Нижний Новгород |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А17-11172/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.12.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Службы государственного финансового контроля Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.04.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.08.2022
по делу N А17-11172/2021
по заявлению администрации городского округа Кинешма
(ИНН: 3703006273, ОГРН: 1023701271901)
к Службе государственного финансового контроля Ивановской области
(ИНН: 3702717764, ОГРН: 1133702032540)
о признании недействительным абзаца 1 пункта 2 резолютивной части
представления от 07.10.2021 N 05-01/01-19-29
и установил:
администрация городского округа Кинешмы (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным абзаца 1 пункта 2 резолютивной части представления Службы государственного финансового контроля Ивановской области (далее - Служба финансового контроля) от 07.10.2021 N 05-01/01-19-29 (с учетом уточнения заявления в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 08.04.2022 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.08.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Служба финансового контроля не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Служба финансового контроля настаивает на отсутствие правовых оснований для освобождения Администрации от ответственности, установленной в пункте 12 постановления Правительства Ивановской области от 23.03.2016 N 65-п "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области" (далее - Правила N 65-п), и наличии у нее обязанности по возврату средств в доход областного бюджета.
Подробно доводы Службы финансового контроля изложены в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу отклонила доводы Службы финансового контроля; извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направила.
Служба финансового контроля заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Служба финансового контроля в соответствии с распоряжением от 05.07.2021 N 64 "О назначении внеплановой выездной проверки в администрации городского округа Кинешма" (в редакции от 17.08.2021 N 83) в период с 08.07.2021 по 25.08.2021 провела выездную внеплановую проверку Администрации по вопросу соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном по улице Гагарина в городе Кинешме), на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (создание или модернизация физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта.
В ходе проверки установлено, что Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (далее - Департамент) и Администрация заключили соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 28.01.2020 N 24705000-1-2020-001 на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном по улице Гагарина в городе Кинешме (дополнительные соглашения от 14.04.2020, 15.05.2020 и 05.06.2020), в пункте 4.3.7 которого установлена обязанность не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (годом), предоставить отчет о достижении показателей результативности использования субсидии и отчет достижения значений результатов регионального проекта.
Согласно отчету о достижении показателей результативности использования субсидии по состоянию на 01.01.2021 городского округа Кинешмы значение показателя результативности использования субсидии "Степень готовности объекта капитального строительства" до 31.12.2020 достигнуто Администрацией в объеме 90 из 100 процентов; согласно отчету о достижении значений результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 значение результата регионального проекта "Построены и введены в эксплуатацию объекты спорта в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" составило 0 (из 1).
Департамент, рассмотрев указанные отчеты, направил Администрации письмо от 17.02.2021 N Исх-427-011/2-12 о возврате средств в областной бюджет в связи с недостижением значения показателя результативности использования субсидии "Степень готовности объекта капитального строительства" 100 процентов в срок до 31.12.2020.
Служба финансового контроля установила, что Администрация не возвратила средства в размере 1 241 117 рублей 32 копеек, а также не представила документы, подтверждающие возврат средств в областной бюджет в сроки, установленные Правилами N 65-п, Порядком предоставления и распределения субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов спортивной инфраструктуры на территории Ивановской области (приложение 1 к подпрограмме "Развитие физической культуры и массового спорта" государственной программы Ивановской области "Развитие физической культуры и спорта в Ивановской области"), утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 18.02.2016 N 43-п (далее - Порядок N 43-п), соглашением от 28.01.2020 (акт проверки от 06.09.2021 N 05-01-27).
Служба финансового контроля, установив, что в нарушение пункта 4.11 Порядка N 43-п, пунктов 12 - 14 Правил N 65-п, пункта 4.1.5 соглашения от 28.01.2020 (в редакции дополнительных соглашений от 14.04.2020, 15.05.2020 и 05.06.2020) Администрация до 01.05.2021 денежные средства в областной бюджет в сумме 1 241 117 рублей 32 копеек не возвратила (в связи с недостижением значения показателя результативности использования субсидии на строительство бассейна "Степень готовности объекта капитального строительства" 100 процентов в срок до 31.12.2020 и не устранила указанное нарушение в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением от 28.01.2020 в году, следующем за годом предоставления субсидии), направила представление от 07.10.2021 N 05-01/01-19-29, на основании которого Администрация обязана устранить допущенное нарушение путем возмещения средств в размере 1 241 117 рублей 32 копеек в областной бюджет, принять меры по устранению причин и условий нарушения, путем разработки и выполнения плана мероприятий, направленного на установление причин выявленных нарушений и принятие предупредительных мер, в целях недопущения подобных нарушений в дальнейшей работе (далее - План), в срок до 31.01.2022.
Администрация не согласилась с абзацем 1 пункта 2 резолютивной части представления от 07.10.2021 и обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 139, 266.1, 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", Правилами N 65-п, Порядком N 43, постановлением Правительства Ивановской области от 07.12.2020 N 603-п "О приостановлении действия отдельных положений постановления Правительства Ивановской области от 23.03.2016 N 65-п "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области" (далее - Постановление N 603-п), Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к Администрации ответственности в виде возврата части субсидии и удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 28 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является адресность и целевой характер бюджетных средств. Это означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Следовательно, денежные средства, выделяемые из бюджета, должны использоваться их получателем в точном соответствии с их целевым назначением.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (пункт 1 статьи 265 БК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
Как установлено судами, и это не противоречит материалам дела, в качестве основания для вынесения представления в оспариваемой части послужил вывод Службы финансового контроля (являющейся на основании пункта 1.1 постановления Правительства Ивановской области от 25.12.2013 N 540-п "Об утверждении Положения о службе государственного финансового контроля Ивановской области" центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль, контроль в сфере закупок) о нарушении Администрацией пункта 4.11 Порядка N 43-п и пунктов 12 - 14 Правил N 65-п.
В соответствии с пунктом 4.11 Порядка N 43-п и пунктом 4.1.5 соглашения от 28.01.2020 (в редакции дополнительных соглашений от 14.04.2020, 15.05.2020 и 05.06.2020) в случае, если муниципальным образованием Ивановской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в части обязательства муниципального образования Ивановской области по достижению результатов использования субсидии, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования Ивановской области в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается в соответствии с пунктами 12 - 14 Правил N 65-п.
В пункте 12 Правил N 65-п предусмотрено, что в случае если муниципальным образованием Ивановской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "б.1" пункта 7 настоящих Правил, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования Ивановской области в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по приведенной формуле.
В абзаце первом пункта 15 Правил N 65-п установлены сроки, по окончании которых получатель субсидии должен быть привлечен к ответственности: 31 декабря года предоставления субсидии, 1 января текущего финансового года, 1 апреля, 1 мая, 15 июня года, следующего за годом предоставления субсидии.
Основанием для освобождения муниципальных образований Ивановской области от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 12, 15 и 15.1 названных Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств (пункт 16 Правил N 65-п).
Меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) были установлены Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", которым с 30.03.2020 03.04.2020 объявлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" установлены с 04.04.2020 по 30.04.2020 включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID19)" данные меры были продлены, с 06.05.2020 по 08.05.2020 включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Постановлением N 603-п в целях обеспечения устойчивости бюджетов муниципальных образований Ивановской области в условиях ухудшения социально-экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) приостановлено до 01.01.2021 действие пунктов 12 - 16.2 Правил N 65-п.
На основании пункта 2 Постановления N 603-п оно вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.
Из приведенных норм следует, что в связи с приостановлением Постановлением N 603-п мер ответственности к получателю субсидии, меры ответственности не подлежат распространению на правоотношения по субсидированию, возникшие в период с 01.01.2020 по 31.01.2020, и на правоотношения, возникшие после возобновления действия данных норм, то есть после 01.01.2021.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету заключено 28.01.2020; для его исполнения 03.03.2020 заключен муниципальный контракт на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном сроком до 31.12.2020.
При указанных обстоятельствах, установив истечение сроков, в течение которых Администрация могла быть привлечена к финансовой ответственности за 2019 год, и приостановление мер ответственности к правоотношениям, возникшим с 01.01.2020, суды пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для признания абзаца 1 пункта 2 резолютивной части представления Службы финансового контроля от 07.10.2021 N 05-01/01-19-29 недействительным.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Оснований для отмены принятых судебных актов не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Служба финансового контроля освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.04.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.08.2022 по делу N А17-11172/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Службы государственного финансового контроля Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) были установлены Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", которым с 30.03.2020 03.04.2020 объявлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" установлены с 04.04.2020 по 30.04.2020 включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID19)" данные меры были продлены, с 06.05.2020 по 08.05.2020 включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 декабря 2022 г. N Ф01-7427/22 по делу N А17-11172/2021