Нижний Новгород |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А43-3260/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.12.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Беловой А.В. (доверенность от 10.01.2021),
от администрации города Нижнего Новгорода: Любавиной А.Н. (доверенность от 26.07.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.06.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022
по делу N А43-3260/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
(ИНН: 5261098663, ОГРН: 1155261002720)
о признании незаконным бездействия администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода, администрации города Нижнего Новгорода,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент благоустройства администрации города Нижнего Новгорода,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода (далее - Администрация района), администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация), выразившимся в неисполнении требований действующего законодательства по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Департамент благоустройства администрации города Нижнего Новгорода (далее - Департамент).
Решением суда от 17.06.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), федеральных законов от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановление Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области", несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные судебные акты. По мнению Общества, бездействие Администрации и Администрации района, выразившееся в нарушении требований, установленных действующим законодательством к созданию мест (площадок) накопления ТКО и в отказе привести контейнерные площадки в нормативное состояние, нарушает не только действующее санитарно-эпидемиологическое законодательство и законодательство в области обращения с отходами, но и права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности. Заявитель считает, что суды в нарушении процессуальных норм освободили заинтересованных лиц от бремени доказывания.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе, дополнении к ней и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Администрации в возражении и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Администрация района и Департамент, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы на жалобу не представили.
Дополнительные документы, приложенные Обществом к дополнению к кассационной жалобе не приобщаются к делу и подлежат возврату, поскольку в силу части 1 статьи 286, части 2 статьи 287 Кодекса сбор и оценка дополнительных доказательств не входят в компетенцию суда округа, который проверяет законность принятых судебных актов на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций. Документы, представленные в электронном виде, фактическому возврату не подлежат.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в зоне деятельности 1, куда входит город Нижний Новгород (за исключением Сормовского района), городской округ Дзержинск и Володарский муниципальный район Нижегородской области, в том числе, оказывает муниципальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям индивидуальных жилых домов, расположенных на территории Автозаводского района города Нижнего Новгорода.
Полагая, что оказание услуг по вывозу ТКО происходит с превышением норматива, установленного постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области", вследствие чего возникают убытки, Общество направило в Администрацию района и в Администрацию письма с требованием о приведении контейнерных площадок, расположенных в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода по адресам: улица Автоматная, дом 11; улица Аркадия Гайдара, дома 29А, 54А; улица Бестужева, дом 20; улица Братская, дом 28; улица Владивостокская, дом 16; улица Героя Советского Союза Ляхова, дом 107; улица Ермоловой, дом 25; улица Каменогорская, дом 1; улица Карская, дом 2; улица Керженская, дом 5; улица Красноармейская, дом 3; улица Литке, дом 4; улица Лысенко, дома 22, 23, 24; переулок Лесосечный, дом 1; улица Малоэтажная, дома 19, 57, 72, 81, 91; улица Малышевская, дом 19; улица Матюшенко, дома 1, 7; улица Некрасова, дом 13/1; улица Новая Стройка, дом 5; улица Ореховская, дом 50; улица Отечественная, дом 1; поселок Парышево, дом 16; улица Парышевская, дом 58А; переулок Патриотов, дома 1, 17; улица Патриотов, дома 20, 36, 56; улица Пойменная, дом 19; улица Рельсовая, дома 16, 29, 2А, 35, 49, 57, 9; улица Ремонтная, дома 16, 5; улица Ржевская, дом 23; улица Стрелочная, дом 4; переулок Стригинский, дом 1А; улица Тяблинская, дома 19, 34, 34А; переулок Художественный, дом 16; улица Шанхайская; улица Чусовая; улица Шанхайская, дом 17; улица Мелентьева, дом 22; улица Шевцовой (Парижской коммуны), дом 1; улица Янтарная (Парижской коммуны), дом 1; поселок Новое Доскино; поселок Стригино; поселок Гнилицы; поселок Нагулино, к количеству и объему, в которых они необходимы для складирования ТКО потребителями, проживающими в индивидуальных жилых домах Автозаводского района города Нижнего Новгорода, к значениям, соответствующим нормативам накопления, установленным постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905.
Данные требования Администрацией района и Администрацией оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с бездействием администраций, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь положениями Кодекса, Закона N 89-ФЗ, Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Кодекса, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" рассмотрение дел по правилам главы 24 Кодекса осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (статьи 8, 9 и часть 1 статьи 189, часть 5 статьи 200 Кодекса). Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.
В силу пункта 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно Правилам N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу положений Закона N 89-ФЗ и Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039) места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления в соответствии с правилами благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21) установлено, что количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления.
Согласно пункту 6 СаНПиН 2.1.3684-21, на контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров - для накопления крупногабаритных отходов (КГО).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 269 нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона Нижегородской области от 23.11.2001 N 226-3 "Об отходах производства и потребления", к полномочиям Правительства Нижегородской области в области обращения с отходами относится, в том числе установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области", утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области, включая нормативы накопления твердых коммунальных отходов: индивидуальные жилые дома в городском округе города Нижний Новгород, расчетная единица - 1 проживающий, 276,79 килограмм в год, 2,87 кубических метров в год.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждены в соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ, статьей 6 Закона Нижегородской области от 23.11.2001 N 226-3 "Об отходах производства и потребления", Правилами N 269, пунктом 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Приказ N 254/пр).
В соответствии с Правилами N 269 и Приказом N 524/пр, нормативы устанавливаются на основании замеров отходов, проводимых в течение 7 дней непрерывно для каждого сезона года (зима, весна, лето, осень).
Нормативы могут устанавливаться дифференцированно по численности населения, проживающего в поселении (городском округе), по категориям потребителей, а также по категориям объектов.
Согласно пункту 4 Правил N 269 нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5 и 6 Правил N 269).
Пунктом 7 Правил N 269 установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа (на территории которых проживают не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 000 человек, чему соответствует муниципальное образование городской округ город Нижний Новгород).
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил N 269.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил N 269, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Суды обеих инстанций установили, что количество размещенных Администрацией контейнеров, расположенных в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода (по оспариваемым адресам) соответствует положениям СанПиН 2.1.3684-21.
Как видно из материалов, Общество, являясь региональным оператором, приняло на себя обязательства по вывозу мусора в установленном объеме и согласно адресам, указанным в подписанном Обществом без замечаний реестре мест накопления ТКО Автозаводского района города Нижнего Новгорода, определены места накопления ТКО, а также количество и вместимость установленных по каждому виду контейнеров.
В рассматриваемом деле, по мнению заявителя, количество отходов, образованных потребителями, должно составлять 42 851,95 кубического метра в год, тогда как фактически Общество вывозит отходы в количестве 139 951,92 кубического метра в год.
Между тем в ходе рассмотрения спора Общество не смогло пояснить (доказать), каким образом уменьшение количества контейнеров может уменьшить количество отходов, фактически образуемых потребителями; исходя из предмета требования Общества и имеющихся в деле доказательств не доказано бездействие администраций, и нарушение интересов регионального оператора.
На нарушение порядка определения нормативов Общество не ссылается.
Кроме того следует отметить, что уменьшение количества контейнеров может повлечь несанкционированные свалки и негативное воздействие на окружающую среду.
Всесторонне и полно исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Администрация и Администрация района не допустили незаконного бездействия, нарушающего права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Представленный заявителем расчет судами правомерно отклонен.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права. По существу, эти доводы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Кодекса).
Возражения Общества со ссылкой на судебную практику по другому делу не могут быть приняты во внимание, поскольку в настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.06.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по делу N А43-3260/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 7 Правил N 269 установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа (на территории которых проживают не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 000 человек, чему соответствует муниципальное образование городской округ город Нижний Новгород).
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил N 269.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил N 269, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 декабря 2022 г. N Ф01-7373/22 по делу N А43-3260/2022