Нижний Новгород |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А43-10620/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Гурьева Е.Р. (доверенность от 02.09.2021),
от заинтересованного лица: Кочеткова Т.С. (доверенность от 24.10.2022),
Седуль А.С. (доверенность от 07.06.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Национальная геологическая компания"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.06.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022
по делу N А43-10620/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Национальная геологическая компания" (ИНН: 5256192692, ОГРН: 1205200045918)
о признании незаконным решения Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, формализованного в письме от 18.03.2022 N Исх-319-120724/22,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Национальная геологическая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство), формализованного в письме от 18.03.2022 N Исх-319-120724/22.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24.06.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, оспариваемое решение является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу и представители в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что 28.10.2021 Общество обратилось в Министерство с заявкой N 1/28 о включении участка недр "Карачарский", расположенного в 0,7 километра юго-западнее деревни Карачары Пильнинского района Нижегородской области (площадь участка - 0,59 квадратного метра), в Перечень участков недр местного значения Нижегородской области для геологического изучения, разведки и добычи.
Министерство письмом от 18.03.2022 N 319-120724/22 отказало Обществу во включении участка недр "Карачарский" в Перечень участков недр местного значения Нижегородской области по причине того, что спорный участок недр расположен в границах территории, являющейся наиболее важной для сохранения предотлетного скопления серого журавля.
Общество не согласилось с данным решением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями АПК РФ, Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Порядком подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденным приказом Федерального агентства по недропользованию от 06.10.2020 N 428, Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявления.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 3 статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, а также внесения в них изменений устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Названный порядок утвержден приказом Федерального агентства по недропользованию от 06.10.2020 N 428 (далее - Порядок N 428).
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней разработан в соответствии со статьей 2.3 Закона о недрах и регламентирует процедуру подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании перечней участков недр местного значения (пункт 1 Порядка N 428).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 428 в перечень участков недр местного значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях, включаются участки недр, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на основании заявок субъектов предпринимательской деятельности, а также обращений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно пункту 9 Порядка N 428 в случае, если заявка (обращение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения соответствует требованиям пункта 5, подпунктов 1 - 3 пункта 6 Порядка, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявки (обращения), направляет запросы, содержащие информацию о местоположении и границах участка недр (карту-схему участка недр с приложением географических координат угловых точек), находящегося в нераспределенном фонде и предлагаемого к включению в проект перечня участков недр местного значения, на рассмотрение: 1) в Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы безопасности Российской Федерации) - в отношении наличия или отсутствия земельных участков из состава земель обороны, безопасности, а также запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии со статьей 8 Закона о недрах, в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения; 2) в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии со статьей 8 Закона о недрах, в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения; 3) в уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий местного или регионального значения в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, а также запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии со статьей 8 Закона о недрах, в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения; 4) пользователю недр - в отношении представления согласия на включение участка недр в перечень участков недр местного значения (в случае если участок недр, предлагаемый к включению в проект перечня участков недр местного значения, расположен в границах участка недр, предоставленного в пользование, и заявителем не представлено согласие такого пользователя недр). Органы государственной власти Российской Федерации, указанные в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта, рассматривают поступившую информацию об участке недр, предлагаемом к включению в перечень участков недр местного значения, в течение 30 рабочих дней со дня ее поступления. Результаты такого рассмотрения оформляются письмом в адрес соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации путем почтового отправления. Согласие пользователя недр на включение участка недр в перечень участков недр местного значения (отказ в предоставлении согласия) оформляется письмом в адрес соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации путем почтового отправления.
В пункте 10 Порядка N 428 предусмотрено, что основаниями для отказа во включении участка недр в перечень участков недр местного значения являются: 1) получение информации о наличии земельных участков из состава земель обороны, безопасности в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения; 2) запрет и (или) ограничение пользования недрами в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, в соответствии со статьей 8 Закона о недрах; 3) предлагаемый к включению в перечень участков недр местного значения участок недр не относится к участкам недр местного значения, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 2.3 Закона о недрах; 4) отказ пользователя недр в предоставлении согласия на включение участка недр в перечень участков недр местного значения (в случае, если участок недр, предлагаемый к включению в проект перечня участков недр местного значения, расположен в границах участка недр, предоставленного в пользование).
На основании статьи 8 Закона о недрах пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов и зон с особыми условиями использования территорий может быть ограничено или запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу безопасности жизни и здоровья населения, охране окружающей среды, сохранности зданий и сооружений, включая сохранность горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами. Пользование недрами на особо охраняемых природных территориях осуществляется в соответствии с режимом особой охраны их территорий.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания. Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды (статья 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно статьям 22, 24 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу субъекта Российской Федерации, не допускаются.
В соответствии с пунктом 3.1 Типового положения о территориях охраняемого ландшафта регионального значения в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 13.08.2007 N 288, в границах территорий охраняемого ландшафта постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, приводящая к коренному преобразованию, повреждению и порче ландшафта и его отдельных элементов, влекущая за собой принципиальное нарушение структуры природных комплексов.
Суды установили, что согласно картографическому материалу участок недр "Карачарский", расположенный в 0,7 километра юго-западнее деревни Карачары Пильнинского района Нижегородской области, находится в границах территории, планируемой в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 10.08.2006 N 591-р "Об особо охраняемых природных территориях" для создания территории охраняемого ландшафта регионального значения "Пойма р. Суры между с. Медяна и с. Ратово и территория предотлетного скопления серых журавлей у с. Рыбушкино, Петряксы, Болтинка" (далее - проектируемая территория охраняемого ландшафта).
На основании пункта 9 указанного распоряжения проведение работ, связанных с добычей полезных ископаемых, в пределах проектируемых особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) осуществляется по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области в области организации, охраны и использования ООПТ (в настоящее время - Министерство).
Проектируемая территория охраняемого ландшафта организуется, в том числе, с целью охраны Барятинского предотлетного скопления серых журавлей - вида, занесенного в Красную книгу Нижегородской области (Перечни видов (подвидов, популяций) живых организмов, занесенных в Красную книгу Нижегородской области и приложения к Красной книге Нижегородской области, утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 09.07.2013 N 455).
В январе 2021 года состоялось заседание комиссии по Красной книге Нижегородской области по обсуждению вопроса прохождения трассы проектируемой скоростной автомобильной дороги М-12. Данный объект также пересекает проектируемую территорию охраняемого ландшафта в Пильнинском районе между населенными пунктами Языково и Барятино вблизи рассматриваемого участка недр. В ходе данного заседания отмечено, что Барятинское предотлетное скопление серых журавлей - одно из крупнейших в европейской части России. Членами комиссии по Красной книге Нижегородской области были представлены границы территории, являющейся наиболее важной для сохранения указанного предотлетного скопления. Исходя из картографических материалов, рассматриваемый участок недр находится в границах этой территории. Специалистами было указано на то, что одним из лимитирующих факторов для серого журавля является беспокойство в местах предотлетных скоплений (данный фактор отражен в Красной книге Нижегородской области (том I "Животные"), издание 2014 года). Кроме того, отмечено, что изменение ландшафта может также привести к разрушению предотлетного скопления серых журавлей, то есть к нарушению путей миграции птиц. Деятельность по добыче недр ведет к изменению ландшафта и сопровождается шумовым воздействием. Таким образом, намечаемая деятельность по добыче недр приведет к разрушению предотлетного скопления серых журавлей, нарушению путей их миграций, что негативно скажется на объекте охраны будущей ООПТ. Кроме того, добыча недр повлечет за собой принципиальное нарушение структуры природных комплексов.
С учетом изложенного, приняв во внимание положения пункта 9 распоряжения Правительства Нижегородской области от 10.08.2006 N 591-р "Об особо охраняемых природных территориях", суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение Министерства, формализованное в письме от 18.03.2022 N Исх-319-120724/22, принято в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Порядка N 428, поскольку осуществление деятельности, связанной с добычей недр на участке "Карачарский", согласованию не подлежит.
Суды правомерно отклонили довод Общества о том, что им с целью разработки эффективных природоохранных мероприятий при подготовке проектной документации будут разработаны комплексы мер для сохранения растительного и животного мира, а также мероприятия по сохранению редких видов живых организмов и проведены дополнительные инженерно-экологические изыскания, поскольку действующим законодательством установлен запрет на осуществление деятельности по добыче недр на участках, являющихся средой обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды признали оспариваемое решение Министерства законным и обоснованным и правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Доводы заявителя жалобы не свидетельствуют о наличии предусмотренных частью 1 статьи 288 АПК РФ оснований для отмены принятых судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.06.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 по делу N А43-10620/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Национальная геологическая компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Национальная геологическая компания" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 03.11.2022 N 251.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Домрачева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В январе 2021 года состоялось заседание комиссии по Красной книге Нижегородской области по обсуждению вопроса прохождения трассы проектируемой скоростной автомобильной дороги М-12. Данный объект также пересекает проектируемую территорию охраняемого ландшафта в Пильнинском районе между населенными пунктами Языково и Барятино вблизи рассматриваемого участка недр. В ходе данного заседания отмечено, что Барятинское предотлетное скопление серых журавлей - одно из крупнейших в европейской части России. Членами комиссии по Красной книге Нижегородской области были представлены границы территории, являющейся наиболее важной для сохранения указанного предотлетного скопления. Исходя из картографических материалов, рассматриваемый участок недр находится в границах этой территории. Специалистами было указано на то, что одним из лимитирующих факторов для серого журавля является беспокойство в местах предотлетных скоплений (данный фактор отражен в Красной книге Нижегородской области (том I "Животные"), издание 2014 года). Кроме того, отмечено, что изменение ландшафта может также привести к разрушению предотлетного скопления серых журавлей, то есть к нарушению путей миграции птиц. Деятельность по добыче недр ведет к изменению ландшафта и сопровождается шумовым воздействием. Таким образом, намечаемая деятельность по добыче недр приведет к разрушению предотлетного скопления серых журавлей, нарушению путей их миграций, что негативно скажется на объекте охраны будущей ООПТ. Кроме того, добыча недр повлечет за собой принципиальное нарушение структуры природных комплексов.
С учетом изложенного, приняв во внимание положения пункта 9 распоряжения Правительства Нижегородской области от 10.08.2006 N 591-р "Об особо охраняемых природных территориях", суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение Министерства, формализованное в письме от 18.03.2022 N Исх-319-120724/22, принято в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Порядка N 428, поскольку осуществление деятельности, связанной с добычей недр на участке "Карачарский", согласованию не подлежит."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 января 2023 г. N Ф01-7825/22 по делу N А43-10620/2022