Нижний Новгород |
|
11 января 2023 г. |
Дело N А43-3507/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.01.2023.
Полный текст постановления изготовлен 11.01.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю.,
при участии представителей
от истца: Майоровой А.В. (доверенность от 21.05.2021),
от ответчика: Золотаревой (доверенность от 29.03.2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.06.2022 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 по делу N А43-3507/2022
по иску индивидуального предпринимателя Лохнина Максима Евгеньевича (ОГРНИП: 317527500104590)
к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (ИНН: 5260294552, ОГРН: 1115260001449)
о понуждении заключить договор аренды лесного участка,
и установил:
индивидуальный предприниматель Лохнин Максим Евгеньевич (далее - ИП Лохнин М.Е., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство, уполномоченный орган) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании заключить договор аренды лесного участка N 808 в редакции протокола разногласий, предложенного истцом, изложив пункты договора в следующей редакции:
- пункт 1.2. Лесной участок, предоставляемый по настоящему договору, имеет следующие характеристики: площадь 0,988 га, местоположение: Нижегородская область, Богородский муниципальный район, Богородское районное лесничество, Богородское участковое лесничество, квартал N 12 (часть выдела 1), кадастровый номер лесного (земельного участка) 52:24:0080001:914, категория защитности: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов леса, расположенные в лесопарковых зонах, вид разрешенного использования: эксплуатация расположенных на лесном участке объектов недвижимости, принадлежащих арендатору на праве собственности.
- пункт 2.1. Арендная плата по настоящему договору рассчитывается в соответствии со ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при переработке древесины и иных лесных ресурсов, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, и составляет 7738 руб. 42 коп. в год.
Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основании минимального размера арендной платы.
Предприниматель также просил обязать Министерство привести приложения N 3 и 4 к договору аренды лесного участка N 808 в соответствие с пунктом 2.1 договора, в редакции протокола разногласий, предложенного Предпринимателем.
Иск основан на статьях 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивирован необходимостью урегулирования разногласий, возникших при заключении договора аренды лесного участка.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 17.06.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022, удовлетворил иск Предпринимателя.
Не согласившись с названными судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить вынесенные решение и постановление ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Кассатор в жалобе настаивает, что предложенная им редакция договора соответствовала требованиям, изложенным в Приказе Минприроды России от 30.07.2020 N 542 и Приложениям 1 - 16 к нему. Министерство полагает, что действующим законодательством не предусмотрен такой вид использования лесного участка как эксплуатация расположенных на нем объектов недвижимости, принадлежащих арендатору на праве собственности; Предприниматель, ссылаясь на нахождение на лесном участке объектов недвижимости, злоупотребляет правом. Министерство не согласно с применением судами при расчете ставки платы, соответствующей ставке, когда лесной участок предоставляется для переработки древесины, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства отнесения объектов недвижимости, принадлежащих истцу, к объектам лесоперерабатывающей инфраструктуры для целей переработки древесины; в соответствии со статьей 14, подпунктом 4 части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации на испрашиваемом лесном участке запрещается создание и эксплуатация лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Представитель кассатора в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Предприниматель в лице уполномоченного представителя в письменном отзыве и устно в судебном заседании просил отказать кассатору в удовлетворении жалобы, оставить в силе обжалованные судебные акты.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей истца и ответчика, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Нижегородской области от 31.08.2021 по делу N А43-13002/2021 и от 14.01.2020 по делу N А43-34857/2020, на земельном участке из земель лесного фонда с кадастровым номером 52:24:0080001:737 общей площадью 79 228 квадратных метров, расположенном в квартале N 12 Богородского участкового лесничества Богородского районного лесничества, находятся объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности, а именно: нежилое здание 1-этажное, общая площадь 121,7 квадратного метра, кадастровый номер 52:23:0050802:196; нежилое здание 1-этажное, общая площадь 640,6 квадратного метра, кадастровый номер 52:23:0050802:202; нежилое здание 2-этажное, общая площадь 435,3 квадратного метра, кадастровый номер 52:23:0050802:204; нежилое здание 1-этажное, общая площадь 418,1 квадратного метра, кадастровый номер 52:23:0050802:195; нежилое здание 1-этажное, общая площадь 384,3 квадратного метра, кадастровый номер 52:23:0050802:203; нижний склад, назначение: сооружения лесной промышленности, площадь застройки 815 квадратных метров, кадастровый номер 52:23:0050802:197; заправочная станция, назначение: сооружения дорожного транспорта, 64 квадратных метра, кадастровый номер 52:23:0050802:200; распределительный газопровод к административному зданию, гаражу и бытовым помещениям Богородского лесхоза, назначение: сооружения коммунального хозяйства, протяженность 483 метра, кадастровый номер 52:00:0000000:307; газоснабжение помещения металлообрабатывающего цеха, назначение: сооружения коммунального хозяйства, протяженность 11 метра, кадастровый номер 52:23:0080001:720; нежилое помещение площадью 100,1 квадратного метра с кадастровым номером 52:23:0050802:672, по адресу: Нижегородская область, район Богородский, город Богородск, улица Котельникова, дом 76, помещение 1; нежилое помещение площадью 385,6 квадратного метра с кадастровым номером 52:23:0050802:673, по адресу: Нижегородская область, район Богородский, город Богородск, улица Котельникова, дом 76, помещение 2.
Приказом Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (в настоящее время - Министерство) N 864 от 08.10.2020 утверждена проектная документация лесного участка площадью 0,9184 гектара, расположенного в Богородском районном лесничестве, Богородском участковом лесничестве, квартале 12 части выдела 1 защитных лесов, лесов, выполняющих функции защитных природных и иных объектов: лесопарковых зон.
Согласно указанной проектной документации объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Предпринимателю, расположены на проектируемом лесном участке площадью 0,9184 гектара.
09.11.2020 подготовлен межевой план земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 52:24:0080001:737.
В соответствии с приказом Департамента N 864 от 08.10.2020 на основании соответствующего заявления 02.12.2020 в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 52:24:0080001:914, о регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
При постановке земельного участка на кадастровый учет в реестр также внесены сведения о нахождении принадлежащих Предпринимателю объектов недвижимости с кадастровыми номерами 52:23:0050802:202, 52:23:0050802:203, 52:23:0050802:195, 52:23:0050802:196, 52:23:0050802:204, 52:23:0080001:720, 52:23:0050802:200, 52:00:0000000:307 на вновь образованном земельном участке.
Предприниматель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении лесного участка с кадастровым номером 52:24:0080001:914 без проведения торгов в аренду на срок 10 лет.
Письмом от 25.02.2021 исх.-414-87340/21 Департамент отказал заявителю в предоставлении лесного участка в аренду, поскольку площадь поставленного на кадастровый учет лесного участка не соответствует площади участка, утвержденной проектной документацией, отсутствует информация в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.08.2021 по делу N А43-13002/2021 суд признал незаконным решение Департамента от 25.02.2021 исх-414-87340/21 об отказе в предоставлении лесного участка в аренду; обязал Министерство в течение 35 дней после вступления решения в законную силу подготовить, подписать и направить Предпринимателю проект договора аренды лесного участка с кадастровым номером 52:24:0080001:914, площадью 9880 квадратных метров, расположенного по адресу: Нижегородская область, Богородский район, Богородское районное лесничество, Богородское участковое лесничество, квартал N 12 части выдела 1 защитных лесов.
Во исполнение указанного решения Министерство направило Предпринимателю проект договора аренды лесного участка N 808.
Ответчик не согласился с предложенной Министерством редакцией договора в части размера арендной платы, а также в части вида разрешенного использования лесного участка и направил Министерству протокол разногласий к договору аренды N 808.
Поскольку в ходе рассмотрения разногласий по спорным пунктам заключаемого договора аренды стороны не пришли к соглашению, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием об урегулировании преддоговорного спора.
В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с этим кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно пункту 2 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного кодекса, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Министерство, настаивая на предложенной им редакции договора аренды лесного участка, указывало на отсутствие в статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации) такого целевого использования лесного участка, как эксплуатация принадлежащего арендатору объекта недвижимости.
Между тем, как верно указали суды, одним из основополагающих принципов российского права, регулирующих оборот недвижимого имущества, является принцип единства судьбы прав на здание и на земельный участок, занимаемый зданием (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Собственники зданий и сооружений обладают исключительным правом на приобретение земельных (лесных) участков, на которых расположены здания, сооружения, в аренду без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 и пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункт 4 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Предусмотренное как земельным, так и лесным законодательством исключительное право собственников зданий, сооружений и помещений в них на аренду лесного участка, на которых они расположены, служит реализации названного основополагающего принципа. При этом использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (часть 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
В тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены или лишены такого исключительного права (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09).
По мнению окружного суда, правовая позиция кассатора, основанная на статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации, не учитывает исключительное право собственника и исключает в отдельных случаях применение пункта 4 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку не любой объект недвижимости соответствует перечню видов разрешенного использования лесов. Подобное толкование норм действующего законодательства нарушает равноправие участников гражданского оборота, в связи с чем не может быть признано правильным.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что в качестве вида разрешенного использования земельного участка в договоре N 808 следует указать - эксплуатация расположенных на лесном участке объектов недвижимости, принадлежащих арендатору на праве собственности.
Суды двух инстанций правомерно указали на использование объектов недвижимости, принадлежащих Предпринимателю, в производственных целях, что исключает предоставление ему в аренду спорного лесного участка для осуществления рекреационной деятельности.
Оснований для оценки поведения Предпринимателя в качестве злоупотребления правом и применения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации суд округа не установил.
Министерство не представило доказательств незаконности возведения принадлежащих предпринимателю объектов недвижимости.
Редакция договора аренды, предложенная Предпринимателем, не противоречит существу законодательного регулирования и не посягает на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Министерство при рассмотрении дела по существу и в кассационной жалобе также оспаривало ставку арендной платы, установленную в договоре по решению суда.
На основании статьи 73 (части 1, 2 и 4) Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 этой статьи. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310), постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 1318 утверждены коэффициенты к данным ставкам платы на 2022 год.
С целью установления ставки арендной платы для лесного участка, в отношении которого Министерство и Предприниматель завершали процедуру оформления договорных правоотношений, суды руководствовались следующим.
Согласно государственному акту на право пользования землей A-I N 071895 от 27.05.1987 лесной участок с кадастровым номером 52:24:0080001:737, из которого был образован лесной участок с кадастровым номером 52:24:0080001:914, был предоставлен для производственных целей.
Объекты недвижимости, принадлежащие ИП Лохнину М.Е., образуют производственный комплекс, состоящий из нежилых зданий бытового и производственного назначения, столярного цеха, металлообрабатывающей мастерской Богородского лесхоза; здания сортплощадки; сооружения (распределительный газопровод к административному зданию, гаражу и бытовым помещениям Богородского лесхоза), сооружений коммунального хозяйства; распределительного газопровода к административному зданию, гаражу и бытовым помещениям Богородского лесхоза.
В проектной документации спорного лесного участка, утвержденной приказом Департамента от 08.10.2020 N 864, вид разрешенного использования участка в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации не определен.
Суды первой и апелляционной инстанций с учетом совокупности представленных доказательств пришли к обоснованному выводу, что в данном случае следует применять ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при переработке древесины и иных лесных ресурсов (таблица 17 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности").
Расчет, предложенный Предпринимателем, проверен судами и обоснованно признан верным.
Доводы кассатора о том, что на испрашиваемом лесном участке запрещается создание и эксплуатация лесоперерабатывающей инфраструктуры, поскольку он относится к категории защитных лесов (лесов, расположенных в лесопарковых зонах) и о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства отнесения объектов недвижимости, принадлежащих Предпринимателю, к объектам лесоперерабатывающей инфраструктуры для целей переработки древесины, не состоятельны.
Из проектной документации (том 1, лист дела 67), утвержденной в установленном законом порядке (Приказ Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 08.10.2020 N 864, том 1, лист дела 61), следует, что вся площадь лесного участка (0,9184 гектара) занята нелесными землями ("другими").
Принимая во внимание зарегистрированное право собственности Предпринимателя на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, их целевое назначение, оснований для применения для расчета арендной платы иной ставки, в том числе предложенной ответчиком, не имеется.
Применительно к настоящему спору положения части 2 статьи 14 Лесного кодекса Российской Федерации, ограничивающие использование защитных лесов, не применяются.
Вопреки доводам кассатора, размер арендной платы должен соответствовать цели использования спорного лесного участка, в связи с чем использование участка в производственных целях исключает применения ставок арендной платы, установленных для осуществления рекреационной деятельности.
Кассатор в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил правовых обоснований иного расчета арендной платы.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы суд округа не рассматривал, поскольку Министерство освобождено от ее уплаты в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.06.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 по делу N А43-3507/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310), постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 1318 утверждены коэффициенты к данным ставкам платы на 2022 год.
...
В проектной документации спорного лесного участка, утвержденной приказом Департамента от 08.10.2020 N 864, вид разрешенного использования участка в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации не определен.
Суды первой и апелляционной инстанций с учетом совокупности представленных доказательств пришли к обоснованному выводу, что в данном случае следует применять ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при переработке древесины и иных лесных ресурсов (таблица 17 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности").
...
Применительно к настоящему спору положения части 2 статьи 14 Лесного кодекса Российской Федерации, ограничивающие использование защитных лесов, не применяются."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 января 2023 г. N Ф01-7447/22 по делу N А43-3507/2022