Нижний Новгород |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А11-9326/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.12.2022).
Постановление изготовлено в полном объеме 13.12.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Карасева Е.А. (доверенность от 14.10.2022),
Казбанова М.В. (доверенность от 16.11.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федерального казначейства по Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.04.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022
по делу N А11-9326/2021
по заявлению Департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области (ОГРН: 1033303406322, ИНН: 3329026368)
о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Владимирской области
(ОГРН: 1033301807780, ИНН: 3327101933)
от 08.07.2021 N 28-11-20/22-2750,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Федеральное дорожное агентство
(ОГРН: 1047796331494, ИНН: 7717509757),
Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области
(ОГРН: 1033302006726, ИНН: 3328101767),
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства"
(ОГРН 1025003915441, ИНН 5031035549),
и установил:
Департамент транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Владимирской области (далее - Управление) от 08.07.2021 N 28-11-20/22-2750.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное дорожное агентство (далее - Агентство), Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области (далее - Департамент финансов), Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 04.04.2022 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы и не соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, оспариваемое предписание является законным, поскольку по состоянию на 01.12.2019 значение целевого показателя "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки", Департаментом достигнуто не было. Соглашением N 108-17-2019-084 возможность использования бюджетных средств без достижения установленных соглашением показателей не предусмотрена. Факт исключения с 2021 года из паспорта федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" национального проекта "Безопасные качественные дороги" показателя: "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки", не может быть учтен при оценке действий Департамента в 2019 году (проверяемый период), поскольку это исключение произошло в 2021 году при заключении новых соглашений.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве и представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
Управление и третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Управление провело плановую проверку соблюдения Департаментом условий предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, по результатам которой составило акт от 14.08.2020.
В ходе проверки Управление пришло к выводу о нарушении Департаментом пункта 20 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 N 193, и пункта 4.3.8.5 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Владимирской области от 25.03.2019 N 108-17-2019-084, заключенного Агентством и администрацией Владимирской области (далее - Администрация).
Управление установило, что по состоянию на 01.12.2019 значение целевого показателя "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" Департаментом не достигнуто, денежные средства в размере 5 991 496 рублей 83 копеек в связи с недостижением указанного показателя в федеральный бюджет не возвращены.
Управление, указав на отсутствие в соглашении возможности использования бюджетных средств без достижения установленных соглашением показателей, 30.09.2020 выдало Департаменту представление N 28-11-20/22-3588 об устранении выявленных нарушений в срок до 31.01.2021 (по обращению Департамента срок исполнения требования продлен Управлением до 01.07.2021).
Департамент требования представления N 28-11-20/22-3588 не исполнил, в связи с этим Управление 08.07.2021 выдало Департаменту предписание N 28-11-20/22-2750 о возврате в доход федерального бюджета 5 991 496 рублей 83 копеек в течение 30 календарных дней с даты получения предписания.
Департамент посчитал предписание Управления от 08.07.2021 незаконным и обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 N 193, Арбитражный суд Владимирской области признал незаконным оспариваемое представление надзорного органа и удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 132.1. БК РФ иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения).
В пункте 3 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 N 193 (далее - Правила N 193) установлено, что характеристикой результата реализации регионального проекта является достижение показателей реализации регионального проекта, предусмотренных паспортом федерального проекта.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 17.10.2013 N 1155 утверждена государственная программа Владимирской области "Дорожное хозяйство Владимирской области на 2014 - 2025 годы", ответственным исполнителем которой является Департамент.
В рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" разработан Региональный проект Владимирской области, а также Владимирской городской агломерации на 2019 - 2024 годы "Безопасные и качественные автомобильные дороги Владимирской области", утвержденный 14.12.2018.
В соответствии с соглашением о реализации регионального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги Владимирской области" N 103-2019-R1005-1 (далее - Соглашение N 103-2019-R1005-1), заключенным 14.02.2019 руководителями федерального проекта "Дорожная сеть" и регионального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги Владимирской области", плановые значения показателей федерального проекта по субъекту Российской Федерации на период 2019 - 2024 годов (в процентах) в приложении N 1 определена "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" - 8,5% (2019 год).
На основании пункта 2.2.3 Соглашения N 103-2019-R1005-1 руководитель регионального проекта обеспечивает достижение значений показателей, выполнение задач, результатов федерального проекта по субъекту, а также выполнение плана мероприятий по реализации регионального проекта (при наличии), определенных в соответствии с пунктом 2.2.2 Соглашения N 103-2019-R1005-1.
В целях софинансирования мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов федерального проекта "Дорожная сеть" в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" Агентство и Администрация заключили соглашение от 25.03.2019 N 108-17-2019-084.
Администрация обязалась обеспечить достижение значений результатов регионального проекта, установленных в соответствии с приложением N 1 к соглашению, являющимся его неотъемлемой частью (пункт 4.3.3 Соглашения N 108-17-2019-084); Администрация обязалась обеспечить достижение целевых показателей регионального проекта, предусмотренных паспортом федерального проекта (подпункт 4.3.8.3 Соглашения N 108-17-2019-084).
Как установлено судами, и Департаментом не оспаривается, согласно паспорту федерального проекта "Дорожная сеть" и паспорту регионального проекта "Дорожная сеть Владимирской области" на 2019 год для Владимирской области плановое значение целевого показателя "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" установлено в размере 8,5 процента, однако его значение по состоянию на 01.12.2019 составило 12,77 процента, то есть невыполнение установленного за 2019 год показателя составило 4,27 процента.
В силу подпункта 4.3.8.5 Соглашения N 108-17-2019-084 Администрации обязана обеспечить возврат средств в федеральный бюджет в случаях и порядке, предусмотренными пунктами 20 и 23 Правил N 193.
В пункте 20 Правил N 193 установлено, что в случае, если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря текущего года не достигнуты установленные соглашением результаты реализации регионального проекта, то до 1 мая года, следующего за годом предоставления иных межбюджетных трансфертов, из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет подлежат возврату средства, в размере, определяемом по соответствующей формуле.
Возврат средств из бюджета субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 20 и 23 Правил осуществляется по предложению Федерального дорожного агентства в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 25 Правил N 193).
Следовательно, обязательным условием процедуры возврата бюджетных средств является предложение Агентства возвратить денежные средства.
Судами установлено, что Агентство предложений по возврату спорных сумм из бюджета субъекта Российской Федерации (Владимирской области) в федеральный бюджет не направляло.
Кроме того, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что согласно уточненному отчету по форме федерального статистического наблюдения протяженность автомобильных дорог федерального значения, проходящих по территории Владимирской области и работающих в режиме перегрузки, увеличилась более чем в три раза по сравнению с базовым показателем, включенным в паспорт регионального проекта, исходя из которого определялось значение 8,5 процента; с 01.01.2021 показатель "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" исключен из паспорта федерального проекта "Дорожная сеть"; по информации от 03.12.2020 N 01-25/34872, направленной Агентством Администрации, протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения, работающих в режиме перегрузки, снизилась и составила на конец 2019 года 412,66 километра при базовом значении 428,46 километра, в связи с чем Агентство полагает нецелесообразным применение пункта 20 Правил N 193 и пункта 4.3.8.5 Соглашения в отношении Владимирской области; в соответствии с пунктом 1 раздела II протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 02.12.2020 N МХ-П16-225пр, необходимость возврата средств из бюджета Владимирской области в федеральный бюджет за недостижение результатов в период 2019 - 2021 годов отсутствует.
С учетом изложенного, правомерно руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2020 N 2264 "О неприменении отдельных актов правительства Российской Федерации, касающихся предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Российской Федерации", в силу которого при предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2020 - 2022 годах (за исключением иных межбюджетных трансфертов из резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых в 2021 году) не применяются положения пунктов 20 - 25 Правил N 193, суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для выдачи Департаменту предписания о возврате спорной суммы в федеральный бюджет.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленное Департаментом требование, признав предписание Управления от 08.07.2021 N 28-11-20/22-2750 незаконным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы, по существу, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.04.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 по делу N А11-9326/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что Агентство предложений по возврату спорных сумм из бюджета субъекта Российской Федерации (Владимирской области) в федеральный бюджет не направляло.
Кроме того, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что согласно уточненному отчету по форме федерального статистического наблюдения протяженность автомобильных дорог федерального значения, проходящих по территории Владимирской области и работающих в режиме перегрузки, увеличилась более чем в три раза по сравнению с базовым показателем, включенным в паспорт регионального проекта, исходя из которого определялось значение 8,5 процента; с 01.01.2021 показатель "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" исключен из паспорта федерального проекта "Дорожная сеть"; по информации от 03.12.2020 N 01-25/34872, направленной Агентством Администрации, протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения, работающих в режиме перегрузки, снизилась и составила на конец 2019 года 412,66 километра при базовом значении 428,46 километра, в связи с чем Агентство полагает нецелесообразным применение пункта 20 Правил N 193 и пункта 4.3.8.5 Соглашения в отношении Владимирской области; в соответствии с пунктом 1 раздела II протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 02.12.2020 N МХ-П16-225пр, необходимость возврата средств из бюджета Владимирской области в федеральный бюджет за недостижение результатов в период 2019 - 2021 годов отсутствует.
С учетом изложенного, правомерно руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2020 N 2264 "О неприменении отдельных актов правительства Российской Федерации, касающихся предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Российской Федерации", в силу которого при предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2020 - 2022 годах (за исключением иных межбюджетных трансфертов из резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых в 2021 году) не применяются положения пунктов 20 - 25 Правил N 193, суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для выдачи Департаменту предписания о возврате спорной суммы в федеральный бюджет."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 декабря 2022 г. N Ф01-7139/22 по делу N А11-9326/2021