Нижний Новгород |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А29-2655/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.12.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
администрации сельского поселения "Серегово"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.06.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022
по делу N А29-2655/2022
по иску администрации сельского поселения "Серегово"
(ИНН: 1117005323, ОГРН: 1061121000379)
к администрации муниципального района "Княжпогостский"
(ИНН: 1117003968, ОГРН: 1021101067591)
об обязании произвести финансовое обеспечение,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Финансовое управление администрации муниципального района "Княжпогостский"
(ИНН: 1117006091, ОГРН: 1091121000805),
и установил:
администрация сельского поселения "Серегово" (далее - Администрация СП "Серегово") обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к администрации муниципального района "Княжпогостский" (далее - Администрация МР "Княжпогостский") об обязании произвести финансовое обеспечение выполнения полномочий по организации культурно-досуговой деятельности в селе Серегово МО СП "Серегово" в рамках бюджета СП "Серегово" на 2022 год и плановые 2023 - 2024 годы в размере 2 602 371 рубля (с учетом уточнения иска в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление администрации муниципального района "Княжпогостский" (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.06.2022 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация СП "Серегово" не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Администрации СП "Серегово" указывает, что является дотационным муниципальным образованием и с точки зрения бюджетного законодательства вышестоящий бюджет (МР "Княжпогостский") обязан при отсутствии средств дотировать нижестоящий (СП "Серегово").
Подробно доводы Администрации СП "Серегово" изложены в кассационной жалобе.
Администрация МР "Княжпогостский" в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Администрации СП "Серегово"; заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило.
Администрация СП "Серегово" и Управление, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, 26.12.2011 Администрация СП "Серегово" создала муниципальное автономное учреждение культуры "Дом культуры" села Серегово (далее - МАУК "ДК").
Решением Совета СП "Серегово" от 29.01.2020 N 6 после нахождения в стадии ликвидации с 12.11.2013 по 01.02.2020 МАУК "ДК" возобновило свою деятельность и получило в собственность от сельского поселения "Серегово" здание Дома культуры и расположенный под ним земельный участок.
Администрация СП "Серегово", полагая, что Администрация МР "Княжпогостский" обязана осуществить финансовое обеспечение реализации Администрацией СП "Серегово" полномочий по организации культурно-досуговой деятельности в селе Серегово в рамках бюджета СП "Серегово" на 2022 год и плановые 2023 - 2024 годы, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", частью 1 статьи 2, частью 3 статьи 14, пунктом 19.1 части 1 статьи 15, пунктом 3 части 1 статьи 17, частью 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частями 1, 2 статьи 2, частями 1, 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
К вопросам местного значения сельского поселения отнесено создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры (часть 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
К вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры (пункт 19.1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ).
В пункте 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений.
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства органов местного самоуправления устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Соответственно обоснованность расходных обязательств является обязанностью главных распорядителей бюджетных средств (статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, предметом спора по настоящему делу является вопрос финансирования МАУК "ДК".
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах культуры, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
Автономное учреждение является юридическим лицом; основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.
В пунктах 1.1 и 1.6 Устава МАУК "ДК" установлено, что учреждение является некоммерческой организацией, созданной администрацией СП с. Серегово для оказания услуг, в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры. Полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация СП "Серегово".
Согласно разделу 4 Устава к полномочиям учредителя относится формирование имущества и финансовых ресурсов учреждения. Имущество учреждения находится в муниципальной собственности СП "Серегово" и закрепляется за учреждением на праве оперативного ведения.
На основании части 1 статьи 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; поступления денежных средств, предусмотренных частью 4.3 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства"; другие не запрещенные законом поступления.
Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (часть 1 статьи 4 Федерального закона N 174-ФЗ).
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона N 174-ФЗ государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона N 174-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что полномочия по финансированию деятельности МАУК "ДК" осуществляет Администрация СП "Серегово"; Администрация МР "Княжпогостский" учредителем МАУК "ДК" не является, муниципальное задание до него не доводила и соответствующие соглашения не заключала.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Администрации СП "Серегово"в удовлетворении иска об обязании Администрация МР "Княжпогостский" осуществить финансовое обеспечение МАУК "ДК".
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Основания для отмены принятых судебных актов отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация СП "Серегово" освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.06.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022 по делу N А29-2655/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации сельского поселения "Серегово" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона N 174-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 декабря 2022 г. N Ф01-7005/22 по делу N А29-2655/2022