Нижний Новгород |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А43-6529/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.12.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
при участии представителей
от заявителя: Вологжаниной А.Г. (доверенность от 06.09.2022),
от заинтересованного лица: Плетос И.А. (доверенность от 10.01.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Нижегородский"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.05.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022
по делу N А43-6529/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Нижегородский" (ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
о признании недействительным предписания
Государственной жилищной инспекции Нижегородской области
от 25.01.2022 N 515-05-518-2021,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Лузина Оксана Евгеньевна,
и установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице филиала "Нижегородский" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 25.01.2022 N 515-05-518-2021.
Решением суда от 19.05.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, нарушили нормы процессуального права и неправильно применили нормы материального права. По мнению кассатора, неизвещение потребителя о проверке, при допуске исполнителя в жилое помещение, не свидетельствует о нарушении порядка проведения проверки; нарушения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правил N 354) при составлении акта снятия показаний от 07.09.2021 N 24 отсутствовали,
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Инспекция в отзыве отклонила доводы заявителя жалобы.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела, Общество является исполнителем коммунальной услуги в многоквартирном доме N 1 по улице 3-й микрорайон города Кстово Нижегородской области.
Для начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в квартире 74 открыт лицевой счет N 927005002.
Контролером 07.09.2021 осуществлено снятие контрольных показаний индивидуального прибора учета горячего водоснабжения по указанному адресу. Согласно акту N 24, показания прибора учета СГВ15 N 37493291 зафиксированы в размере 490 кубических метров.
На основании заявления потребителя от 08.11.2021 представителем Общества осуществлен выход по указанному адресу для снятия контрольных показаний индивидуального прибора учета горячего водоснабжения СГВ-15 N 37493291 (номер пломбы 13277188), актом от 10.11.2021 N 18 зафиксированы показания - 74 кубических метра.
Исходя из зафиксированных 07.09.2021 показаний прибора учета горячего водоснабжения - 490 кубических метров, по лицевому счету N 927005002 произведены доначисления.
С 10.11.2021 показания индивидуального прибора учета горячего водоснабжения СГВ-15 N 37493291 для расчета за соответствующую услугу не учитываются, начисления платы производятся исходя из норматива потребления.
В Инспекцию поступило обращение собственника жилого помещения 74 многоквартирного дома 1 по улице 3 микрорайон города Кстово Нижегородской области. Инспекция в рамках регионального государственного жилищного надзора провела внеплановую документарную проверку, в ходе которой установила несоблюдение 07.09.2021 порядка проверки достоверности показания прибора учета, нарушение пунктов 85, 85(1) Правил N 354.
Результаты проверки отражены в акте от 25.01.2022 N 515-05-518-2021.
Инспекция выдала Обществу предписание от 25.01.2022 N 515-05-518-2021, обязывающее его в срок до 10.03.2022 произвести по лицевому счету N 927005002 перерасчет платы за коммунальную услугу, оказанную в октябре 2021 года, исходя из показаний - 74 кубических метра, начиная с 10.11.2021 до устранения нарушений произвести перерасчет платы исходя из показаний прибора учета СГВ-15 N 37493291.
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Кодекса, положениями Федеральных законов от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами N 354, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили, и лица, участвующие в деле, не оспаривают, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг регулируются Правилами N 354.
В силу пункта 82 Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия, за исключением случаев, если прибор учета электрической энергии установлен начиная с 01.07.2020. В отношении приборов учета электрической энергии, установленных начиная с 01.07.2020, проверки таких приборов учета проводятся гарантирующим поставщиком, сетевой организацией;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители), в том числе до присоединения к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), прибора учета электрической энергии, установленного гарантирующим поставщиком (сетевой организацией - в отношении жилых домов (домовладений). поставщиком (сетевой организацией - в отношении жилых домов (домовладений).
Проверки, указанные в пункте 82 Правил N 354, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета электрической энергии расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца (пункт 83 Правил N 354).
В случае если требуется доступ в жилое или нежилое помещение, электроснабжение которого осуществляется с использованием общедомового имущества в многоквартирном доме, указанные проверки проводятся в согласованные с потребителем дату и время в порядке, предусмотренном пунктом 85 Правил N 354, а в отношении жилых помещений - не чаще 1 раза в 3 месяца.
На основании пункта 85 Правил N 354 проверки, указанные в том числе в пункте 82 Правил N 354, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем и (или) гарантирующим поставщиком в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное:
а) исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, предусмотренным подпунктом "а" пункта 119 Правил N 354, извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика к приборам учета;
б) потребитель обязан обеспечить допуск указанных в подпункте "а" настоящего пункта лиц в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить указанным лицам в срок не позднее 2 дней до даты проведения проверки, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило сообщение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки;
в) лица, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, обязаны провести проверку в указанные в подпункте "а" настоящего пункта дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта - в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки указанное лицо обязано незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном пунктом 85(1) Правил N 354;
г) если потребитель не обеспечил допуск представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом "б" настоящего пункта сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у указанных лиц отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, такие лица составляют акт об отказе в допуске к прибору учета;
д) лица, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, обязаны провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить допуск таких лиц в помещение для проверки.
В соответствии с пунктом 85(1) Правил N 354 указанные в пунктах 62, 81(11), 82 и 85 настоящих Правил акты составляются исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующим поставщиком, немедленно после окончания соответствующих проверок.
Акты подписываются представителем исполнителя, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) Правил N 354, - гарантирующим поставщиком, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения:
а) дата, место, время составление акта;
б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;
в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;
г) подписи исполнителя (его представителя), а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) Правил N 354, - гарантирующего поставщика, потребителя (его представителя);
д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии);
е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением;
ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
Пунктом 85(2) Правил N 354 установлено, что один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом.
Согласно пункту 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен, исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Суды первой и апелляционной инстанций проанализировали в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и установили, что Обществом не соблюден порядок проведения проверки достоверности показаний прибора учета от 07.09.2021, извещение о дате и времени проведения проверки потребителю не направлялось, проверка прибора учета не проводилась, осуществлялось только снятие показаний прибора учета, экземпляр акта не передан потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом, в акте отсутствуют графы для указания возражений (позиции) потребителя (его представителя) в связи выявленным нарушением, указание на состав лиц, участвовавших при проведении проверки и составлении акта, также описание выявленных нарушений, таким образом, акт проверки от 07.09.2021 N 24 составлен с нарушением пункта 85(1) Правил N 354.
Суды пришли к выводу о том, что у Инспекции имелись основания для выдачи оспариваемого предписания.
Требование предписания направлено на проведение Обществом самостоятельного перерасчета платы в соответствии с действующими нормативными положениями. Иного вывода из обстоятельств настоящего дела, в том числе из доводов жалобы, не следует.
Установив, что оспариваемое предписание Инспекции соответствует положениям действующего законодательства и как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на него не предусмотренные законом обязанности, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Иное толкование заявителем положений законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Довод заявителя о правомерности начисления платы за коммунальную услугу по нормативу судом округа отклоняется. Исчерпывающий перечень неисправностей прибора учета, при которых прибор учета считается вышедшим из строя, содержится в пункте 81(12) Правил N 354. Ссылка Общества на типовое руководство по эксплуатации счетчика горячей воды является несостоятельной и правомерно отклонена судами.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.05.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 по делу N А43-6529/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Нижегородский" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице филиала "Нижегородский".
Возвратить публичному акционерному обществу "Т Плюс" в лице филиала "Нижегородский" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 13.10.2022 N 37354.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций проанализировали в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и установили, что Обществом не соблюден порядок проведения проверки достоверности показаний прибора учета от 07.09.2021, извещение о дате и времени проведения проверки потребителю не направлялось, проверка прибора учета не проводилась, осуществлялось только снятие показаний прибора учета, экземпляр акта не передан потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом, в акте отсутствуют графы для указания возражений (позиции) потребителя (его представителя) в связи выявленным нарушением, указание на состав лиц, участвовавших при проведении проверки и составлении акта, также описание выявленных нарушений, таким образом, акт проверки от 07.09.2021 N 24 составлен с нарушением пункта 85(1) Правил N 354.
...
Довод заявителя о правомерности начисления платы за коммунальную услугу по нормативу судом округа отклоняется. Исчерпывающий перечень неисправностей прибора учета, при которых прибор учета считается вышедшим из строя, содержится в пункте 81(12) Правил N 354. Ссылка Общества на типовое руководство по эксплуатации счетчика горячей воды является несостоятельной и правомерно отклонена судами."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 декабря 2022 г. N Ф01-7580/22 по делу N А43-6529/2022