Нижний Новгород |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А29-4616/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.12.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителя
от истца: Гончарова А.В. (доверенность от 05.04.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвест ДМ"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.03.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022
по делу N А29-4616/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Инвест ДМ"
(ИНН: 1101067500, ОГРН: 1081101003070)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"
(ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Инвест ДМ" (далее - ООО "Инвест ДМ") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - ООО "Региональный оператор Севера", региональный оператор) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 11.01.2021 N 10/РО-П/2021, а именно:
- изложить пункт 12 договора в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", следующим способом - исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, определяемых от количества сотрудников";
- дополнить договор пунктом 10.1 в следующей редакции: "Потребитель обязан в течение пяти рабочих дней уведомить регионального оператора о факте сдачи помещений в аренду третьим лицам, сообщив сведения об арендаторе и переданных в аренду площадях (помещениях)";
- дополнить договор пунктом 10.2 в следующей редакции: "Потребитель обязан в течение пяти рабочих дней со дня наступления события уведомить регионального оператора о возникновении оснований для изменения установленного способа учета объема ТКО или применяемого норматива";
- определить объем принимаемых от собственника твердых коммунальных отходов по помещениям N НП-1, НП-2, НП-3, НП-4, НП-5, НП-6, НП-7, НП-8, НП-9, НП-10, НП-11, НП-12, НП-13, НП-14, НП-15, НП-16, расположенным по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 18, в количестве 13,92 кубического метра в год в соответствии с приложением N 1 к договору от 11.01.2021 N 105/РО-П/2021 в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 06.03.2022 разногласия сторон по спорному договору урегулированы, иск удовлетворен частично.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Инвест ДМ" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и урегулировать разногласия, возникших при заключении договора от 11.01.2021 N 105/РО-П/2021, на условиях истца.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, региональный оператор должен заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с арендаторами нежилых помещений. Фактически суды сузили состав потребителей услуги по обращению с ТКО до собственника недвижимости. Заявитель полагает, что расчет объема ТКО в отношении неиспользуемых (пустующих) помещений исходя из площади является необоснованным, применение в отношении данных помещений норматива, установленного для торговых помещений, недопустимо. Кроме того, суды допустили дисбаланс интересов арендатора и собственника при определении норматива по офисным помещениям, поскольку арендатор при заключении договора с региональным оператором вправе выбрать расчетную единицу по своему усмотрению, а в отношениях между собственником и региональным оператором расчетной единицей во всех случаях применяется площадь.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Региональный оператор, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без его участия.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10.11.2022.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 12.12.2022.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ответчик является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми (соглашение от 22.06.2018, заключенное с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости ООО "Инвест ДМ" является собственником нежилых помещений общей площадью 3207,2 квадратного метра, расположенных по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Коммунистическая, дом 18 (помещение НП-1 площадью 2031 квадратный метр, помещение НП-2 площадью 84,8 квадратного метра, помещение НП-3 площадью 32,4 квадратного метра, помещение НП-4 площадью 66,6 квадратного метра, помещение НП-5 площадью 45,8 квадратного метра, помещение НП-6 площадью 69,4 квадратного метра, помещение НП-7 площадью 58,7 квадратного метра, помещение НП-8 площадью 136,3 квадратного метра, помещение НП-9 площадью 66,3 квадратного метра, помещение НП-10 площадью 208,8 квадратного метра, помещение НП-11 площадью 73,7 квадратного метра, помещение НП-12 площадью 87,5 квадратного метра, помещение НП-13 площадью 11 квадратных метров, помещение НП-14 площадью 72,5 квадратного метра, помещение НП-15 площадью 87,5 квадратного метра, помещение НП-16 площадью 74,9 квадратного метра).
Часть нежилых помещений сдается истцом в аренду по договорам аренды с ИП Яковлевой Е.Г. (часть помещения НП-1 площадью 25 квадратных метров), ИП Вишневским В.В. (часть помещения НП-1 площадью 21,6 квадратного метра), ИП Захидовой Г.Х. (часть помещения НП-1 площадью 25,6 квадратного метра), ИП Кондратюк Н.В. (часть помещения НП-1 площадью 48 квадратных метров), ИП Ясюк Ю.И. (часть помещения НП-1 площадью 51 квадратный метр), ООО "АВК" (часть помещения НП-7 площадью 22,5 квадратного метра), ООО "АВКО" (помещение N 23 площадью 18,8 квадратного метра), ООО "Интеринвест" (офис 43 площадью 1,8 квадратного метра), ИП Советниковым С (офис площадью 34,6 квадратного метра), ООО "Кофейный дворик" (офис площадью 8,7 квадратного метра), ИП Сердитовым И.В. (офис 12 площадью 13,3 квадратного метра), ООО "Норд" (помещение НП-6, офис площадью 39,3 квадратного метра), ООО "Промин" (помещение N 22 площадью 39,4 квадратного метра), ООО "Промин" (помещения общей площадью 1465,6 квадратного метра), ООО "Партнер С" (офис площадью 87,5 квадратного метра), ООО "Ресурсгрупп" (офис площадью 20 квадратных метров), ООО "Солинвест" (помещение N 42 площадью 12,8 квадратного метра), ООО Стоматологический центр "Интерстом" (помещение площадью 38,27 квадратного метра), ООО "Триатон" (помещение N 13 площадью 30 квадратных метров).
Между арендаторами - ООО "АВКО", ООО "Интеринвест", ООО "Норд", ООО "Солинвест", ООО "Куб плюс", ООО "Нординвест", ООО "Промин", ООО "Триатон" заключены прямые договоры с ответчиком на оказание услуг по обращению с ТКО.
Региональный оператор направил в адрес ООО "Инвест ДМ" проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 N 105/РО-П/2021, по условиям пункта 12 которого предложено производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", исходя из нормативов накопления ТКО (подпункт 1, приложение N 1)
Согласно приложению N 1 "Объект и место накопления ТКО" к договору объем принимаемых ТКО за год региональный оператор определил в размере 874,287 кубического метра, местом накопления ТКО определен (МП МК МКД) адрес: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 18.
В соответствии с приложением N 2 "Приложение-расчет за 2021 год" к договору расчет по всем помещениям произведен региональным оператором по нормативу для категории объектов оптово-розничной торговли в размере 0,28 куб. м/год за 1 квадратный метр общей площади.
Не согласившись с предложенной ответчиком редакцией договора, истец направил ему протокол разногласий от 14.12.2020, в котором настаивал на учете объема и (или) массы ТКО исходя из нормативов накопления ТКО по количеству сотрудников.
В связи с возникшими между сторонами разногласиями относительно порядка определения объема ТКО ООО "Инвест ДМ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 8.1, 130, 210, 421, 422, 445, 446, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, Арбитражный суд Республики Коми урегулировал разногласия, удовлетворив иск частично.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В пунктах 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 445 ГК РФ сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение 30 дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (абзац второй пункта 2 статьи 445 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в нежилых помещениях с лицами, владеющими такими нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(4) Правил N 1156).
В пункте 25 Правил N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов и нормативы их накопления.
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании пункта 2 статьи 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В силу правовой позиции, изложенной в ответе на вопрос 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (пункт 2 статьи 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды. Исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды. Поэтому в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что между сторонами имеются разногласия по применению норматива накопления ТКО. По мнению ООО "Инвест ДМ", расчет объема ТКО должен производиться по нормативу, установленному для категории объектов "офисные и бытовые помещения" по количеству сотрудников 1 человек, поскольку обязанность по оплате лежит на арендаторах помещений, ООО "Инвест ДМ" оптово-розничную деятельность не ведет, основным видом его деятельности является сдача помещений в аренду, в организации работает один сотрудник - директор. ООО "Региональный оператор Севера" настаивает на определении объема ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов для объектов оптово-розничной торговли в размере 0,28 куб. м/год в отношении площади всех принадлежащих ООО "Инвест ДМ" помещений.
Руководствуясь правовой позицией, изложенной в ответе на вопрос 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, суды обоснованно отметили, что в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения. В рассматриваемом случае именно истец, как собственник нежилых помещений, несет обязанность по оплате оказанных региональным оператором услуг в отношении тех помещений или части помещений, в которых арендатором не заключены прямые договоры с ответчиком, а также пустующих помещений.
Суды, установив, что каждое нежилое помещение является самостоятельным объектом недвижимости, правомерно урегулировали разногласия об определении способа учета ТКО в отношении каждого нежилого помещения, находящегося в собственности истца, а именно:
- помещение НП-1 площадью 2031 квадратный метр, подвал, - по нормативу накопления ТКО, установленного для объектов оптово-розничной торговли в размере 0,28 кубического метра в год на 1 квадратный метр общей площади. Судами установлено и материалами дела подтверждается, что часть помещения сдается самим истцом в аренду под магазины, а часть помещений сдается его арендатором ООО "Промин" в субаренду для осуществления субарендаторами торговой деятельности. При этом суды сочли необходимым исключить из общей площади помещения площадь 109,3 квадратного метра, поскольку у ООО "Промин" с региональным оператором имеется прямой договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 28.05.2021 N 7099/РО-П/2021, действующий с 01.09.2020, и расчет объема ТКО произведен по нормативу для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций - 0,87 кубического метра в год по количеству сотрудников - 8 человек. Согласно справке ООО "Промин" от 02.03.2022, представленной истцом, помещения N 3, 6, 20, 21, 22, 64, 74, расположенные в нежилом помещении НП-1, используются для размещения сотрудников. Истец не оспаривает факт осуществления арендаторами и субарендаторами торговой деятельности в указанном помещении, в связи с чем оснований для применения в отношении данного помещения норматива накопления ТКО для офисно-бытовых помещений не имеется;
- помещение НП-2 площадью 84,8 квадратного метра, 1 этаж, - по нормативу накопления ТКО, установленного для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,1 кубического метра в год на 1 квадратный метр общей площади. При этом судами установлено и материалами дела подтверждается, что в указанном помещении имеются арендаторы (ИП Советников С.Г. по договору аренды нежилого помещения от 01.02.2021); истец не представил сведений о количестве сотрудников у последних, а также доказательств использования данного помещения для торговли. Напротив, из договора аренды следует, что оно арендовано под офис;
- помещение НП-3 площадью 32,4 квадратного метра, 1 этаж, - по нормативу накопления ТКО, установленного для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,87 куб. м/год по количеству сотрудников - 1 человек. Судами установлено и материалам дела не противоречит, что часть помещения площадью 16,5 квадратного метра сдается в аренду ООО "Промин" по договору аренды нежилых помещений от 01.04.2020, оставшаяся часть помещения является пустующей. С арендатором у ответчика имеется прямой договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 28.05.2021 N 7099/РО-П/2021, действующий с 01.09.2020, согласно которому расчет объема ТКО произведен по нормативу для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,87 кубического метра в год по количеству сотрудников - 8 человек. Доказательств использования данного помещения для торговли не представлено. При этом оснований для расчета объема ТКО и платы за услуги регионального оператора каким-либо иным образом не имеется;
- помещение НП-4 площадью 66,6 квадратного метра, 1 этаж, - по нормативу накопления ТКО, установленного для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,87 кубического метра в год по количеству сотрудников - 1 человек. Судами установлено и материалами дела подтверждается, что часть помещения площадью 42,7 квадратного метра сдается в аренду ООО "Промин" по договору аренды нежилых помещений от 01.04.2020, оставшаяся часть помещения является пустующей. С арендатором у ответчика имеется прямой договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 28.05.2021 N 7099/РО-П/2021, действующий с 01.09.2020, согласно которому расчет объема ТКО произведен по нормативу для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,87 кубического метра в год по количеству сотрудников человек. Доказательств использования данного помещения для торговли не представлено. Оснований для расчета объема ТКО и платы за услуги регионального оператора каким-либо иным образом не имеется;
- помещение НП-5 площадью 45,8 квадратного метра, 1 этаж, - по нормативу накопления ТКО, установленного для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,87 кубического метра в год по количеству сотрудников - 1 человек. Суды установили и материалами дела подтверждается, что часть помещения площадью 30,7 квадратного метра сдается в аренду ООО "Промин" по договору аренды нежилых помещений от 01.04.2020, оставшаяся часть помещения является пустующей. С арендатором у ответчика имеется прямой договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 28.05.2021 N 7099/РО-П/2021, действующий с 01.09.2020, согласно которому расчет объема ТКО произведен по нормативу для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,87 кубического метра в год по количеству сотрудников - 8 человек. Доказательств использования данного помещения для торговли не представлено. Оснований для расчета объема ТКО и платы за услуги регионального оператора каким-либо иным образом не имеется;
- помещение НП-6 площадью 69,4 квадратного метра, 1 этаж, - по нормативу накопления ТКО, установленного для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,87 кубического метра в год по количеству сотрудников - 1 человек. Судами установлено и материалами дела подтверждается, что данное помещение является пустующим. Доказательств обратного, а также того, что данное помещение используется для торговли, не представлено;
- помещение НП-7 площадью 58,7 квадратного метра, 1 этаж, - по нормативу накопления ТКО, установленного для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,1 куб. м/год на 1 метр общей площади, поскольку материалами дела подтверждается и судами установлено, что часть помещения (15,3 квадратного метра) сдано в аренду ИП Турышевой, при этом истец сведений о количестве сотрудников у арендатора не представил. Доказательств, подтверждающих, что данное помещение используется для торговли, ответчик не представил;
- помещение НП-8 площадью 136,3 квадратного метра, 1 этаж, - по нормативу накопления ТКО, установленного для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,87 кубического метра в год по количеству сотрудников - 1 человек. Суды установили и материалами дела подтверждается, что часть помещения площадью 27,5 квадратного метра сдается в аренду ООО "Промин" по договору аренды нежилых помещений от 01.04.2020, оставшаяся часть помещения является пустующей. С арендатором у ответчика имеется прямой договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 28.05.2021 N 7099/РО-П/2021, действующий с 01.09.2020, согласно которому расчет объема ТКО произведен по нормативу для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,87 кубического метра в год по количеству сотрудников - 8 человек. Доказательств, подтверждающих использование данного помещения для торговли, не представлено. Оснований для расчета объема ТКО и платы за услуги регионального оператора каким-либо иным образом не имеется;
- помещение НП-9 площадью 66,3 квадратного метра, 1 этаж, исключено судами из расчета, поскольку, как установили суды, данное помещение полностью сдается в аренду ООО "Промин" по договору аренды нежилых помещений от 01.04.2020. С арендатором у ответчика имеется прямой договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 28.05.2021 N 7099/РО-П/2021, действующий с 01.09.2020. Оснований для возложения бремени по оплате спорных услуг на собственника не имеется;
- помещение НП-10 площадью 208,8 квадратного метра, 1 этаж, - по нормативу накопления ТКО, установленного для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,87 кубического метра в год по количеству сотрудников - 1 человек. Суды установили и материалами дела подтверждается, что часть помещения площадью 19 квадратных метров сдается в аренду ООО "Промин" по договору аренды от 01.04.2020, оставшаяся часть помещения является пустующей. С арендатором у ответчика имеется прямой договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 28.05.2021 N 7099/РО-П/2021, действующий с 01.09.2020, согласно которому расчет объема ТКО произведен по нормативу для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,87 кубического метра в год по количеству сотрудников - 8 человек. Доказательств использования данного помещения для торговли ответчик не представил. Оснований для расчета объема ТКО и платы за услуги регионального оператора каким-либо иным образом не имеется;
- помещение НП-11 площадью 73,7 квадратного метра, антресоль, - по нормативу накопления ТКО, установленного для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,1 кубического метра в год на 1 метр общей площади, поскольку, как установили суды и подтверждается материалами дела, в указанном помещении имеются арендаторы - ООО "Кофейный дворик" (договору аренды от 01.01.2021), ООО "Солинвест" (договор аренды нежилого помещения от 01.06.2020) и ООО "Интеринвест" (договор аренды нежилого помещения от 01.09.2020). При этом сведений о количестве сотрудников у ООО "Кофейный дворик" истец не представил. Из общей площади помещения суды исключили площадь арендуемых помещений (23,6 квадратного метра), арендаторами которых с ответчиком заключены прямые договоры на оказание услуг (с ООО "Солинвест" и с ООО "Интеринвест");
- помещение НП-12 площадью 87,5 квадратного метра, антресоль, - по нормативу накопления ТКО, установленного для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,1 кубического метра в год на 1 квадратный метр общей площади. Судами установлено, что помещение полностью сдается в аренду ООО "Партнер С" по договору аренды от 01.02.2021. Истец не представил сведений о количестве сотрудников у последнего, а также доказательств использования данного помещения для торговли;
- помещение НП-13 площадью 11 квадратных метров, антресоль, исключено судами из расчета, поскольку, как установили суды, данное помещение полностью сдается в аренду ООО "Нординвест" по договору аренды нежилых помещений от 01.04.2020. С арендатором у ответчика имеется прямой договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 25.05.2021 N 7044/РО-П/2021, действующий с 01.11.2020. Оснований для наложения бремени по оплате услуг на собственника не имеется;
- помещение НП-14 площадью 72,5 квадратного метра, антресоль, - по нормативу накопления ТКО, установленного для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,87 кубического метра в год по количеству сотрудников - 1 человек. Суды установили и материалами дела подтверждается, что часть помещения площадью 39,4 квадратного метра сдается в аренду ООО "Промин" по договору аренды нежилого помещения от 01.09.2020 и 18,8 квадратного метра сдается в аренду ООО "АВКО" по договору аренды нежилого помещения от 01.03.2021, оставшаяся часть помещения является пустующей. С арендаторами у ответчика имеется прямой договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 28.05.2021 N 7099/РО-П/2021, действующий с 01.09.2020 (ООО "Промин") и от 28.05.2021 N 7091/РО-П/2021, действующий с 01.03.2021. Согласно данным договорам расчет объема ТКО произведен по нормативу для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,87 кубического метра в год по количеству сотрудников. Доказательств использования данного помещения для торговли ответчиком не представлено. Оснований для расчета объема ТКО и платы за услуги регионального оператора каким-либо иным образом не имеется;
- помещение НП-15 площадью 87,5 квадратного метра, антресоль, - по нормативу накопления ТКО, установленного для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций - 0,1 кубического метра в год на 1 метр общей площади, поскольку, как установили суды и материалами дела подтверждается, часть помещения (24,6 квадратного метра) сдается в аренду ООО "Ресурс Групп" по договору аренды от 01.02.2021. Сведений о количестве сотрудников у арендатора истец не представил, наличия прямого договора на оказание услуг по обращению с ТКО у арендатора с региональным оператором не имеется. При этом из общей площади помещения суды исключили площадь арендуемого ООО "Триатон" помещения (30 квадратных метров), поскольку у последнего с ответчиком имеется прямой договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 25.05.2021 N 7042/РО-П/2021;
- помещение НП-16 площадью 74,9 квадратного метра, антресоль, - по нормативу накопления ТКО, установленного для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,87 кубического метра в год по количеству сотрудников - 1 человек. Суды установили и материалами дела подтверждается, что часть помещения площадью 39,3 квадратного метра сдается в аренду ООО "НОРД" по договору аренды от 01.03.2021 и 22,5 квадратного метра сдается в аренду ООО "АВК" по договору аренды нежилого помещения от 01.01.2021, оставшаяся часть помещения является пустующей. С арендаторами у ответчика имеются прямые договоры на оказание услуг по обращению с ТКО. Согласно данным договорам расчет объема ТКО произведен по нормативу для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций в размере 0,87 кубического метра в год по количеству сотрудников. Доказательств использования данного помещения для торговли не представлено. Оснований для расчета объема ТКО и платы за услуги регионального оператора каким-либо иным образом не имеется.
Расчет правомерно произведен судами за период с января по декабрь 2021 года исходя из нормативов накопления ТКО на территории Республики Коми, установленных приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 N 20/24-Т, и тарифов на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденных приказом Комитета Республики Коми по тарифам от 18.12.2020 N 16/6.
Суды правомерно указали на отсутствие правовых оснований производить учет ТКО расчетным путем исходя из различных нормативов накопления ТКО в пределах одного и того же помещения, поскольку в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что спорные помещения разделены на самостоятельные объекты путем проведения технической инвентаризации и внесения соответствующий сведений в государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Требования истца в части дополнения договора пунктами 10.1 и 10.2 удовлетворены судами, так как стороны вправе согласовать включение в договор условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации, в том числе в части уведомления регионального оператора об изменившихся у потребителя обстоятельствах.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.03.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 по делу N А29-4616/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвест ДМ" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Инвест ДМ".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу правовой позиции, изложенной в ответе на вопрос 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (пункт 2 статьи 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды. Исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды. Поэтому в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 декабря 2022 г. N Ф01-6344/22 по делу N А29-4616/2021