Нижний Новгород |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А11-15505/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.01.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Губина В.В. (доверенность от 10.05.2022),
Вавилина Р.В., директора,
от заинтересованного лица: Кромовой И.В. (доверенность от 22.05.2020 N 5),
Смирновой Е.В. (доверенность от 22.05.202 N 2)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Универсал строй"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.03.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2022
по делу N А11-15505/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Универсал строй"
(ИНН: 3310004593, ОГРН: 1053302717786)
о признании недействительным предписания
Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области
(ИНН: 3328428138, ОГРН: 1033302020586)
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Универсал строй" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области (далее - Инспекция) от 20.10.2021 N 1183-01-02.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 28.03.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили часть 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). В приказе Инспекции о проведении проверки от 18.10.2021 N 2268-01-02 не указаны надлежащим образом правовые основания проведения проверки, документ, представленный с извещением о проведении проверки, не подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.
Суд первой инстанции неправомерно сослался на часть 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон 99-ФЗ), не действующую на момент принятия решения.
Общество указывает, что спорный многоквартирный дом имеет нецентрализованную систему горячего водоснабжения, в подвальной помещении имеется бойлерное оборудование, поэтому на него не распространяются требования, установленные СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно приложению N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлениям Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водозабора составляет от 3 °C до 5 °C. По результатам замера температура составила 58,2 °C, что свидетельствует об отсутствии нарушения требований к качеству.
По мнению Общества, апелляционный суд неправомерно сослался на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2022 N АКПИ22-375. Предписание неисполнимо, поскольку в нем указан акт проверки, реквизиты которого не совпадают с актом, врученным представителю Общества 20.10.2021.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании не согласились с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 17.01.2023.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 18.10.2021 N 2268-01-02 Инспекция провела в отношении Общества внеплановую выездную проверку обстоятельств, изложенных в обращении жителя, по вопросу предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению ненадлежащего качества в многоквартирном доме N 31 по улице Разина города Владимира.
В ходе проверки установлено, что Общество осуществляет управление спорным многоквартирным домом на основании лицензии от 30.03.2015 N 3.
Инспекция 19.10.2021 провела замер температуры горячей воды в многоквартирном доме, по результатам которого установлено, что в точке водоразбора (в помещении ванной комнаты) температура составила +58,2 °C, что является нарушением Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и СанПиН 2.1.3684-21.
Результаты проверки отражены в акте от 20.10.2021 N 2095-01-02.
Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 20.10.2021 N 1183-01-02.
Общество не согласилось с указанным предписанием и обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 161 и 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Законом N 294-ФЗ, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Законом N 99-ФЗ, Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения", Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), Правилами N 491, Правилами N 354, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), СанПиН 2.1.3684-21, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили, и лица, участвующие в деле, не оспаривают, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 1.1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании указанной нормы Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
В силу подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В пункте 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, действовали до 01.03.2021, после указанной даты в действие вступили СанПиН 2.1.3684-21.
В пункте 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 было установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В пункте 84 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C.
Общество указывает, что многоквартирный дом не имеет подключения к централизованной системе горячего водоснабжения и оборудован индивидуальным пунктом нагрева холодной воды (бойлером).
Вместе с тем, как верно указали суды, Правила N 354 не ставят качество коммунальных услуг в зависимость от той или иной системы обеспечения подачи коммунального ресурса. Потребитель имеет право получить коммунальную услугу, качество которой соответствует требованиям, установленным для исполнителя. При наличии в многоквартирном доме нецентрализованной системы горячего водоснабжения таким исполнителем является Общество, которое осуществляет эксплуатацию внутридомового оборудования, относящегося к общему имуществу.
Довод Общества об отклонении температуры горячей воды, допустимом в соответствии с Правилами N 354, признается судом округа несостоятельным. Отклонение от установленных требований означает предоставление услуги ненадлежащего качества. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 N АКПИ13-394 пункт 5 приложения N 1 к Правилами N 354 признан недействующим в той мере, в которой данная норма допускает ее применение в случаях, не связанных с условиями и порядком изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Ссылка Общества на неверное указание апелляционным судом правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2022 N АКПИ22-375, неправомерна. В данном случае судом принято во внимание толкование Верховным Судом Российской Федерации СанПиН 2.1.4.2496-09 и СанПиН 2.1.3684-21.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о наличии у Инспекции оснований для выдачи Обществу предписания об устранении выявленных нарушений.
Общество указывает на процессуальные нарушения, допущенные Инспекцией при проведении проверки.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ в приказе на проведение проверки указываются правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования.
В пункте 9 приказа от 18.10.2021 N 2268-01-02 определено, что проверочные мероприятия осуществляются в рамках ЖК РФ.
Заявитель не поясняет, каким образом данное обстоятельство препятствовало предоставлению Обществом всех необходимых и достаточных доказательств, которые опровергают выводы Инспекции или факты, установленные в результате проведения проверки и изложенные в оспариваемом предписании.
Общество указывает, что распоряжение о проведении проверки, направленное ему посредством электронной почты, не было заверено усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном в части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
В силу части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 данной статьи, юридическое лицо, уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ несоблюдение органом надзора (контроля) требования части 16 статьи 10 данного закона в части срока уведомления о проведении проверки является грубым нарушением порядка проведения проверок, влекущим недействительность результатов такой проверки.
В данном случае Общество было уведомлено о проведении проверки и обеспечило при ее проведении присутствие представителя.
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали на отсутствие грубых нарушений со стороны Инспекции при проведении проверки, влекущих недействительность результатов ее проведения в соответствии со статьей 20 Закона N 294-ФЗ.
Ссылку Общества на редакцию части 3 статьи 196 ЖК РФ, не действующую на момент принятия решения, суд округа не принимает, поскольку на момент проведения проверки указанная норма действовала в редакции, приведенной судом первой инстанции.
Общество указывает на ошибку, допущенную Инспекцией в реквизитах акта проверки, указанных в предписании. Вместе с тем, техническая ошибка в тексте предписания не свидетельствует о его неисполнимости. В предписании изложены достаточные данные, позволяющие восполнить пробел в реквизитах - указаны адрес, по которому установлено нарушение, и дата составления акта. С учетом того, что представитель Общества при составлении акта присутствовал, в отсутствие доказательств наличия иных документов с совпадающими реквизитами, данный довод суд округа отклоняет.
Мнение заявителя кассационной жалобы о том, что суды не указали мотивы отклонения доводов заявителя, противоречит содержанию судебных актов, принятых по настоящему делу, в которых даны подробный правовой анализ существа спора и правовая оценка доводам заявителя, имеющим значение для рассматриваемого вопроса. Отсутствие в судебных актах оценки отдельных доводов и доказательств не означает, что они не были учтены при принятии судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на Общество. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета заявителю кассационной жалобы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.03.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2022 по делу N А11-15505/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универсал строй" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Универсал строй".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Универсал строй" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 24.10.2022 N 430.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ несоблюдение органом надзора (контроля) требования части 16 статьи 10 данного закона в части срока уведомления о проведении проверки является грубым нарушением порядка проведения проверок, влекущим недействительность результатов такой проверки.
В данном случае Общество было уведомлено о проведении проверки и обеспечило при ее проведении присутствие представителя.
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали на отсутствие грубых нарушений со стороны Инспекции при проведении проверки, влекущих недействительность результатов ее проведения в соответствии со статьей 20 Закона N 294-ФЗ.
Ссылку Общества на редакцию части 3 статьи 196 ЖК РФ, не действующую на момент принятия решения, суд округа не принимает, поскольку на момент проведения проверки указанная норма действовала в редакции, приведенной судом первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 января 2023 г. N Ф01-7836/22 по делу N А11-15505/2021