Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 4 июня 2002 г. N 418-ПП
О прогнозе социально-экономического развития г. Москвы на 2003 год и на период 2003 - 2005 годов
Оценка действующих условий развития города
Условия, в которых развиваются все отрасли экономики, городское хозяйство, социальный комплекс, по сравнению с предыдущим периодом усложнились. Прекращается положительное влияние факторов посткризисного экономического роста.
Недостаток собственных средств и дешевых кредитных ресурсов сдерживает инвестиционную активность предприятий и организаций. Финансовое положение производителей ухудшается из-за опережающей, по сравнению с инфляцией, динамики цен и тарифов на услуги топливно-энергетического комплекса и других естественных монополий.
Усиливается противодействие продвижению на внешние рынки товаров машиностроения, металлопроката, другой продукции, в том числе выпускаемой московскими предприятиями.
Дальнейшее развитие города должно происходить в условиях более активного замещения внешнеэкономических источников роста внутренними. В этих целях, в том числе с использованием городских целевых программ поддержки городом базовых производств, малого и среднего предпринимательства, инвестиций, оказывается содействие выходу предприятий и организаций на новые сегменты рынка, что позволит обеспечить рост валового регионального продукта, промышленного производства, товарооборота и других экономических показателей до 104 - 105% в целом за 2002 год и создать необходимые условия для закрепления достигнутых ранее позитивных результатов в развитии экономики и социальной сферы города.
Однако в сложных финансовых условиях город Москва полностью реализует все свои социальные программы и в первую очередь мероприятия по сохранению устойчивого роста доходов граждан. Заработная плата работающих за первые три месяца текущего года увеличилась в среднем на 39%, а в учреждениях здравоохранения и образования, подведомственных Правительству Москвы - на 57 - 78% по сравнению с тем же периодом 2001 года.
Закрепление достигнутых позитивных тенденций социально-экономического развития города Москвы в предстоящий период будет обеспечиваться на основе согласованного решения следующих узловых задач:
- сохранение высокой динамики роста реальных доходов работающих и всего населения, обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения, наращивание платежеспособного спроса;
- создание условий для расширения московскими предприятиями производства конкурентоспособной продукции на основе ускоренного формирования собственных накоплений, более активного использования внешних источников, в том числе кредитных ресурсов;
- стимулирование инвестиционной активности в секторах, производящих конечную продукцию;
- устранение препятствий и реализация программ стимулирования развития малого и среднего предпринимательства;
- наращивание собственных неналоговых доходов за счет расширения применения рыночных механизмов в работе с землей и недвижимостью, увеличения поступлений от государственных унитарных предприятий и дивидендов от участия города Москвы в акционерном капитале;
- активизация конкурентных рынков товаров, услуг, финансовых средств, обеспечение внедрения действенных механизмов защиты прав собственности и обоснованного применения процедур банкротства неэффективных собственников;
- осуществление сбалансированной ценовой и тарифной политики, увязанной с реформированием естественных монополий и реформой жилищно-коммунального хозяйства, поддержание возможно более низкого инфляционного фона.
Разработка прогнозных показателей социально-экономического развития г.Москвы на 2003 год и на период 2003-2005 годов проводилась на основе доработанного базового варианта соответствующего федерального прогноза с учетом накопленных ранее в городе подходов к экономическим преобразованиям и в увязке с параметрами городских целевых программ, которые будут в этот период выполняться в Москве.
Основные факторы и целевые параметры экономического и социального развития г. Москвы в 2003 году и на период 2003 - 2005 годов
Демографическая ситуация, рынок труда в 2003-2005 годах.
Поэтапное осуществление комплексных мер по повышению уровня доходов москвичей на основе роста заработной платы, адресной поддержки малообеспеченных слоев населения, семей, имеющих детей, лиц старших возрастов, реализация городских программ улучшения медицинского и социального обслуживания создаст условия для дальнейшей нормализации демографической ситуации в городе.
Ожидается положительная динамика основных демографических характеристик. Число родившихся на 1000 человек населения возрастет с 8,8 в 2001 году до 9,8 к 2005 году. Смертность, в расчете на тысячу человек населения, уменьшится - с 15,6 до 14,5. Наряду с этим сохранится на сложившемся уровне миграционный приток населения (40-49 тыс. человек в год), что приведет к восполнению естественной убыли жителей города. Население Москвы к 2005 году составит 8,5 млн. человек.
Доля пенсионеров в численности населения города достигнет 24,9%, что потребует дополнительных бюджетных расходов на реализацию программ социальной поддержки этой группы москвичей.
Численность экономически активного населения города в этот период сохранится на уровне 5,6 млн. человек за счет вступления в трудоспособный возраст московской молодежи 80-х годов рождения и миграционного притока трудоспособного населения. Для поддержания баланса экономически активного населения и сохранения устойчивой ситуации на рынке труда города Москвы будет завершено создание общегородской системы регулирования миграционных процессов. Численность иностранной рабочей силы в отраслях экономики города к 2005 году не превысит 75 тыс. человек.
Прогноз спроса и предложения рабочей силы по г. Москве в 2003 - 2005 годах
(тыс. чел. в среднем за год)
|
2001 г. факт |
2002 г. оценка |
прогноз |
||
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
|||
Экономически активное население |
5517 |
5531 |
5542 |
5546 |
5557 |
Занятые в экономике города |
5421 |
5437 |
5449 |
5456 |
5469 |
Численность безработных по методике МОТ (все группы населения, желающие приступить к работе, включая пенсионеров, студентов и др.) |
96 |
94 |
93 |
90 |
88 |
в том числе зарегистрированные как безработные в соответствии с действующим законодательством |
34 |
34 |
33 |
32 |
32 |
доля зарегистрированных безработных в процентах к экономически активному населению |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
*) в среднегодовом исчислении, тыс.человек
Ликвидация Государственного фонда занятости на региональном уровне и передача соответствующих функций на федеральный уровень привели к сокращению в 2,5 раза финансирования из федерального бюджета мероприятий по активной политике занятости. В результате работа по обеспечению эффективной занятости, созданию новых современных рабочих мест существенно осложнилась.
Реализация Программы содействия занятости населения г.Москвы и развития отраслей экономики в 2003-2005 годах, кардинально переработанной на основе требований Правительства Москвы с участием отраслевых органов управления городом, обеспечит комплексное решение вопросов занятости, развитие самозанятости, повышение качества и конкурентоспособности городских трудовых ресурсов.
См. Программу содействия занятости населения г. Москвы на 2002-2005 гг., утвержденную постановлением Правительства Москвы от 16 июля 2002 г. N 548-ПП
За трехлетний период предусмотрено создать около 100,0 тыс. новых рабочих мест в приоритетных отраслях экономики города. Уровень зарегистрированной безработицы в 2003-2005 годах не превысит 0,6% общего числа экономически активного населения города.
Меры по обеспечению эффективного использования рабочей силы, росту производительности труда, повышению стимулирующих функций заработной платы, усилению охраны труда будут осуществляться в рамках городской системы социального партнерства и ежегодных московских трехсторонних соглашений на основе соответствующих городских законов и городских целевых программ.
Предусматривается создать условия для опережающего, по сравнению с инфляцией, роста заработной платы работающих во всех производственных отраслях и бюджетных учреждениях, подведомственных Правительству Москвы.
Поэтапное повышение минимальных гарантий по оплате труда на федеральном и городском уровнях в сочетании со снижением налоговой нагрузки положительно скажется на росте заработной платы и ее доли в валовом региональном продукте Москвы, сокращении объемов скрытой заработной платы, увеличении налоговых доходов города.
Номинальная среднемесячная заработная плата в городе увеличится в 2005 году по сравнению с 2001 годом в 2,1 раза, ее покупательная способность - в 1,25 раза. Будет обеспечен ежегодный рост реальных денежных доходов населения на 3-4%.
Узловые задачи промышленной политики на предстоящий период - ускорение обновления основных фондов и технологий, используемых московскими предприятиями, за счет собственной прибыли и амортизационных накоплений, расширение привлечения кредитных ресурсов, стоимость которых должна быть сопоставима с реальным уровнем рентабельности промышленного производства; более активное использование возможностей фондового рынка города Москвы, расширенное привлечение в реальный сектор прямых инвестиций, в том числе иностранных. Будут более интенсивно осуществляться меры по реструктуризации имущественных комплексов предприятий в целях улучшения их финансового состояния и организации обновления производства с учетом потребностей города.
Промышленное производство города увеличится за трехлетний период на 16%. Предполагаются сдвиги в отраслевой структуре промышленности, учитывающие модернизацию производственного аппарата, реально складывающийся спрос, освоение предприятиями новой продукции, пользующейся повышенным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
Ожидается, что опережающими темпами будут развиваться отрасли, преимущественно ориентированные на внутренний спрос. Устойчивый ежегодный рост прогнозируется: в машиностроении и металлообработке (без автомобилестроения) - 105-107%; пищевой промышленности - 107-108%; промышленности строительных материалов - 107-108%.
Получат развитие базовые элементы научно-технической и инновационной политики, предусматривающие первоочередное инвестирование городских средств на возвратной основе на развитие инфраструктуры науки и промышленности, более широкое внедрение в отраслях городского хозяйства прогрессивных технологий и оборудования, новых медицинских препаратов и лекарств, расширение работ по информационному обеспечению бюджетного процесса, налоговых и имущественных взаимоотношений города и хозяйствующих субъектов, а также по организации эффективного информационного обмена между отраслевыми и функциональными системами городского управления.
С учетом мер государственной поддержки малого бизнеса и реформы налогообложения в этом секторе экономики большое число малых предприятий, не полностью осуществляющих в настоящее время расчеты с бюджетной системой, сможет выйти из "тени". Общее число малых предприятий увеличится до 200,5 тыс., численность занятых на них работников, включая совместителей - до 1,7 млн. человек. Объемы продукции и услуг, производимых в этом секторе экономики города, возрастут в 2005 году по сравнению с 2001 годом на 38%. Будут активно происходить изменения структуры малого бизнеса: в направлении от торговли к производству.
Грузовые перевозки за этот период увеличатся в городе на 16%, что соответствует темпам роста производственной и предпринимательской деятельности в городе.
Перевозки городским пассажирским транспортом сохранятся на уровне 7,2 млрд. пассажиров в год. В настоящее время бесплатно перевозится наземным транспортом более 60% пассажиров, метрополитеном около 45%. В 2001 году доходы городского пассажирского транспорта компенсировали только 51,6% затрат транспортных предприятий на перевозку пассажиров. В связи с предстоящей отменой ведомственных льгот на проезд военнослужащих число платных перевозок увеличится с 3,01 млрд. пассажиров в 2001 году до 3,2 млрд. пассажиров в 2003 году.
Для решения финансовых проблем городского пассажирского транспорта, наряду с мероприятиями по экономии топливно-энергетических и других материальных ресурсов, предусмотрены меры по увеличению доходов за счет расширения услуг, развития автоматизированной системы оплаты проезда на метрополитене, усиления контроля за оплатой проезда на наземном городском пассажирском транспорте.
Расширение инвестиционного спроса и инвестиционной активности в городе будет связано в первую очередь с возрастанием доходов предприятий. Уменьшение ставок налога на прибыль и налога на пользователей автомобильных дорог, рост амортизационных отчислений позволят увеличить источники финансирования инвестиций из средств предприятий. За счет городского бюджета, использования других источников, кредитных ресурсов, привлечения внутренних и внешних инвесторов будет обеспечиваться реализация городских целевых программ жилищного строительства, реконструкции пятиэтажного жилого фонда, укрепления материальной базы социального комплекса, а также программ дальнейшего развития дорожной и инженерной инфраструктуры города, гостиничного хозяйства, туризма и др.
Темпы роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составят 102% в 2003 году, 104% в 2005 году. Ростинвестиций в отрасли, производящие товары, будет выше, чем в отрасли, оказывающие услуги.
Объем поступления иностранных инвестиций увеличится к 2005 году и достигнет 8,5 млрд. долларов США, в том числе прямые иностранные инвестиции возрастут на 60%.
Ожидается, что в 2003 году от управления имуществом город Москва получит 22,7 млрд. рублей, что в 1,4 раза больше, чем в текущем году. Предусматривается реализация мер по увеличению доли доходов города от возобновляемых источников (арендная плата, земельный налог). К 2005 году эти источники обеспечат 80-90% имущественных доходов (в 2001 году - 64,8%). Рост предусматривается за счет перехода на новый порядок расчета ставок арендной платы за нежилые помещения, реализации мероприятий по увеличению собираемости арендной платы за землю, расширению доходной базы по земельному налогу. При этом намечается сохранение льгот стимулирующего характера для предприятий реального сектора и малого бизнеса.
Предусматривается переход с 2003 года на исчисление земельных платежей от кадастровой стоимости земельных участков. Будут приняты дополнительные меры по повышению эффективности работы предприятий государственного сектора и росту доходов от их деятельности.
Для сдерживания роста инфляции в городе продолжится реализация комплексных мер по дальнейшему развитию конкуренции, более четкой организации конкурсного размещения городского заказа, регулированию цен на те виды продукции и услуг, которые определены федеральными нормативными актами, а также за счет насыщения продукцией товарного рынка города. По сравнению с текущим годом (ожидаемый среднегодовой уровень инфляции на потребительском рынке 20,4%) в 2003 году она снизится до 15%, в 2004 году - до 12%, в 2005 году - до 8%.
Экономическое регулирование цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям, намечено проводить в городе Москве в 2003-2005 годах с учетом федеральной тарифной политики на этот период.
Предусматривается установление тарифов на уровне, обеспечивающем покрытие обоснованных эксплуатационных затрат с постепенным, не приводящим к ущербу конкурентоспособности других товаропроизводителей, увеличением инвестиционной составляющей.
На федеральном уровне цены на газ будут ежегодно повышаться не более чем на 25%. Ежегодное повышение тарифов на электроэнергию намечается в пределах 15-18%. Тарифы на железнодорожные перевозки будут устанавливаться в этот период с превышением инфляции на 1-2 пункта. Исключаются резкие и частые изменения цен.
С учетом этого, индекс средних тарифов на электроэнергию ОАО "Мосэнерго" составит в 2003 году 120%; в 2004 году - 117%; в 2005 году - 115%. В целях сокращения перекрестного субсидирования и уменьшения тарифных нагрузок на производителей тарифы для населения города намечается повышать более быстрыми темпами, чем для других потребителей (в 2001 году тарифы на электроэнергию для населения составляли 80% от тарифов для промышленности и приравненных к ней отраслей; к 2005 году эти тарифы сравняются и составят 113,5 коп. за кВт/ч).
Совместно с федеральными ведомствами продолжится работа по замещению бюджетного дотирования городом ведомственных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и проезда в городском пассажирском транспорте на полновесные расчеты граждан, имеющих такие льготы, с соответствующими организациями города.
Ожидается, что доля платежей населения в покрытии расходов по предоставлению жилищно-коммунальных услуг будет постепенно повышаться с 39% в 2001 году до 46,5% в 2003 году, с учетом роста реальных доходов жителей города. Предполагаемый рост тарифов будет сопровождаться усилением адресной помощи малообеспеченным слоям населения, в увязке с динамикой их доходов.
Социальная политика городских властей в 2003-2005 годах будет проводиться в целях: обеспечения реализации в полном объеме установленных федеральным законодательством и решениями Правительства Москвы социальных гарантий и льгот; расширения адресной поддержки социально уязвимых семей.
Предусматривается сохранить основные виды адресной социальной помощи: дотации на питание школьникам, доплаты малообеспеченным семьям, расширение социальной поддержки молодых семей, студенческой молодежи, бесплатные услуги одиноким и пенсионерам, в том числе бесплатный проезд на городском транспорте. Продолжится предоставление городских доплат к пенсиям неработающим пенсионерам до социальных норм, которые власти города Москвы намерены регулярно пересматривать с учетом реального уровня инфляции и повышения уровня жизни всех групп населения города, нуждающихся в социальной поддержке.
В рамках реализации жилищных программ первоочередными задачами являются: переселение жителей при реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, расселение коммунальных квартир, обеспечение жильем молодых семей, решение жилищной проблемы очередников и военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Развитие отраслей социальной сферы.
В городе сложилась устойчивая система образования, быстро реагирующая на образовательные запросы различных слоев и групп населения.
В 2003-2005 годах продолжится развитие образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, создание лицеев, гимназий, прогимназий, кадетских школ, расширение платных услуг в образовании с учетом возрастающих потребностей различных групп населения.
Увеличение сети образовательных учреждений позволит обеспечить сокращение числа учащихся, занимающихся во вторую смену с 5% в 2001 году до 3% в 2003 году. К 2005 году число учащихся, занимающихся во вторую смену, составит менее 3% общего числа обучающихся.
Для ускорения решения проблемы беспризорности особое внимание будет уделяться развитию компенсирующего обучения, направленного на решение проблем школьной неуспеваемости, в общеобразовательных школах города Москвы предусматривается увеличить сеть коррекционных классов и групп для детей с отклонениями в развитии и поведении. Продолжится работа по открытию психолого-, медико-социальных центров для детей с нарушениями в развитии и поведении. Предусмотрено увеличение числа социальных приютов для приема беспризорных детей с 7 приютов в 2001 году до 17 в 2003 году.
Основные показатели развития системы образования |
2001 г. факт |
2002 г. оценка |
2003 г. прогноз |
Дневные государственные общеобразовательные школы по состоянию на 1 сентября (ед.) - всего |
1573 |
1590 |
1605 |
в т.ч. Комитета образования |
1555 |
1572 |
1587 |
Число учащихся в дневных государственных общеобразовательных школах по состоянию на 1 сентября (тыс.чел.) - всего |
966,4 |
946,4 |
926,4 |
в т.ч. Комитета образования |
958,7 |
938,7 |
918,7 |
из них обучаются в первую смену, % |
95,2 |
96,0 |
97,0 |
Дошкольные учреждения (ед.) - всего |
2158 |
2170 |
2182 |
в т.ч. Комитета образования |
1930 |
1942 |
1954 |
Число детей в дошкольных учреждениях (тыс. чел.) - всего |
225,9 |
227,8 |
231,4 |
в т.ч. Комитета образования |
211,6 |
213,5 |
217,1 |
В городе будет обеспечиваться гарантированное медицинское обслуживание москвичей на базе московской программы обязательного медицинского страхования. Наряду с этим предусматривается активно развивать негосударственные формы медицинского обслуживания жителей города (добровольное медицинское страхование, медицинская предпринимательская деятельность и др.).
Продолжится реализация программ по улучшению лекарственного обеспечения льготных категорий населения, упорядочению предоставления лекарственных препаратов на льготной и бесплатной основе, сдерживанию необоснованного роста цен на медикаменты.
Прогнозируется рост обеспеченности граждан амбулаторно-поликлиническими учреждениями города к 2005 году до 418,9 посещений в смену на 10 тыс. жителей, повышение укомплектованности лечебных учреждений врачами и средним медицинским персоналом за счет выпускников Московского факультета Российского государственного медицинского университета, дальнейшее повышение заработной платы работникам городской системы здравоохранения.
Основные показатели |
Единица измерения |
2001 г. факт |
2002 г. оценка |
2003 г. прогноз |
Количество больничных учреждений Всего |
учр. |
233 |
237 |
239 |
в т.ч. Комитета здравоохранения |
учр. |
153 |
157 |
159 |
Количество амбулаторно-поликлинических учреждений Всего |
учр. |
1152 |
1156 |
1161 |
в т.ч. Комитета здравоохранения |
учр. |
584 |
591 |
595 |
Обеспеченность: Больничными койками - всего |
коек на 10 тыс. жителей |
121,6 |
121,7 |
121,8 |
в т.ч. Комитета здравоохранения |
-"- |
95,1 |
95,7 |
95,8 |
Амбулаторно-поликлиническими учреждениями - всего |
посещений в смену на 10 тыс. жителей |
417,9 |
418,1 |
418,4 |
в т.ч. Комитета здравоохранения |
-"- |
322,4 |
323,0 |
323,4 |
Врачами - всего |
чел. на 10 тыс. жителей |
86,1 |
86,2 |
86,3 |
в т.ч. Комитета здравоохранения |
-"- |
46,6 |
46,7 |
46,8 |
Средним медицинским персоналом - всего |
-"- |
122,1 |
122,4 |
122,6 |
в т.ч. Комитета здравоохранения |
-"- |
86,3 |
86,4 |
86,5 |
Домами - интернатами для престарелых, инвалидов и детей-инвалидов |
мест |
18,6 |
18,6 |
18,6 |
Ежегодный прирост физического объема товарооборота в городе Москве составит 4-5%, ежегодный прирост объема платных услуг населению прогнозируется на уровне 3-4%.
На основе городских целевых программ будут осуществляться меры по дальнейшему развитию современной сети предприятий потребительского рынка, совершенствованию торговой инфраструктуры, созданию дополнительных условий для выхода на рынки города Москвы и других регионов московских товаропроизводителей, а также улучшения обслуживания малообеспеченных групп населения города на основе расширения специализированной социально-ориентированной торговой сети города и восстановления дешевых магазинов по продаже товаров повседневного спроса непосредственно в местах проживания москвичей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.