Нижний Новгород |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А11-10447/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.01.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-сервисная служба"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.06.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022
по делу N А11-10447/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-сервисная служба"
(ИНН: 3328022709, ОГРН: 1193328003857)
к некоммерческому объединению
"Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области"
(ИНН: 3329999430, ОГРН: 1133300001163)
об обязании провести капитальный ремонт крыши многоквартирного жилого дома,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области,
Инспекция государственного жилищного надзора Владимирской области и
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-сервисная служба" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к некоммерческому объединению "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области" (далее - Фонд) об обязании ответчика в 2023 году провести капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Суздальская, д. 6а.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области, Инспекция государственного жилищного надзора Владимирской области и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира
Арбитражный суд Владимирской области решением от 10.06.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с названными судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить принятые решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Оспаривая законность обжалованных судебных актов, податель жалобы указывает на истечение нормативного срока проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома; утвержденный капитальный ремонт крыши неправомерно откладывался, а впоследствии был исключен из краткосрочного плана, что не предусмотрено действующим законодательством; многоквартирный дом не был признан аварийным и подлежащим сносу, иных обстоятельств, влекущих исключение дома из плана проведения капитального ремонта, отсутствовали; данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав собственников помещений дома.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, Общество в соответствии с решением от 23.12.2020 N 1110 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома осуществляет функции управляющей организации в отношении спорного многоквартирного дома.
01.02.2022 произошла протечка кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Суздальская, д. 6а, составлены акты от 01.02.2022 и 01.02.2022.
Из актов следует, что в результате таяния снега повреждено личное имущество собственников многоквартирного дома (на стене имеются сырые пятна, слышен звук капающей воды на натяжной потолок через перекрытие, обрушен штукатурный слой на потолке жилого помещения, разрушена отделка потолка пластиковыми панелями).
Истцом направлена в адрес ответчика претензия от 01.03.2021 с требованием проведения капитального ремонта крыши.
Ответчик в письме N 2180/05 от 24.03.2021 в ответ на обращение истца указал, что проведение капитального ремонта крыши не может быть выполнено, так как указанный дом не включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
17.06.2021 истцом в адрес Фонда повторно направлено письмо о необходимости реализации программы капитального ремонта 2019 года в отношении указанного многоквартирного дома в 2022 году.
Ответчик в письме от 16.07.2021 указал, что капитальный ремонт крыши многоквартирного дома не может быть выполнен, так как дом отсутствует в краткосрочном плане на 2020-2022 годы.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
По правилам статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено указанным кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
Согласно части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.12.2013 N 1502 утверждена региональная программа капитального ремонта, которой установлен предельный срок проведения капитального ремонта - 2014 - 2043 годы, в частности, (в ред. от 23.12.2021) капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Суздальская, д. 6а, подразделен не следующие плановые периоды: ремонт крыши - 2017-2019 годы; ремонт внутренних инженерных систем - 2023-2025 годы; ремонт фасада - 2027-2029 годы; ремонт фундамента - 2035-2037 годы.
В силу части 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Согласно части 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов: использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 настоящего Кодекса; необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора; актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 настоящего Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
В части 3 статьи 10 Закона Владимирской области N 121-03 установлено, что в целях реализации региональной программы органом исполнительной власти Владимирской области, проводящим государственную политику в жилищно-коммунальном комплексе области, нормативным правовым актом органа местного самоуправления утверждаются краткосрочные планы реализации региональной программы сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока в порядке, установленном администрацией Владимирской области.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 01.04.2014 N 303 утвержден Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - Порядок).
Пунктами 3, 5 и 9 Порядка устанавливаются требования к формированию сводного краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Сводный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Владимирской области, утвержденный постановлением Департамента от 29.04.2022 N 4, сформирован на 2023-2025 годы; капитальный ремонт крыши спорного многоквартирного жилого дома запланирован на 2023 год (порядковый номер 30).
С учетом изложенного и приняв во внимание, что на момент вынесения судом решения по настоящему делу срок реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества спорного многоквартирного дома (крыши) не наступил, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для обязания Фонда провести испрашиваемые работы, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении иска.
Оснований для иных выводов исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку аргументы заявителя основаны на неверном понимании кассатором норм права, подлежащих применению к настоящему спору, в совокупности обстоятельств дела, и не опровергают выводы судов, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права.
Доводов, указывающих на явное нарушение норм материального или процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, заявителем в жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.06.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 по делу N А11-10447/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-сервисная служба" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
...
Согласно части 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов: использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 настоящего Кодекса; необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора; актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 настоящего Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 января 2023 г. N Ф01-7567/22 по делу N А11-10447/2021