Нижний Новгород |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А43-4379/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.12.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Заусайловой Е.Н. (доверенность от 01.01.2022),
от заинтересованного лица: Пилипенко О.В. (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Приволжской электронной таможни
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022
по делу N А43-4379/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" (ИНН: 5250043567, ОГРН: 1085250002111)
о признании недействительным решения Приволжской электронной таможни
от 23.11.2021 N 10418010/101220/0364848
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" (далее -
ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Приволжской электронной таможни (далее - Таможня) от 23.11.2021 об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10418010/101220/0364848.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.06.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 решение суда отменено, заявленное Обществом требование удовлетворено.
Таможня не согласилась с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции нарушил нормы материального права. По мнению Таможни, оспариваемое решение является законным и обоснованным. Общество самостоятельно внесло изменения в декларацию на товары, при этом требование Таможни от 11.12.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары, не обжаловало. Кроме того, на момент обращения в Таможню с заявлением о внесении изменений в декларацию на товары срок действия сертификата о происхождении товаров от 29.07.2020 N Z/0473459 истек.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании отклонили доводы Таможни.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установил суд, ООО "Лукойл-Черноморье", действуя от имени и по поручению Общества, подало на Приволжский таможенный пост (центр электронного декларирования) Таможни декларацию на товары (далее - ДТ) N 10418010/101220/0364848 для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар - "Трубы из углеродистой/легированной стали".
В графе 33 ДТ N 10418010/101220/0364848 декларант заявил классификационные коды товаров 7304 39 920 9 (товары N 2, 4, 5) и 7304 59 920 9 (товар N 3) по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
В графе 34 ДТ N 10418010/101220/0364848 заявлено происхождение товаров - Испания, Румыния. В целях подтверждения заявленных сведений декларантом представлен оригинал сертификата о происхождении товаров от 29.07.2020 N Z/0473459.
По результатам таможенного контроля, начатого до выпуска товаров по ДТ N 10418010/101220/0364848, Таможня пришла к выводу, что сертификат о происхождении товаров от 29.07.2020 N Z/0473459 не соответствует подпункту 7 пункта 5 Требований, установленных Правилами определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Требования к сертификату о происхождении товара), в связи с чем направила Обществу требование от 11.12.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в графах N 16, 34, 44, 47 ДТ N 10418010/101220/0364848.
Во исполнение указанного требования Общество внесло в ДТ N 10418010/101220/0364848 изменения, и 15.12.2020 выпуск товара таможенным органом разрешен.
ООО "Лукойл-Черноморье", действуя в интересах Общества, 26.10.2021 обратилось в Таможню с заявлением о внесении изменений в ДТ N 10418010/101220/0364848.
Решением от 23.11.2021 Таможня отказала Обществу во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10418010/101220/0364848.
ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" не согласилось с решением Таможни и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 29, 31, 314 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, пунктами 1, 34 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49, пунктами 5, 6, 10 Требований к сертификату о происхождении товара, пунктом 12 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из того, что на момент обращения Общества в Таможню с заявлением о внесении изменений в декларацию срок действия сертификата происхождения товаров истек.
Первый арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьей 28 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, пунктом 2 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49, пунктом 9 Требований к сертификату о происхождении товара, пришел к выводу, что оспариваемое решение Таможни не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез", в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
На основании пункта 1 статьи 28 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе.
Происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 29 ТК ЕАЭС).
Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 6 статьи 29 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Согласно пункту 1 статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
В пункте 2 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила N 49), установлено, что под происхождением товаров понимается принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами. Для целей настоящих Правил под страной может пониматься группа стран, либо таможенный союз стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товаров.
Товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары: 1) полностью получены или произведены в стране в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил; 2) подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными пунктами 5 - 8 настоящих Правил (пункт 3 Правил N 49).
В силу пункта 29 Правил N 49 при обнаружении таможенным органом государства-члена признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или содержит недостоверные сведения, таможенный орган государства-члена вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты о происхождении товара, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат (далее - запрос о верификации).
К запросу о верификации прилагается копия проверяемого сертификата о происхождении товара.
В запросе о верификации указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая, какие сведения в сертификате о происхождении товара могут быть недостоверными, за исключением случаев направления запроса о верификации на основе выборочности.
В соответствии с пунктом 34 Правил N 49 сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС в следующих случаях:
1) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров, в том числе с учетом ответа на запрос о верификации, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил, выявлена недостоверность сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к настоящим Правилам;
3) уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации в срок, установленный пунктом 30 настоящих Правил;
4) ответ на запрос о верификации не содержит копий документов, на основании которых был выдан сертификат о происхождении товара, в случае если такие копии документов были запрошены в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил;
5) невозможно установить подлинность сертификата о происхождении товара и (или) достоверность содержащихся в нем сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации.
Таможенный контроль происхождения товаров осуществляется при ввозе товаров на таможенную территорию Союза в соответствии с ТК ЕАЭС. Приложением к Правилам N 49 установлены Требования к сертификату о происхождении товара.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 Требований к сертификату о происхождении товара сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) изготавливается на листах бумаги формата А4 с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом, и заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом.
Сертификат должен содержать следующую информацию: 1) наименование страны происхождения товара; 2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат; 3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя; 4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя; 5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию; 6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара; 7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара); 8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).
На основании пункта 9 Требований к сертификату о происхождении товара наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для нерассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара.
В части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции установил, что основанием для направления Таможней требования от 11.12.2020 о внесении изменений в ДТ N 10418010/101220/0364848 послужило указание в сертификате от 29.07.2020 N Z/0473459 в качестве страны выдачи декларации Италии, страны происхождения товара - Испании, Румынии.
Согласно ТК ЕАЭС и Правилам N 49 под страной происхождения следует понимать не только страну (государство), но группу стран, либо таможенный союз стран. Европейский союз, как интеграционное образование группы стран (таможенного союза стран), является самостоятельным членом публичного права, на территории стран которого создан общий рынок, гарантирующий свободное передвижение (движение) людей, товаров, капитала и услуг.
Итальянская Республика, Испания и Румыния являются государствами-членами Европейского союза (группа стран) и государствами-членами таможенного союза Европейского союза (таможенный союз стран).
На основании подпункта 15 пункта 15 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе допускается указывать Европейский союз в качестве группы стран, из которой происходят декларируемые товары, если документы о происхождении товаров не содержат сведений о происхождении товаров из конкретной страны Европейского союза, а содержат сведения о происхождении товаров из Европейского союза (в качестве группы стран).
Суд апелляционной инстанции установил, что сертификат о происхождении товара от 29.07.2020 N Z/0473459 выдан от имени Европейского союза уполномоченным органом Итальянской Республики, в графе 3 которого указаны Италия, Испания, Румыния, что соответствует вышеперечисленным нормам права.
Таким образом, оснований для направления требования от 11.12.2020 о внесении изменений в ДТ N 10418010/101220/0364848 у Таможни не имелось.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что первоначально (на момент подачи декларации) сертификат о происхождении товаров от 29.07.2020 N Z/0473459 соответствовал Требованиям к сертификату о происхождении товара и был действующим, суд апелляционной инстанции обоснованно признал неправомерным оспариваемое решение Таможни от 23.11.2021 об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10418010/101220/0364848.
Доводы таможенного органа, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судом апелляционной выводы и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Таможня освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 по делу N А43-4379/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Приволжской электронной таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 Требований к сертификату о происхождении товара сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) изготавливается на листах бумаги формата А4 с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом, и заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом.
...
На основании пункта 9 Требований к сертификату о происхождении товара наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для нерассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара.
...
На основании подпункта 15 пункта 15 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе допускается указывать Европейский союз в качестве группы стран, из которой происходят декларируемые товары, если документы о происхождении товаров не содержат сведений о происхождении товаров из конкретной страны Европейского союза, а содержат сведения о происхождении товаров из Европейского союза (в качестве группы стран)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 декабря 2022 г. N Ф01-7207/22 по делу N А43-4379/2022