубических метров в сутки.
Условия, при которых невозможно начисление платы абонентам в порядке, предусмотренном вторым - шестым абзацами пункта 203 Правил N 644, указаны в седьмом абзаце этого пункта. Это случаи, когда произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных во втором и третьем абзацах названного пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов.
Согласно статье 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Как следует из учредительных документов ответчика, он является организацией, осуществляющей образование дошкольное, образование дополнительное детей и взрослых и предоставление услуг дневному уходу за детьми.
В соответствии с подпунктом 34 статьи 2 Закона N 273-ФЗ под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (подпункт 15 пункта 3 статьи 28 Закона N 273-ФЗ).
В силу пункта 3.1.3 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28, планировка помещений дошкольных организаций и организаций, осуществляющих присмотр и уход за детьми, за исключением помещений, размещенных в жилых помещениях, должна обеспечить возможность формирования, в том числе, иных помещений (помещения для оказания медицинской помощи, пищеблок, помещения для стирки белья) и помещений служебно-бытового назначения.
Согласно пункту 7 таблицы А.2 сводов правил СП 30.13330.2016 и СП 30.13330.2020 "Внутренний водопровод и канализация зданий" в дошкольных образовательных учреждениях с дневным пребыванием детей установлены нормативы расхода водопотребления на 1 ребенка со столовыми, работающими на сырье, и прачечными, оборудованными автоматическими стиральными машинами.
Ответчик является образовательным учреждением дошкольного образования, поэтому по общему правилу должен соответствовать названным стандартам деятельности.
Вопреки выводам судов из пункта 203 Правил N 644 следует, что факт осуществления абонентами, сбрасывающими стоки менее объема, указанного в пункте 124 Правил N 644, соответствующего вида деятельности, в результате которой образуются стоки, состав которых предполагает наличие загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, является достаточным основанием для начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод. Законодательство, помимо абонентов, указанных в третьем абзаце пункта 167 Правил N 644, не содержит исключений в зависимости от того, является ли соответствующая деятельность коммерческой, либо необходима для достижения целей, для которых создавалось юридическое лицо.
В то же время необходимо учитывать, каким образом осуществляется организация питания и стирка белья в такого рода учреждениях, а именно, производятся ли в пищеблоке из продуктов питания готовые блюда и осуществляется мойка посуды после приема пищи обучающимися, организована ли самостоятельная стирка белья в прачечной и т.д.
Поскольку соответствующие обстоятельства не были включены судами в предмет доказывания, дело в части взыскания с Учреждения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и соответствующей суммы пеней подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Аргумент Общества в отношении взыскания неустойки за период с 01.04.2022 по день фактической оплаты задолженности в размере платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, был предметом рассмотрения в судебных инстанциях и правомерно ими отклонен, так как по смыслу постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" и пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Учреждение имеет право на применение последствий, предусмотренных указанными правовыми актами, поскольку находится в равных экономических условиях с иными субъектами хозяйственной деятельности.
Суды в этой части верно указали на то, что действие моратория распространяется, в том числе и на лиц, в отношении которых законодательство не предусматривает возможность их банкротства (учреждения), так как общий характер моратория предполагает, что от обстоятельств, послуживших основанием к его введению, пострадали все лица, так или иначе участвующие в хозяйственном обороте.
При новом рассмотрении дела в соответствующей части суду надлежит учесть изложенное, установить юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения спора, верно применить нормы права к установленным обстоятельствам и принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 3 части 1), 288 (части 1 и 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.06.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2022 по делу N А29-4904/2022 отменить в части отказа во взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение "Детский сад N 18 "Звездочка" г. Воркуты платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и соответствующей части пеней.
Направить дело в указанной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.06.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2022 по делу N А29-4904/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающих двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Ю. Трубникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки выводам судов из пункта 203 Правил N 644 следует, что факт осуществления абонентами, сбрасывающими стоки менее объема, указанного в пункте 124 Правил N 644, соответствующего вида деятельности, в результате которой образуются стоки, состав которых предполагает наличие загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, является достаточным основанием для начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод. Законодательство, помимо абонентов, указанных в третьем абзаце пункта 167 Правил N 644, не содержит исключений в зависимости от того, является ли соответствующая деятельность коммерческой, либо необходима для достижения целей, для которых создавалось юридическое лицо.
...
Аргумент Общества в отношении взыскания неустойки за период с 01.04.2022 по день фактической оплаты задолженности в размере платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, был предметом рассмотрения в судебных инстанциях и правомерно ими отклонен, так как по смыслу постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" и пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Учреждение имеет право на применение последствий, предусмотренных указанными правовыми актами, поскольку находится в равных экономических условиях с иными субъектами хозяйственной деятельности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 декабря 2022 г. N Ф01-6365/22 по делу N А29-4904/2022