Нижний Новгород |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А29-14933/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Соколовой Л.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2022
по делу N А29-14933/2021 Арбитражного суда Республики Коми
по иску индивидуального предпринимателя Игнатовой Натальи Эдуардовны
(ИНН: 110118250974, ОГРНИП: 310110129400035)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"
(ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
об урегулировании разногласий при заключении договора
и установил:
индивидуальный предприниматель Игнатова Наталья Эдуардовна (далее - Предприниматель, ИП Игнатова Н.Э.) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - Региональный оператор, ООО "Региональный оператор Севера") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 11.01.2021 N 195/РО-П/2021, в виде принятия пункта 1 приложения N 1 к договору в редакции протокола разногласий от 29.11.2021, а именно: "Начисление ТКО должно производить по нормативу для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций, который составляет 0,87 кубического метра в год на 1 сотрудника".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.04.2022 в удовлетворении иска отказано, разногласия по договору урегулированы в редакции ответчика путем утверждения пункта 1 приложения N 1.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2022 решение суда первой инстанции отменено, иск удовлетворен.
Региональный оператор не согласился с постановлением апелляционного суда и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права. По его мнению, исчисление объемов ТКО исходя из норматива для офисных и бытовых помещений, в размере 0,87 кубического метра на 1 сотрудника является неправомерным, поскольку деятельность истца относится к оптово-розничной торговле; доказательств осуществления истцом иной деятельности в материалы дела не представлено.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.01.2023 в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Шемякиной О.А. на судью Соколову Л.В.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) Игнатова Н.Э. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 21.10.2010, основным видом деятельности является торговля розничная обоями и напольными покрытиями в специализированных магазинах (код 47.53.3).
В соответствии с заключенным договором аренды Предприниматель владеет и пользуется нежилым помещением общей площадью 69,1 квадратного метра (в том числе торговая площадь - 48 квадратных метров, складские помещения - 21,1 квадратного метра), расположенным по адресу: г. Сыктывкар, Сысольское шоссе, д. 20, оф.3.
Региональный оператор направил истцу договор и дополнительное соглашение к нему от 18.01.2020 N 1, согласно которому учет объема и массы ТКО осуществляется расчетным путем исходя из норматива накопления, установленного для объектов оптово-розничной торговли из расчета 0,28 кубического метра на 1 квадратный метр площади помещений.
Предприниматель составил протокол разногласий к договору, в котором предложил внести изменения в редакцию пункта 1 приложения N 1 к договору и пересчитать стоимость оказания услуг согласно нормативу, установленному для выставочного зала.
Ответчик направил истцу протокол урегулирования разногласий от 17.02.2020.
В феврале 2021 года в адрес истца поступил договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 N 195/РО-П/2021.
Истец 17.08.2021 направил ответчику подписанный договор с протоколом разногласий.
Письмом от 16.09.2021 в адрес Предпринимателя направлен протокол урегулирования разногласий.
Истец 29.11.2021 передал ответчику для согласования протокол разногласий от 26.11.2021 к договору, в котором предложил внести изменения в приложение N 1 к договору и изложить его в следующей редакции: "рассчитывать стоимость оказания услуг по ТКО по нормативу для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций, который составляет 0,87 кубического метра в год на 1 сотрудника".
Отказ ответчика от заключения договора на предложенных Предпринимателем условиях послужил основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 421, 422, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269, Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении иска, урегулировав разногласия по договору в редакции Регионального оператора. Суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости определения объема ТКО исходя из площади помещения и назначения помещения ввиду осуществления истцом торговой деятельности в арендуемом помещении согласно основному виду деятельности последнего (ОКВЭД), отраженному в ЕГРЮЛ.
Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил иск. Суд исходил из того, что при заключении публичного договора потребителя с Региональным оператором приоритет в выборе норматива накопления ТКО должен быть у потребителя.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению.
В пунктах 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 445 ГК РФ сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение 30 дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (абзац второй пункта 2 статьи 445 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем, в том числе, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц.
В пунктах 5 и 6 Правил N 269 установлено, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
На территории Республики Коми нормативы накопления ТКО установлены приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 N 20/24-Т, согласно которому годовой норматив накопления ТКО в отношении категории объектов "офисные и бытовые помещения предприятий и организаций" определен в виде двух возможных расчетных единиц и составляет на 1 сотрудника - 0,87 кубического метра в год (0,07250 кубического метра в месяц), на 1 квадратный метр площади помещения - 0,1 кубического метра в год (0,00833 кубического метра в месяц); для категории "Объекты оптово-розничной торговли" установлен норматив накопления ТКО в размере 0,28 кубического метра в год на 1 квадратный метр общей площади помещения.
При этом особенностей определения норматива накопления ТКО для объектов оптово-розничной торговли при разделении помещений на складские и торговые действующее законодательство в спорном периоде не предусматривало.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Предприниматель считает необходимым исчислять объем принимаемых ТКО в год исходя из норматива, установленного для офисных и бытовых помещений организаций, в размере 0,87 кубического метра на 1 сотрудника.
Расчет Регионального оператора основан на отнесении помещений истца к объектам оптово-розничной торговли, для которых 1 квадратному метру площади помещения соответствует 0,28 кубического метра ТКО в год.
Как установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, Предприниматель в помещении по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, Сысольское шоссе, д. 20, осуществлял торговлю обоями и напольными покрытиями в специализированных магазинах, что соответствует основному виду деятельности (код 47.53.3), указанному в ЕГРЮЛ.
Доказательств, подтверждающих, что в указанном помещении истец осуществлял деятельность, отличную от оптово-розничной торговли, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости определения объема ТКО исходя из площади и назначения помещения согласно осуществляемой истцом торговой деятельности, урегулировав разногласия по договору в редакции ответчика.
Вывод апелляционного суда о том, что в рассматриваемом случае объем принимаемых ТКО в соответствии с выбором истца должен определяться исходя из норматива, установленного для офисных и бытовых помещений организаций, в размере 0,87 кубического метра на 1 сотрудника, не основан на нормах права и противоречит материалам дела.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, постановление апелляционного суда подлежит отмене, как принятое при неправильном применением норм материального права (часть 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Судебные расходы подлежат распределению в порядке, установленном в статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 5 части 1), 287 (часть 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" удовлетворить.
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2022 по делу N А29-14933/2021 Арбитражного суда Республики Коми отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.04.2022 по настоящему делу оставить в силе.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Игнатовой Натальи Эдуардовны в пользу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Арбитражному суду Республики Коми рассмотреть вопрос о повороте исполнения постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2022 по делу N А29-14933/2021 в части распределения расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем, в том числе, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц.
В пунктах 5 и 6 Правил N 269 установлено, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
...
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2022 по делу N А29-14933/2021 Арбитражного суда Республики Коми отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.04.2022 по настоящему делу оставить в силе."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 января 2023 г. N Ф01-7257/22 по делу N А29-14933/2021