Нижний Новгород |
|
03 февраля 2023 г. |
Дело N А29-6384/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2023.
Полный текст постановления изготовлен 03.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Камановой М.Н., Трубниковой Е.Ю.,
при участии представителей
от открытого акционерного общества "Сыктывкарский Водоканал":
Барсуковой С.Ф. по доверенности от 26.10.2022,
от Республиканского государственного унитарного
сельскохозяйственного предприятия "Коми" по племенной работе:
Фамбуловой Т.Ф. по доверенности от 30.12.2022
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Сыктывкарский Водоканал"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.07.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.09.2022
по делу N А29-6384/2021
по иску открытого акционерного общества "Сыктывкарский Водоканал"
(ИНН: 1101205944, ОГРН: 1121101013054)
к Республиканскому государственному унитарному
сельскохозяйственному предприятию "Коми" по племенной работе
(ИНН: 1101460214, ОГРН: 1021100528404)
о взыскании задолженности
и установил:
открытое акционерное общество "Сыктывкарский Водоканал" (далее - Водоканал) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Республиканскому государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Коми" по племенной работе (далее - Предприятие) о взыскании 11 028 рублей 32 копеек задолженности по оплате негативного воздействия на централизованную систему водоотведения и задолженности в виде платы за сброс поверхностных сточных вод за период с июня по декабрь 2020 года.
Суд первой инстанции решением от 29.07.2022, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.09.2022, частично удовлетворил иск, взыскав с Предприятия 6169 рублей 17 копеек задолженности.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Водоканал обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что Водоканал правомерно начислил плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения и сброс поверхностных сточных вод. Состояние канализационных сетей Предприятия не является определяющим фактором для разрешения спора, так как поверхностные сточные воды в любом случае отводятся через централизованную систему водоотведения.
Водоканал отмечает, что применение им при расчете платы за сброс поверхностных сточных вод пункта 13 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных приказом Минстроя России от 17.10.2014 N 639/пр (далее - Методические указания), связано с непредоставлением Предприятием сведений о площади и характеристиках земельного участка, обязательных для указания в заявке абонента в силу подпункта "д" пункта 16 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Кассатор ссылается на то, что в заключении экспертизы от 15.06.2021 N 071/5-2-00173, подготовленном автономной некоммерческой организацией "Бюро товарных экспертиз при Торгово-промышленной палате Республики Коми" (далее - Бюро), указано на проведение осмотра всех канализационных колодцев, расположенных на территории Предприятия. В то же время из показаний эксперта, озвученных в судебном заседании, следует, что осмотр проводился избирательно, то есть, в отношении части колодцев. С точки зрения Водоканала, расчет объемов принятых (отведенных) поверхностных сточных вод в отношении других колодцев должен быть осуществлен в порядке, определенном в Методических указаниях.
По мнению кассатора, на основании фактических обстоятельств, свидетельствующих о состоянии и расположении канализационных колодцев на территории Предприятия, которые были установлены сторонами в ходе совместного осмотра территории 20.05.2022, можно сделать выводы об отсутствии на ней ливневой канализации и возможном попадании поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения через поврежденные колодцы.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу отклонило указанные доводы.
Судебное заседание в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Водоканал (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Предприятие (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения от 16.12.2019 N 198, по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном договором, и соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
На основании приложения 8 к договору точкой приема поверхностных сточных вод является контрольно-канализационный колодец КК 2-3-32.
В разделе Х договора установлены условия отведения (приема) поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения.
Водоканал в спорный период поставил на объекты Предприятия холодную воду и оказал услуги по водоотведению на общую сумму 39 470 рублей 11 копеек.
Неуплата Предприятием стоимости негативного воздействие на централизованную систему водоотведения и услуг по водоотведению поверхностных сточных вод послужила основанием для обращения Водоканала с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В силу статей 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из пункта 38 Правил N 644 следует, что отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.
На основании пункта 39 Правил N 644 договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод, заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения, или лицом, осуществляющим проектирование и (или) строительство, реконструкцию в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
Зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения в отношении каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод. В договоре водоотведения, предусматривающем отведение (прием) поверхностных сточных вод, определяются точки приема поверхностных сточных вод (пункты 40 и 43 Правил N 644).
Согласно пункту 50 Типового договора водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения", сведения о точках приема поверхностных сточных вод абонента указываются по форме согласно приложению 9.
В пункте 107 Правил N 644 перечислены виды централизованных систем водоотведения про критерию своего предназначния: а) централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения (далее - хозяйственно-бытовые сточные воды); б) централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод; в) централизованные общесплавные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод; г) централизованные комбинированные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения.
Судебными инстанциями установлено, что система водоотведения Водоканала относится к бытовой системе водоотведения.
В соответствии с пунктом 110 Правил N 644 отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения разрешается при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод.
В силу пункта 3 Методических указаний атмосферные осадки: отводятся в централизованные системы водоотведения в виде дождевых, талых, инфильтрационных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при отсутствии подключения дренажей, через неплотности, негерметичные соединения элементов, трещины и отверстия, образующиеся как в процессе эксплуатации существующих канализационных сетей, так и при строительстве новых сетей), а также дренажных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при подключении к ним дренажей); расходуются в виде влаги на эвапотранспирацию (суммарный расход влаги на транспирацию (испарение воды растением) и эвапарацию (испарение с поверхности почвы)); поступают неорганизованно в водные объекты, на нижние горизонты подземных вод.
Территории, не оформленные в установленном порядке в качестве земельного участка, поверхностный сток с которых поступает в централизованные системы водоотведения, допускается определять на основании данных геоинформационных систем о канализованной площади с учетом расположения земельных участков относительно централизованных систем водоотведения (внутриплощадочных канализационных сетей) в пределах кратчайшего расстояния 50 метров в обе стороны от системы водоотведения (канализационной сети) (пункт 13 Методических указаний).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные в дело доказательства в порядке, установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что земельный участок Предприятия с кадастровым номером 11:05:0606001:43, расположенный по адресу: город Сыктывкар, микрорайон Дырнос, дом 150, согласно схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - МО ГО "Сыктывкар") на период с 2014 по 2024 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 31.12.2014 N 12/4963, не входит в зону централизованного водоотведения поверхностных сточных вод. Водоканал не оспаривает данное обстоятельство.
Согласно заключению экспертизы от 15.06.2021 N 071/5-2-00173, подготовленным Бюро, при обследовании канализационного контрольного колодца КК 2-3-32 установлено, что конструкция колодца находятся в работоспособном состоянии, дефектов в виде трещин, смещения стыков колец, наличие корней растений, повреждение железобетонных колец и следов источников инфильтрации грунтовых вод и поверхностных стоков в колодце не установлено. Все канализационные колодцы, расположенные в соответствии с актом разграничения и эксплуатационной ответственности к договору от 11.02.2021 N 198 холодного водоснабжения и водоотведения, находятся в работоспособном состоянии, высота оголовок от уровня поверхности земли составляет от 210 до 230 миллиметров, что полностью исключает поступление поверхностных стоков с территории Предприятия в колодцы. Ливневые воды, при их наличии, отводятся самотеком в естественный грунт и не увеличивают объемы канализационных стоков центрального водоотведения, предусмотренных договором. Экспертом сделан вывод о том, что на обследуемой территории присутствует только централизованная система водоотведения стоков, наличие дренажной системы и водоотводных канав на территории Предприятия не выявлено.
Предприятие на основании установленных обстоятельств указало, что использование согласованного сторонами колодца КК 2-3-32 для неорганизованного сброса поверхностных сточных вод, то есть для отведения поверхностных сточных вод с территории объекта недвижимого имущества по рельефу местности без непосредственного подключения абонента к указанной системе, невозможно. Водоканал не опроверг данный аргумент Предприятия.
В письме МКП "Жилкомхоз" от 05.04.2022 N 562, представленным в материалы дела, указано и сторонами не оспорено, что вблизи земельного участка Предприятия отсутствует централизованная ливневая канализация.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Водоканал не предоставил доказательств наличия технической возможности для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения.
Судебные инстанции установили, что имеющимися в материалах дела документами оказание услуг со стороны Водоканала по отведению поверхностных сточных вод с объектов Предприятия не подтверждается.
Ссылка Водоканала на акт обследования от 20.05.2022 отклонена судом округа. Суды установили, что осмотр канализационных колодцев проходил в дождливую погоду и видимые подтеки на бетонных кольцах могли образоваться, в том числе вследствие открывания крышек колодцев, а также образовавшегося конденсата, что является естественным процессом для дождливой погоды. Содержание данного акта является частично несогласованным - представители сторон имеют различные точки зрения относительно состояния канализационных колодцев. Водоканал, несущий бремя доказывания заявленных доводов, не воспользовался своим правом на заявление ходатайства, предусмотренным частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для разрешения спорного обстоятельства.
Иных доказательств, подтверждающих факт попадания поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения через канализационные сети и колодцы, находящиеся на земельном участке Предприятия, Водоканал не представил.
Ссылка Водоканала на пункт 13 Методических указаний отклоняется судом округа, так как он применим только в ситуации, когда расчет необходимо выполнить в отношении территорий, не оформленных в установленном порядке в качестве земельного участка.
Отсутствие необходимой информации о зонировании участка по типам поверхностей является основанием для проведения соответствующего обследования и замеров, а не для использования вышеуказанной нормы.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, кассационная жалоба Водоканала не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и расходы по ее уплате относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.07.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.09.2022 по делу N А29-6384/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сыктывкарский Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Территории, не оформленные в установленном порядке в качестве земельного участка, поверхностный сток с которых поступает в централизованные системы водоотведения, допускается определять на основании данных геоинформационных систем о канализованной площади с учетом расположения земельных участков относительно централизованных систем водоотведения (внутриплощадочных канализационных сетей) в пределах кратчайшего расстояния 50 метров в обе стороны от системы водоотведения (канализационной сети) (пункт 13 Методических указаний).
...
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Водоканал не предоставил доказательств наличия технической возможности для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения.
...
Ссылка Водоканала на пункт 13 Методических указаний отклоняется судом округа, так как он применим только в ситуации, когда расчет необходимо выполнить в отношении территорий, не оформленных в установленном порядке в качестве земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 февраля 2023 г. N Ф01-8481/22 по делу N А29-6384/2021