Нижний Новгород |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А31-13204/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 07.04.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2022
по делу N А31-13204/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Костромаэнерго"
(ОГРН: 1046900099498, ИНН: 6901067107)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
(ОГРН: 1024400537556, ИНН: 4401004867)
о признании незаконными и отмене решения и предписания,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -публичное акционерное общество "Костромская сбытовая компания" (ОГРН: 1044408642629, ИНН: 4401050567), Гирич Роман Алексеевич, общество с ограниченной ответственностью "Галич-Мясопродукт" (ОГРН: 1164401058975, ИНН: 4411002474), общество с ограниченной ответственностью "Галичское общество охотников и рыболовов" (ОГРН: 1094433000034, ИНН: 4411004094),
и установил:
публичное акционерное общество "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Костромаэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее - Управление) от 17.08.2021 по делу N 044/01/10-724/2020 о нарушении антимонопольного законодательства и выданного на его основе обязательного для исполнения предписания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Костромская сбытовая компания" (далее - ПАО "КСК"), Гирич Роман Алексеевич, общество с ограниченной ответственностью "Галич-Мясопродукт", общество с ограниченной ответственностью "Галичское общество охотников и рыболовов".
Решением суда от 07.04.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты.
По мнению Управления, антимонопольный орган установил, что Гирич Р.А. осуществлял профессиональную деятельность, приносящую доход, в его действиях имелись нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, следовательно, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и дополнении к ней.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Гирич Р.А. обратился в Управление с жалобой на действия Общества в связи с нарушением антимонопольного законодательства, выразившемся в несоблюдении порядка проведения проверки расчетного прибора учета электрической энергии, поставляемой ПАО "КСК" потребителю Гиричу Р.А. по договору энергоснабжения от 09.12.2015 N 6414628.
В ходе проверки Управление установило, что на основании акта о неучтенном потреблении энергоресурса от 18.06.2020 ПАО "КСК" выставило Гирич Р.А. счет на сумму 1 359 596 рублей 12 копеек за период с 01.06.2020 по 03.07.2020, а также уведомило потребителя о введении ограничения режима потребления электроэнергии в связи с образовавшейся задолженностью.
В отношении точки поставки по договору энергоснабжения от 09.12.2015 N 6414628 (нежилое здание (насосная станция, трансформаторная), расположенное по адресу: Галичский район, дер. Челсма, ПУ N 23906805-15) 28.07.2020 введен режим ограничения потребления электрической энергии.
На основании подписанного ПАО "КСК" и Гиричем Р.А. соглашения о рассрочке оплаты задолженности 20.10.2020 подача электрической энергии возобновлена.
Управление 17.08.2021 возбудило в отношении Общества дело о нарушении части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Решением Управления от 17.08.2021 по делу N 044/01/10-724/2020 Общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, что выразилось в неисполнении обязательств, определенных Основными положениями, а именно в нарушении порядка проведения проверки расчетного прибора учета электрической энергии, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии"), результатом которого являются или могут являться ущемление интересов потребителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обществу выдано предписание от 17.08.2021 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым в срок до 11.10.2021 оно обязано совершить действия, направленные на устранение причин и условий, способствующих возникновению нарушения антимонопольного законодательства, устранение последствий такого нарушения путем исключения в дальнейшем случаев допущения, указанных в решении от 17.08.2021, нарушений антимонопольного законодательства; довести до сведения ответственных лиц филиала ПАО "Россети Центр" - "Костромаэнерго" информацию о запретах, установленных статьей 10 Закона N 135-ФЗ.
Общество оспорило решение и предписание в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Закона N 135-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводам о незаконности решения и предписания и удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, ненормативные правовые акты - недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых актов, решений возлагается на соответствующие органы (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона N 135-ФЗ целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Сферой применения данного закона являются отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Законом о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (абзац первый части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ).
По смыслу данной нормы запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением касается не только его действий (бездействия), направленных, по сути, на хозяйствующих субъектов - конкурентов (недопущение, ограничение, устранение конкуренции), но и защищает других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенный круг потребителей, интересы которых не должны ущемляться.
При этом к другим лицам в сфере предпринимательской деятельности в соответствии с Законом N 135-ФЗ относятся только хозяйствующие субъекты в том значении, в котором это понятие используется в данном законе.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона N 135-ФЗ хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Гирич Р.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 4:04:133301:01, на территории которого осуществляют деятельность общество с ограниченной ответственностью "Галич-Мясопродукт" (далее - ООО "Галич-Мясопродукт") и общество с ограниченной ответственностью "Галичское общество охотник и рыболов" (далее - ООО "Галичское общество охотник и рыболов").
Гирич Р.А. входит в число учредителей обоих юридических лиц, является генеральным директором ООО "Галичское общество охотник и рыболов". Гирич Р.А. и ООО "Галич-Мясопродукт" заключили соглашение от 03.10.2016 о произведенных расходах, по условиям которого общество гарантирует Гирич Р.А. возмещение расходов по электроэнергии.
ООО "Галич-Мясопродукт" и ООО "Галичское общество охотник и рыболов" не являются участниками договора энергоснабжения. Акт о технологическом присоединении от 24.09.2015 N 3827/2015 подписан Обществом и гражданином Гиричем Р.А.
Антимонопольным органом и судами не установлено, что Гирич Р.А. осуществлял профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Нарушение законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом, которое выразилось в ущемлении интересов гражданина и не связано с предпринимательской деятельностью или не затрагивает интересы неограниченного круга потребителей, не подлежит квалификации по части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
При этом наличие у конкретного юридического лица статуса хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, само по себе не означает, что любое несоблюдение им требований действующего законодательства свидетельствует о ведении монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ. Иной подход не соответствовал бы предмету и целям правового регулирования, определенным в статье 1 Закона N 135-ФЗ.
Кроме того, судами установлено, что Гирич Р.А. обращался в суд для разрешения гражданско-правового спора в сфере электроэнергетики между потребителем (абонентом) и сетевой организацией, возникшего в связи с доступом представителя сетевой организации к измерительным комплексам абонента и составлением акта неучтенного потребления электрической энергии. Так, с 07.10.2020 в Мытищенском городском суде Московской области рассматривалось дело по иску ПАО "КСК" о взыскании с гражданина Гирича Р.А. задолженности по договору энергоснабжения от 09.12.2015 N 6414628, начисленной на основании акта о неучтенном потреблении электроэнергии от 18.06.2020. Определением суда от 13.04.2021 производство по делу прекращено в связи с отказом истца от заявленных требований ввиду оплаты долга, произведенной ответчиком.
При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали, что в рассматриваемом случае антимонопольный орган не доказал нарушения Обществом вмененного антимонопольного запрета.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили требования Общества и признали недействительными решение и предписание Управления.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 07.04.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2022 по делу N А31-13204/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5 статьи 4 Закона N 135-ФЗ хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
...
Нарушение законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом, которое выразилось в ущемлении интересов гражданина и не связано с предпринимательской деятельностью или не затрагивает интересы неограниченного круга потребителей, не подлежит квалификации по части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
При этом наличие у конкретного юридического лица статуса хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, само по себе не означает, что любое несоблюдение им требований действующего законодательства свидетельствует о ведении монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ. Иной подход не соответствовал бы предмету и целям правового регулирования, определенным в статье 1 Закона N 135-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 января 2023 г. N Ф01-7454/22 по делу N А31-13204/2021
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3237/2023
31.03.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1491/2023
17.01.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7454/2022
12.08.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4620/2022
07.04.2022 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-13204/2021