Нижний Новгород |
|
27 декабря 2022 г. |
Дело N А29-3513/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.12.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Павлова В.Ю., Трубниковой Е.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Администрации муниципального района "Княжпогостский"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022
по делу N А29-3513/2022
по заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к Администрации муниципального района "Княжпогостский"
(ИНН: 1117003968, ОГРН: 1021101067591)
о признании недействительным постановления,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад"
(ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785).
и установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды РК, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным постановления Администрации муниципального района "Княжпогостский" (далее - Администрация МО "Княжпогостский", Администрация) от 13.12.2021 N 491, вынесенного по результатам рассмотрения ходатайства публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" в лице филиала в Республике Коми (далее - третье лицо, ПАО "Россети Северо-Запад") об установлении публичного сервитута.
Заявленное требование основано на статье 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, пункте 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что оспариваемое постановление противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности по управлению землями лесного фонда.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ПАО "Россети Северо-Запад".
Арбитражный суд Республики Коми решением от 22.06.2022, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022, удовлетворил заявленное требование, признав постановление Администрации от 13.12.2021 N 491 об установлении публичного сервитута недействительным. Суд исходил из незаконности и необоснованности оспариваемого постановления, поскольку Администрация не была уполномочена на установлении публичного сервитута в отношении спорных лесных участков, находящихся в федеральной собственности.
Не согласившись с решением и постановлением, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права, регулирующие спорные правоотношения.
По мнению заявителя, Администрация в силу статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации была уполномочена на вынесение спорного постановления. Кассатор обращает внимание, что в соответствии с планом-графиком подготовки актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" федеральные органы наделяются полномочиями по принятию решений об установлении публичных сервитутов в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из вида и назначения объекта, для размещения которого устанавливается публичный сервитут, а не от категории земель, в отношении которой устанавливается публичный сервитут. Кроме того, по мнению Администрации, суды не учли, что в соответствии с пунктом 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" имелись правовые основания для установления публичного сервитута в отношении спорных земельных участков. Заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что полномочия по установлению публичного сервитута в отношении лесных участков определены в пункте 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку положения статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации позволяют органам местного самоуправления установить публичный сервитут на землях лесного фонда в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя и просило оставить принятые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установили суды, Администрация МО "Княжпогостский" вынесла постановление от 13.12.2021 N 491, в соответствии с которым установлены следующие публичные сервитуты площадью:
- 186 274 квадратных метра по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, для размещения и эксплуатации объекта электросетевого хозяйства: "ВЛ 10 кВ с центром питания от яч. 1Д ПС 35/10 кВ "Онежье"-д. Козловка";
- 887 квадратных метров по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, для размещения и эксплуатации объекта электросетевого хозяйства: "ВЛ 0,4 кВ фидер 1 от КТП 10/0,4 кВ N 1111 "Петкоя" в д. Петкоя с центром питания от яч. 11Д ПС 35/10 кВ "Онежье";
- 1613 квадратных метра по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, для размещения и эксплуатации объекта электросетевого хозяйства: "ВЛ 0,4 кВ фидер 2 от КТП 10/0,4 кВ N 310 в д. Весляна с центром питания от яч. ЗД ПС 35/10 кВ "Онежье";
- 391 квадратный метр по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, для размещения и эксплуатации объекта электросетевого хозяйства: "ВЛ 0,4 кВ фидер 2 от КТП 10/0,4 кВ N 604 в м. Заречье с центром питания от яч. 6Д ПС 110/10 кВ "Серегово";
- 1057 квадратных метров по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, для размещения и эксплуатации объекта электросетевого хозяйства: "ВЛ 0,4 кВ фидер 1 от КТП 10/0,4 кВ N 104 "Жигановка" в и. Туръя м. Жигановка с центром питания от яч. 1Д ПС 35/10 кВ "Онежье";
- 1215 квадратных метров по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, для размещения и эксплуатации объекта электросетевого хозяйства: "ВЛ 0,4 кВ фидер 2 от КТП 10/0,4 кВ N 104 "Жигановка" в с. Туръя м. Жигановка с центром питания отяч. 1Д ПС 35/10 кВ "Онежье";
- 947 квадратных метров по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, для размещения и эксплуатации объекта элсктросетевого хозяйства: "ВЛ 0,4 кВ фидер 1 от КТП 10/0,4 кВ N 806 "Институт биологии" в д. Ляли с центром питания от яч. 8Д ПС 110/10 кВ "Ссрсгово";
- 2084 квадратных метра по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, для размещения и эксплуатации объекта электросетевого хозяйства: "ВЛ 0,23 кВ фидер 1 от КТП 10/0,4 кВ N 616 в д. Ляли-2 с центром питания от яч. 6Д ПС 110/10 кВ "Серегово", в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 11:10:0000000:363(37), 11:10:0000000:431(3), 11:10:0501001:564, 11:10:0501001:567, 11:10:0501001:577(4), 11:10:0501001:579, 11:10:0501001:580, 11:10:0501001:604, 11:10:0501001:605, 11:10:0501001:610, 11:10:0501001:726, 11:10:3801001:167, 11:10:3801001:184, 11:10:3801001:188, 11:10:3801001:190, 11:10:0801001:3290, 11:10:5001006:4, 11:10:5001006:155, и утверждены границы публичных сервитутов, согласно приложениям к настоящему постановлению.
Перечисленные земельные участки относятся к категории земель лесного фонда и находятся в собственности Российской Федерации.
В адрес Минприроды РК от производственного отделения "Южные электрические сети" филиала ПАО "Россети Северо-Запад" поступило письмо, зарегистрированное от 26.01.2022 N 01-10/1169, о возврате лесных участков по договору аренды от 02.11.2020 N С0990528/14/20-АЗ, к которому было приложено постановление Администрации МО "Княжпогостский" об установлении публичного сервитута от 13.12.2021 N 491.
Не согласившись с указанным постановлением, Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявленным в рамках настоящего дела требованием.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
В силу статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, имеющие на праве собственности сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 этой статьи, при условии, что право собственности на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 года (пункт 1). В целях переоформления права аренды земельного участка на публичный сервитут лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в соответствии с правилами, установленными в главе V.7 Земельного кодекса Российской Федерации. В этом случае договор аренды земельного участка прекращается на основании решения об установлении публичного сервитута (пункт 2).
Юридические лица, право собственности которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года.
Федеральным законом Российской Федерации от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" введены нормы (глава V.7 (статьи 39.37 - 39.50) Земельного кодекса Российской Федерации), положения которых предусматривают установление публичного сервитута в отдельных целях и регулируют правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута.
В соответствии со статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном главой V.7 этого кодекса, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе, в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее - инженерные сооружения) (пункт 1).
Публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - публичный сервитут), устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района (пункт 5 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 данного кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута (пункт 1). Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса (пункт 2). Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 кодекса (пункт 3).
Исходя из приведенных норм установление публичного сервитута это право исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Публичный сервитут может быть установлен при обосновании необходимости его установления, в том числе для размещения объектов тепловых сетей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Земли лесного фонда входят в состав земель Российской Федерации и находятся в федеральной собственности (подпункт 5 пункта 1 статьи 7 и статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Установление публичного сервитута в отношении земель лесного фонда предусмотрено частью 3 статьи 9, пунктом 4 части 1 статьи 21, частью 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Между тем полномочиями на установление публичного сервитута в отношении земель, относящихся к лесному фонду и находящихся в федеральной собственности, учитывая часть 1 статьи 39.43 и статью 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрен круг лиц, уполномоченных на принятие соответствующих решений, наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Органы местного самоуправления, в свою очередь, наделены полномочиями в области лесных отношений только в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности (часть 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 4 Закона Республики Коми от 27.12.2006 N 136-РЗ "О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми" предусмотрено, что полномочия Правительства Республики Коми в области лесных отношений на территории Республики Коми осуществляются Правительством Республики Коми самостоятельно или уполномоченным им органом исполнительной власти Республики Коми.
Подпунктом 19 пункта 10.15 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 N 452, закреплены полномочия Министерства в области лесных отношений по принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда.
Материалы дела подтверждают и стороны не оспаривают, что оспариваемым постановлением Администрации установлены публичные сервитуты в границах земельных участках с кадастровыми номерами 11:10:0000000:363 (37), 11:10:0000000:431 (3), 11:10:0501001:564, 11:10:0501001:567, 11:10:0501001:577 (4), 11:10:0501001:579, 11:10:0501001:580, 11:10:0501001:604, 11:10:0501001:605, 11:10:0501001:610, 11:10:0501001:726, 11:10:3801001:167, 11:10:3801001:184, 11:10:3801001:188, 11:10:3801001:190, 11:10:0801001:3290, 11:10:5001006:4, 11:10:5001006:155, относящихся к категории земель лесного фонда, собственником которых является Российская Федерация.
Исследовав материалы дела с учетом приведенных положений земельного и лесного, а также регионального законодательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что органом, уполномоченным на установление публичного сервитута в отношении лесных участков, входящих в состав земель лесного фонда, в пределах всей территории Республики Коми независимо от расположения их в границах тех или иных муниципальных образований является Министерство.
Таким образом, Администрация, вопреки ее утверждению, не обладала полномочиями по принятию решений об установлении публичного сервитута в отношении лесных участков из земель лесного фонда, территориально расположенных в границах муниципального района "Княжпогостский".
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о незаконности оспариваемого постановления от 13.12.2021 N 491 об установлении в интересах ПАО "Россети Северо-Запад" публичного сервитута.
Доводы заявителя не опровергают выводы судов и по существу сводятся к неверному толкованию норм действующего законодательства и обстоятельств дела, поэтому отклоняются окружным судом, как несостоятельные.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 по делу N А29-3513/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального района "Княжпогостский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
В.Ю. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Установление публичного сервитута в отношении земель лесного фонда предусмотрено частью 3 статьи 9, пунктом 4 части 1 статьи 21, частью 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Между тем полномочиями на установление публичного сервитута в отношении земель, относящихся к лесному фонду и находящихся в федеральной собственности, учитывая часть 1 статьи 39.43 и статью 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрен круг лиц, уполномоченных на принятие соответствующих решений, наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Органы местного самоуправления, в свою очередь, наделены полномочиями в области лесных отношений только в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности (часть 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 декабря 2022 г. N Ф01-7267/22 по делу N А29-3513/2022