Нижний Новгород |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А31-14082/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Когута Д.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 02.06.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022
по делу N А31-14082/2019
по иску акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания"
(ИНН: 7604192971, ОГРН: 1107604019181)
к Костромской области в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (ИНН: 4401015844, ОГРН: 1024400527777)
о взыскании 41 667 300 рублей 42 копеек убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
администрация Костромской области, Департамент финансов Костромской области, Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
и установил:
акционерное общество "Северная пригородная пассажирская компания" (далее - АО "СППК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Костромской области в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (далее - Департамент транспорта) о взыскании 41 667 300 рублей 42 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Костромской области (далее - Администрация), Департамент финансов Костромской области (далее - Департамент финансов), Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее - Департамент тарифов) и открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Решением Арбитражного суда Костромской области от 02.06.2022 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
АО "СППК" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, наличие у Общества убытков в заявленном ко взысканию размере доказано. Департамент тарифов установил уровень тарифа на услуги в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Костромской области на 2016 год, который не покрывал себестоимость проезда. Тариф установлен с целью обеспечения доступности услуг перевозчика исходя из уровня платежеспособности населения, однако безубыточность деятельности Общества он не обеспечивал.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Администрация, Департамент тарифов и Департамент финансов в отзывах на кассационную жалобу отклонили доводы Общества.
ОАО "РЖД" отзыв на кассационную жалобу не представило в суд округа; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечило явку представителя в судебное заседание.
Общество, Департамент тарифов и Департамент финансов заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителей.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Департамент транспорта (организатор перевозок) и АО "СППК" (исполнитель) заключили договор от 28.12.2015 N 121/15-жд/жд-192 на осуществление регулярных перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области в январе 2016 года (в редакции дополнительных соглашений), действие которого распространялось на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2016 по 31.12.2016 включительно.
Согласно пункту 1.1 договора его предметом является организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Костромской области, согласно размерам движения пригородных поездов, определенному организатором перевозок, в соответствии с приложением N 1 к настоящему договору с применением провозной платы в пределах установленного тарифа и предоставлением установленных льгот по оплате проезда (преимуществ по провозной плате) отдельным категориям граждан в порядке, установленном действующим федеральным законодательством и законодательством Костромской области.
В силу пункта 2.4 договора организатор перевозок обязуется возместить исполнителю в полном объеме недополученные за 2016 года доходы, связанные с государственным регулированием тарифов, в порядке, установленном постановлением администрации Костромской области от 30.12.2014 N 566-а "О порядке предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области железнодорожного транспорта в 2015-2017 годах". Размер субсидии подлежит корректировке на основании фактических данных исполнителя о потерях в доходах по обязательствам договора.
Размер недополученных за 2016 год доходов, которые организатор перевозок обязался возместить исполнителю, согласно пункту 2 дополнительного соглашения от 30.08.2016 составил 23 835 747 рублей 11 копеек.
Общий размер субсидии за весь период действия договора от 28.12.2015 N 121/15-жд/жд-192 составляет 113 185 806 рублей 90 копеек (пункт 3 дополнительного соглашения от 30.08.2016).
В соответствии с пунктом 6 дополнительного соглашения от 30.08.2016 исполнитель обязуется осуществлять деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Костромской области с 01.10.2016 по 31.12.2016 включительно согласно размерам движения пригородных поездов в соответствии с приложением N 1 к настоящему дополнительному соглашению.
Срок предоставления субсидии не позднее 10 рабочих дней с момента получения отчета об объемах транспортной работы, предоставляемого в адрес организатора перевозок в соответствии с пунктом 4.10 договора от 28.12.2015 N 121 /15-жд/жд-192.
Постановлением Департамента тарифов от 26.12.2014 N 14/505 "Об утверждении тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортном общего пользования в пригородном сообщении на территории Костромской области и о признании утратившим силу постановления от 14.10.2014 N 14/207" утвержден тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Костромской области в размере 2 рубля 90 копеек за 1 пассажиро-километр.
Постановлением Департамента тарифов от 18.12.2015 N 15/522 "Об утверждении экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Костромской области на 2016 год" для Общества установлен экономически обоснованный тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Костромской области на 2016 год в размере 7 рублей 11 копеек за 1 пассажиро-километр.
Постановлением Администрации Костромской области от 30.12.2014 N 566-а утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по регулируемым тарифам на территории Костромской области (далее - Порядок N 566-а).
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 566-а размер субсидии рассчитывается по формуле, указанной в пункте 6 Порядка, но не более разницы между суммой фактически понесенных затрат на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа и суммой доходов, полученной от осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа. Размер субсидии рассчитывается главным распорядителем ежемесячно с учетом нарастающего итога.
Общество (получатель субсидии) и Департамент транспорта (главный распорядитель) заключили соглашение от 29.01.2016 N СППК-021-2016, по условиям которого главный распорядитель принимает на себя обязательства: по возмещению недополученных доходов получателя, при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Костромской области с применением установленного тарифа по согласованным с главным распорядителем размерам движения пригородных поездов Костромской области, являющийся приложением N 1 к договору от 28.12.2015 N 121/15-жд/жд-192 (пункт 1.1.1); по предоставлению получателю субсидии по обязательствам 2015 года по соглашению о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов от 22.05.2015 N жд-108-54/15 (пункт 1.1.2 соглашения).
На основании пункта 2.2 соглашения размер субсидии рассчитывается главным распорядителем ежемесячно с учетом нарастающего итога в соответствии с пунктом 6 главы 3 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области железнодорожного транспорта (возмещение недополученных доходов перевозчиков при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспорту в пригородном сообщении на территории Костромской области) в 2015 - 2017 годах, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 30.12.2014 N 566-а.
В пункте 2.3 соглашения установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели Законом Костромской области от 18.12.2015 N 44-6-3КО "Об областном бюджете на 2016 год".
Плановый размер субсидий в соответствии с экспертным заключением исполнительного органа государственной власти Костромской области в сфере регулирования цен (тарифов) о размере плановых экономически обоснованных затрат на период действия соглашения составляет 124 109 920 рублей.
Размер субсидии по обязательствам 2015 года по соглашению о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов от 22.05.2015 N жд-108-54/15 составляет 35 192 381 рубль 10 копеек (пункт 2.4. соглашения).
Во исполнение условий соглашения Обществу предоставлена субсидия в общей сумме 108 174 912 рублей 06 копеек.
Посчитав, что указанная сумма субсидии не возмещает в полном объеме расходы перевозчика, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Положением об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950, Положением о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам России от 28.09.2010 N 235-т/1, и учитывая разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Костромской области пришел к выводу о недоказанности наличия у Общества невозмещенных убытков и отказал в удовлетворении иска.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании статьи 16 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
В силу пункта 3 статьи 8 Закона N 17-ФЗ потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, на основании пунктов 1, 3, 4 и 6 которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее - Положение), согласно пункту 13 которого основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат. Органы регулирования могут применять и иные методы ценового (тарифного) регулирования.
В соответствии с пунктом 14 Положения для определения размера подлежащих установлению тарифов, сборов и платы органом регулирования осуществляется расчет необходимой валовой выручки и при этом учитываются, в частности, расходы, связанные с приобретением и (или) обслуживанием подвижного состава (включая локомотивный и моторвагонный парк), определяемые в том числе на долгосрочный период регулирования с учетом совокупной стоимости владения на протяжении всего срока службы на уровне, обеспечивающем возврат инвестиций, обслуживание и капитальный ремонт соответствующего парка подвижного состава и инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, необходимой для его эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, в случае если такие расходы являются договорными обязательствами субъекта регулирования перед соответствующими хозяйствующими субъектами.
Согласно пункту 21 Положения орган регулирования осуществляет проверку достоверности сведений, предоставляемых субъектом регулирования для целей установления тарифов, сборов и платы.
Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 28.09.2010 N 235-т/1 утверждена Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (далее - Методика), определяющая основные положения по расчету экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (пункт 3 Методики).
Согласно пункту 13 Методики при расчете экономически обоснованных затрат на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении в субъекте Российской Федерации регулирующий орган не учитывает затраты, в том числе вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что объем предоставленной Обществу субсидии на основании соглашения от 29.01.2016 N СППК-021-2016 определен на основании Порядка N 566-а с применением экономически обоснованного тарифа в размере 7 рублей 11 копеек за 1 пассажиро-километр, который истцом в установленном порядке не оспорен и не признан экономически необоснованным.
Расчеты по соглашению о предоставлении субсидии произведены в полном объеме; получение субсидии Обществом не оспаривается.
АО "СППК", заключив соглашение, должно было учитывать, что получит компенсацию в размере, определенном соглашением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды пришли к выводу, что доказательств недобросовестного поведения ответчика, а также противоправного виновного бездействия, наличия причинно-следственной связи между понесенными убытками и противоправными действиями (бездействием) Департамента транспорта, возникновения в деятельности Общества отрицательной разницы между понесенными затратами и полученными доходами по вине ответчика в материалы дела не представлено.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 02.06.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по делу N А31-14082/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на акционерное общество "Северная пригородная пассажирская компания".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 28.09.2010 N 235-т/1 утверждена Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (далее - Методика), определяющая основные положения по расчету экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (пункт 3 Методики).
Согласно пункту 13 Методики при расчете экономически обоснованных затрат на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении в субъекте Российской Федерации регулирующий орган не учитывает затраты, в том числе вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 февраля 2023 г. N Ф01-8299/22 по делу N А31-14082/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8299/2022
30.08.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6332/2022
02.06.2022 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-14082/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Костромской области N А31-14082/19