Нижний Новгород |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А43-5922/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.12.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН:
Беловой А.В. (доверенность от 10.01.2021 N 16),
от администрации города Нижнего Новгорода:
Любавиной А.Н. (доверенность от 26.07.2022 N 01-217/Д)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.06.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022
по делу N А43-5922/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
(ИНН: 5261098663, ОГРН: 1155261002720)
о признании незаконным бездействия
администрации Приокского района города Нижнего Новгорода и
администрации города Нижнего Новгорода,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент благоустройства администрации города Нижнего Новгорода,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском о признании незаконным бездействия администрации Приокского района города Нижнего Новгорода (далее - Администрация района) и администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация города), выразившееся в неисполнении требований действующего законодательства по оборудованию контейнерами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Приокском районе по адресам: у дома 2 по улице 30 лет Октября; Анкудиновское шоссе "Щелковский хутор"; у домов 6, 16 и 31 по Анудиновскому шоссе; Ближнее Константиново, у дома 3 по улице Полевой; у дома 19 по улице Болдинская; у дома 2А по улице Большой; у дома 91/1 по проспекту Гагарина; у домов 19 и 68 по улице Героя Борисова; у дома За по улице Героя Чванова; у дома 4 по улице Горной; у дома 22 по улице Крутояровской; у дома 20 по улице Ленская; у домов 16 и 50 поселка Луч; у дома 52 деревни Мордвинцево; у домов 2 и 9А по улице Мызинская; у дома 18 по улице Нарофоминская; у дома 32 по улице Нижне-Валдайская; у домов 12А, 40, 56А и 84 деревни Ольгино; у дома 2 по Осеннему проспекту; у дома 45 по улице Покровская; у домов 2, 22 и 26 по улице Полярной; у дома 20 по улице Сергачской; станция Мыза 2; станция Мыза 4; у дома 20 по улице Страховой; у домов 3А, 125А, 131 и 158 по улице Центральной; у дома 3Б по улице Шатковской; у дома 4 по улице Эпроновской, в количестве и объеме, соответствующем нормативам образования твердых коммунальных отходов, установленным постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области" (далее - Постановление N 905).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент благоустройства администрации города Нижнего Новгорода (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16.06.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание пункты 5 и 6 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6.1 постановления Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе раздельного накопления) на территории Нижегородской области".
По мнению Общества, обязанность опровержения представленных Обществом доказательств лежит на заинтересованных лицах. Общество представило данные, размещенные на официальном сайте Администрации города. Администрация нарушила требования, установленные действующим законодательством к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и в отказе привести контейнерные площадки в нормативное состояние, права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности. Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Заявитель жалобы представил дополнение к кассационной жалобе, в котором просил приобщить к делу дополнительные документы.
В силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные ходатайства отклоняются, поскольку суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности решения и постановления с учетом тех доказательств, которые имелись у судов первой и апелляционной инстанций на момент принятия судебных актов, не принимает и не исследует дополнительные доказательства.
Копии документов поступили в электронном виде посредством информационной системы "Мой Арбитр", поэтому возврату заявителю не подлежат.
Администрация города в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании не согласились с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Администрация района и Департамент отзывы на кассационную жалобу не представили; извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 15.12.2022.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности 1, куда входит город Нижний Новгород (за исключением Сормовского района), городской округ Дзержинск и Володарский муниципальный район Нижегородской области, в том числе, оказывает муниципальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям индивидуальных жилых домов, расположенных на территории Приокского района города Нижнего Новгорода.
Общество направило в Администрацию района претензию от 12.08.2021 N 9551, в Администрацию города - претензию от 21.09.2021 N 11334, в которых уведомило, что объем транспортируемых отходов значительно превышает объем, который должен образовываться исходя из норматива накопления, что приводит к образованию у регионального оператора убытков, понесенных в связи с необходимостью оплачивать услуги по транспортированию отходов в размере, превышающим размер начислений, и просило привести количество и объем контейнеров к значениям, соответствующим нормативу накопления.
Полагая, что оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов происходит с превышением норматива, установленного Постановлением N 905, вследствие чего региональный оператор несет убытки, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 N 524/пр (далее - Приказ N 254/пр), Законом Нижегородской области от 23.11.2001 N 226-З "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 226-З"), Постановлением N 905, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности факта незаконного бездействия со стороны заинтересованных лиц.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Закон N 89-ФЗ.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Закона N 89-ФЗ).
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (части 1 и 2 статьи 8 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно Правилам N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В статье 7 Закона N 226-З определено, что органы местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области наделены полномочиями на создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу положений Закона N 89-ФЗ и Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления в соответствии с правилами благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
СанПиНом 2.1.3684-21 установлено, что количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления.
Согласно пункту 6 СаНПиНа 2.1.3684-21 на контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления твердых коммунальных отходов или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, и не более 2 бункеров - для накопления крупногабаритных отходов (КГО).
В соответствии с пунктом 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269) нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона N 226-3 к полномочиям Правительства Нижегородской области в области обращения с отходами относится, в том числе установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).
Постановлением N 905 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области, включая нормативы накопления твердых коммунальных отходов: индивидуальные жилые дома в городском округе города Нижний Новгород, расчетная единица - 1 проживающий, 276,79 килограмм в год, 2,87 кубических метров в год.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждены в соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ, статьей 6 Закона N 226-З, Правилами N 269, пунктом 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с Правилами N 269 и Приказом N 524/пр, нормативы устанавливаются на основании замеров отходов, проводимых в течение 7 дней непрерывно для каждого сезона года (зима, весна, лето, осень).
Нормативы могут устанавливаться дифференцированно по численности населения, проживающего в поселении (городском округе), по категориям потребителей, а также по категориям объектов.
Согласно пункту 4 Правил N 269 нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5 и 6 Правил N 269).
В пункте 7 Правил N 269 установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа (на территории которых проживают не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 000 человек, чему соответствует муниципальное образование городской округ город Нижний Новгород).
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил N 269.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил N 269, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Суды обеих инстанций установили, что количество размещенных Администрацией контейнеров, расположенных в Приокском районе (по оспариваемым адресам) соответствует положениям СанПиНа 2.1.3684-21.
Общество, являясь региональным оператором, приняло на себя обязательства по вывозу мусора в установленном объеме и согласно адресам, указанным в подписанном Обществом без замечаний реестре мест накопления твердых коммунальных отходов Приокского района города Нижнего Новгорода, определены места накопления твердых коммунальных отходов, а также количество и вместимость установленных по каждому виду контейнеров.
В рассматриваемом деле, по мнению заявителя, количество отходов, образованных потребителями, должно составлять 20 133,05 кубического метра в год, тогда как фактически Общество вывозит отходы в количестве 83 190,90 кубического метра в год.
Между тем в ходе рассмотрения спора Общество не смогло пояснить (доказать), каким образом уменьшение количества контейнеров может уменьшить количество отходов, фактически образуемых потребителями; исходя из предмета требования Общества и имеющихся в деле доказательств не доказано бездействие администраций, и нарушение интересов регионального оператора.
На нарушение порядка определения нормативов Общество не ссылается.
Кроме того следует отметить, что уменьшение количества контейнеров может повлечь несанкционированные свалки и негативное воздействие на окружающую среду.
Общество представило в материалы дела расчет объема транспортированных твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема установленных емкостей и периодичности их вывоза.
Вместе с тем, как верно указали суды, соответствие данного расчета фактическому объему вывезенных отходов надлежащими доказательствами не подтверждено. Довод заявителя о наличие фиксированного (максимального) объема отходов в контейнерах основан на предположениях Общества.
В чем именно состоит незаконное бездействие заинтересованных лиц, Общество не указало, какие права и охраняемые законом интересы нарушены бездействием Администрации города и Администрации района, не пояснило, равно как и не привело меры, которые заинтересованные лица должны принять для восстановления нарушенных прав.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка Общества на неверное распределение бремени доказывания отклоняется судом округа, как основанная на неверном толковании норм процессуального права. Вопреки мнению Общества, обязанность государственного органа, допустившего спорное бездействие, доказывать обстоятельства, послужившие основанием для бездействия, предусмотренная в части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не снимает с заявителя обязанности доказать обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.06.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 по делу N А43-5922/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 7 Правил N 269 установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа (на территории которых проживают не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 000 человек, чему соответствует муниципальное образование городской округ город Нижний Новгород).
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил N 269.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил N 269, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 декабря 2022 г. N Ф01-7616/22 по делу N А43-5922/2022