Нижний Новгород |
|
27 января 2023 г. |
Дело N А17-2253/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.01.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Добрый Дом"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.06.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022
по делу N А17-2253/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Добрый Дом"
(ИНН: 3702227417, ОГРН: 1193702020302)
о признании недействительным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Добрый Дом" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области о признании недействительным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Инспекция) от 07.02.2022 N 267-жс.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 30.06.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы настаивает на том, что оспариваемое предписание следует признать недействительным. Общество утверждает, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу возразила относительно доводов заявителя, просила оставить жалобу без удовлетворения и рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что Общество является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 1А, расположенного по адресу: город Иваново, улица Демьяна Бедного (далее - МКД N 1А) с 01.07.2020.
Должностным лицом Инспекции в январе 2022 на основании обращения жителя и приказа заместителя начальника Инспекции от 13.01.2022 N 10 в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения лицензионных требований.
В акте проверки от 07.02.2022 N 498-жс зафиксировано, что в платежном документе за август 2021 по квартире 61 выставлена плата за электроэнергию за содержание общего имущества МКД за период с 12.10.2020 по июль 2021 в размере 1511 рублей 15 копеек. Тариф, применяемый при расчете указанной платы, составил 4 рубля 34 копейки за 1 квадратный метр и был посчитан следующим образом: сумма в размере 162 484 рублей 21 копейки распределена между всеми собственниками с даты акта приема-передачи помещения и переведена в квадратные метры. Данные для произведения корректировки были взяты из счета-фактуры от 31.07.2021 N 0003148/3760, полученной от АО "ЭнергосбыТ Плюс".
Между Обществом и АО "ЭнергосбыТ Плюс" заключен договор поставки электрической энергии необходимой для обслуживания мест общего пользования указанного дома с 01.07.2020. АО "ЭнергосбыТ Плюс" впервые выставило счет за электроэнергию Обществу 31.07.2021 в сумме 162 484 рублей 21 копейки. Ранее АО "ЭнергосбыТ Плюс" не выставляло Обществу счетов.
Специалистами АО "Ивановская городская электрическая сеть" 01.07.2021 проведена проверка, в рамках которой обнаружено, что общедомовой прибор учета N 04921667, учитывал показания в обратном направлении и составил 36939,9 кВт/ч. Специалисты АО "Ивановская городская электрическая сеть" дважды осуществляли аналогичные выходы (01.06.2020 и 22.06.2021) и не выявили фактов учета показаний в обратном направлении. Выявить такую ошибку могут только сотрудники сетевой организации при подключении специализированного оборудования к прибору учета.
На основании акта от 01.07.2021, полученного от АО "Ивановская городская электрическая сеть", АО "ЭнергосбыТ Плюс" 31.07.2021 направило Обществу счет-фактуру N 003148/3760 на сумму 162 484 рубля 21 копейка с указанием объема потребленной электроэнергии - 32693 кВт/ч.
В соответствии с выставленным счетом-фактурой Общество произвело начисление платы за электроэнергию, поставленную в целях содержания общего имущества, впервые в августе 2021 года. Начисление произведено за весь период управления многоквартирным домом Обществом с учетом даты принятия в собственность жилого помещения собственником.
Собственники помещений в МКД решение о начислении платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества МКД, исходя из показаний приборов учета, не принимали.
Обществом произведен расчет платы жителям МКД N 1А за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в отсутствии порядка, установленного Правительством Российской Федерации.
По мнению Инспекции данные обстоятельства следует рассматривать как нарушение со стороны Общества требований части 9.2 статьи 156, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
По итогам проведенной проверки Инспекция выдала Обществу предписание от 07.02.2022 N 267-жс, в соответствии с которым оно обязано произвести жителям МКД возврат начисленной в августе 2021 года платы (перерасчет) за электроэнергию в целях содержания общего имущества МКД, рассчитанной исходя из фактического объема электроэнергии, и произвести начисление платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества МКД за период с даты начала управления МКД по август 2021 года исходя из нормативов потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества МКД, утвержденных постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 31.05.2017 N 144-н/2.
Общество посчитало, что указанное предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями АПК РФ, ЖК РФ, Арбитражный суд Ивановской области отказал в удовлетворении заявления. Суд исходил из того, что в данном случае отсутствуют совокупности условия, необходимые для признания оспариваемого предписания недействительным.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
На основании части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно части 9.3 статьи 156 ЖК РФ при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 29 Правил N 491 (в редакции, действующей в спорный период) расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Суды установили, что 01.07.2021 специалистами АО "Ивановская городская электрическая сеть" проведена проверка, в рамках которой обнаружено, что общедомовой прибор учета N 04921667 принимал показания в обратном направлении, объем которых составил 36939,9 кВт/ч. Указанные обстоятельства, по мнению Инспекции, свидетельствуют о выходе ОДПУ из строя.
В связи с тем, что Общество произвело расчет платы жителям МКД N 1А за коммунальные ресурсы, поставленные в целях содержания общего имущества, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, в целях приведения расчета платы в соответствие с вышеназванными требованиями жилищного законодательства, Инспекция выдала Обществу предписание от 07.02.2022 N 267-жс.
Судами верно установлено, что до восстановления схемы подключения (01.07.2021) ОДПУ не отражал фактический расход электроэнергии, используемой на содержание общедомового имущества. Имело место безучетное потребление электроэнергии.
Доводы заявителя об обратном опровергаются материалами дела.
Ссылка Общества на счет-фактуру от 31.07.2021 N 003148/3760 отклонена судами по причине отсутствия возможности установить, за какой период выставлен счет для оплаты, превышает ли указанный в нем объем потребленной электроэнергии (32693 кВт/ч) объем электроэнергии, рассчитанный исходя из норматива потребления.
Суды сочли обоснованными требования Инспекции произвести перерасчет платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества в августе 2021 года по нормативу и правомерно указали, что выданное Инспекцией предписание основано на выявленных в ходе проверки нарушениях, направлено на их устранение, является исполнимым и не возлагает на Общество обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы судов соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
С учетом изложенного основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.06.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022 по делу N А17-2253/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Добрый Дом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Домрачева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 29 Правил N 491 (в редакции, действующей в спорный период) расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 января 2023 г. N Ф01-8206/22 по делу N А17-2253/2022