Нижний Новгород |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А82-18735/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.12.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от третьего лица: Лазаря Н.Ю. (доверенность от 14.12.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.05.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022
по делу N А82-18735/2021
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7729314745, ОГРН: 1027700430889), Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы N 19 (город Ярославль) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по Западному военному округу),
к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН: 7709561778; ОГРН: 1047796607650),
к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору - отделу общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям,
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Военная прокуратура Ярославского гарнизона,
и установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы N 19 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по Западному военному округу) (далее - Учреждение) обратилось в суд с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 08.11.2021 N 10.3-Пс/0179-212/14833вн-2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Военная прокуратура Ярославского гарнизона (далее - Прокуратура).
Решением суда от 31.05.2022 заявленное требование удовлетворено; оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Постановлением апелляционного суда от 27.07.2022 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению Управления, судами не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права. Заявитель указывает на то, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом федерального государственного энергетического надзора. Оспариваемое постановление выдано уполномоченным лицом. Оснований для отмены оспариваемого постановления и удовлетворения заявленного требования у судов не имелось.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установили суды, Прокуратурой 25.08.2021 в военном городке N 311 (д. Прохоровское, Ярославский район, Ярославская область) проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации тепловых сетей в/г N 311.
В ходе проверки установлено, что Учреждением не обеспечивается выполнение пунктов 6.2.1, 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, а именно отсутствует изоляция наружных тепловых сетей, расположенных по адресу: в/г N 311, д. Прохоровское, Ярославский район.
Прокурор 08.09.2021 вынес постановление о возбуждении в отношении Учреждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы проверки направлены в Управление.
Управление, рассмотрев материалы дела, 08.11.2021 вынесло постановление N 10.3-Пс/0179-212/14833вн-2021 о привлечении Учреждения к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 1.6, 9.11, 28.1, 23.30 КоАП РФ, Положением о федеральном государственном энергетическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1085, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, проверка проведена на объектах, подведомственных Министерству обороны, следовательно, у Центрального управления Федеральной службы Ростехнадзора отсутствовали полномочия по рассмотрению дела об административном правонарушении, и удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, образуют действия (бездействие) лиц при использовании топлива, электрической и тепловой энергии, устройстве и эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, а также реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки с нарушением положений соответствующих правил.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в ходе обеспечения безопасности использования энергетических ресурсов, устройств и объектов, их потребляющих или связанных с энергоносителями, а объективная сторона заключается в нарушении установленных норм и правил, в том числе правил устройства и эксплуатации электроустановок.
Управление является организацией, обязанной осуществлять эксплуатацию вышеназванных объектов.
На основании части 1 статьи 23.30, части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.9, 9.11 названного Кодекса, составляются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор.
Вместе с тем, суды установили и материалами дела подтверждается, что Управление создано приказом министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155, находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Управления является деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1085 утверждено Положение о федеральном государственном энергетическом надзоре, которое устанавливает порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора, за исключением государственного энергетического надзора, осуществляемого на объектах, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 55.3 пункта 7 которого Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, федеральный государственный энергетический надзор в Вооруженных Силах.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что дело об административном правонарушении в отношении Управления рассмотрено и постановление о назначении административного наказания N 10.3-Пс/0179-212/14833вн-2021 от 08.11.2021 вынесено неуполномоченным органом.
На основании изложенного суды правомерно признали оспариваемое постановление незаконным и удовлетворили заявленное требование.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Приведенными в кассационной жалобе доводами не опровергаются выводы судов двух инстанций, сделанные на основании оценки доказательств, и по существу эти доводы сводятся к неверному толкованию норм права. Иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о наличии в обжалуемых судебных актов нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущение судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Кодекса заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.05.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022 по делу N А82-18735/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 1 статьи 23.30, части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.9, 9.11 названного Кодекса, составляются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор.
Вместе с тем, суды установили и материалами дела подтверждается, что Управление создано приказом министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155, находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Управления является деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1085 утверждено Положение о федеральном государственном энергетическом надзоре, которое устанавливает порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора, за исключением государственного энергетического надзора, осуществляемого на объектах, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 55.3 пункта 7 которого Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, федеральный государственный энергетический надзор в Вооруженных Силах."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 декабря 2022 г. N Ф01-6691/22 по делу N А82-18735/2021