Нижний Новгород |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А11-2674/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Перспектива"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.07.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2022
по делу N А11-2674/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Перспектива"
(ИНН: 3301033541, ОГРН: 1153339000539)
о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области от 18.02.2022 N 53-01-02,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная служба "Алдега" (ИНН: 3301029129, ОГРН: 1113339003821),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области (далее - Инспекция) от 18.02.2022 N 53-01-02.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная служба "Алдега".
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 12.07.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, предписание Инспекции от 18.02.2022 N 53-01-02 следует признать недействительным. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу возразила относительно доводов заявителя, просила оставить жалобу без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что в Инспекцию поступили обращения жителя многоквартирного дома N 6 корпус 4а по улице Октябрьская города Александрова по факту незаконного начисления/выставления Обществом платежных документов на оплату услуг по содержанию жилого помещения за ноябрь 2021 года, на основании которого в соответствии с приказом Инспекции от 11.02.2022 N 41-01-02 в отношении Общества проведена проверка соблюдения им лицензионных требований в части порядка начала управления указанным многоквартирным домом.
В рамках проверки Инспекцией выявлено, что Обществом допущены нарушения лицензионных требований, установленных частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а именно неправомерное начало управления многоквартирным домом N 6 корпус 4а по улице Октябрьская города Александрова.
При этом, согласно сведениям из реестра лицензий Владимирской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в ноябре 2021 года деятельность по управлению многоквартирным домом N 6, корпус 4а, по улице Октябрьская города Александрова осуществляло общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная служба "Алдега" (далее - ООО "ЖКС "Алдега").
В перечень многоквартирных домов (в реестр лицензий), деятельность по управлению которыми осуществляет Общество, спорный дом в указанный период не включался.
Согласно решению органа государственного жилищного надзора от 16.11.2021 N 837 вышеназванный дом включен в реестр лицензий Общества с 01.12.2021.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 18.02.2022 N 88-01-02.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 18.02.2022 N 53-01-02, в котором предложено в срок до 15.04.2022 принять меры по устранению нарушений требований законодательства, а именно: прекратить в период ноябрь 2021 года осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом N 6, корпус 4а, по улице Октябрьская в городе Александрове; прекратить с 01.11.2021 по 30.11.2021 начисление платы за содержание жилого помещения собственникам (нанимателям) помещений вышеуказанного дома; произвести возврат оплаченных собственниками (нанимателями) помещений названного дома денежных средств по платежным документам за ноябрь 2021 года.
Общество не согласилось с данным предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), АПК РФ, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание Инспекции соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании статей 161, 162 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу положений статей 153, 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится один раз, двойное взимание жилищно-коммунальных платежей не допускается.
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
В случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 7 статьи 135 ЖК РФ).
На основании части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 4 статьи 198 ЖК РФ при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.
В силу части 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что одним из условий для начала осуществления деятельности по управлению домом в таком порядке, помимо прочих является включение в реестр лицензий субъекта Российской Федерации соответствующих сведений об осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего кодекса (часть 6 статьи 198 ЖК РФ).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), из которого следует, что изменения в реестр лицензий вносятся органом государственного жилищного надзора на основании представленного лицензиатом, в том числе на основании поступления от другого лицензиата заявления, в связи с прекращением, расторжением договора управления домом.
В пункте 14 Порядка указано, что в случае принятия решения о внесении изменений в реестр соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом.
Суды установили, что решением Инспекции от 16.11.2021 N 837 внесены изменения в реестр лицензий ООО "ЖКС "Алдега" в части исключения 30.11.2021 многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Александров, улица Октябрьская, дом 6, корпус 4а.
Таким образом, до момента исключения из реестра лицензий (то есть до 30.11.2021) ООО "ЖКС "Алдега" являлось управляющей организацией спорного дома.
Решением внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Владимирская область, город Александров, улица Октябрьская, дом 6, корпус 4а, оформленным протоколом внеочередного общего собрания от 18.10.2021 N 1/21, собственники помещений указанного дома приняли решение о расторжении с 01.11.2021 договора управления, заключенного с ООО "ЖКС "Алдега", о выборе в качестве управляющей организации Общества и заключении с последним договора управления многоквартирным жилым домом с 01.11.2021.
Договор управления между собственниками помещений названного дома и Обществом заключен 01.11.2021.
На основании решения от 16.11.2021 N 838 указанный дом включен в реестр лицензий Общества с 01.12.2021.
Как свидетельствуют материалам дела, Общество с 01.11.2021 при наличии действующей до 30.11.2021 управляющей компании - ООО "ЖКС "Алдега", приступило к управлению многоквартирным домом N 6, корпус 4а, по улице Октябрьская города Александрова, за указанный период Общество произвело жителям начисление платы за содержание жилого помещения, что подтверждается письмом от 04.02.2022, копиями платежных документов за ноябрь - декабрь 2021 года.
Из обращений собственников помещений в названном доме следует, что ООО "ЖКС "Алдега" также выставило платежные документы в части взыскания платы за содержание жилого помещения за ноябрь 2021 года.
По состоянию на ноябрь 2021 года спорный дом не был исключен из реестра лицензий ООО "ЖКС "Алдега", следовательно, находился в управлении указанной организации.
Исходя из совокупности приведенных норм права не допускается возможность управления многоквартирным домом одновременно двумя управляющими организациями, равно как и осуществление такого управления организацией в период до внесения о ней сведений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Общество не вправе было осуществлять фактическое управление многоквартирным домом до внесения в реестр лицензий сведений о ней.
При этом Общество имеет возможность заявить регрессные требования к лицу, обладавшему правом на управление многоквартирным домом в спорный период в части фактически понесенных расходов на содержание общего имущества при их наличии и документальном подтверждении.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание Инспекции соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Доводы заявителя жалобы не свидетельствуют о наличии предусмотренных частью 1 статьи 288 АПК РФ оснований для отмены принятых судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.07.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2022 по делу N А11-2674/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Домрачева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), из которого следует, что изменения в реестр лицензий вносятся органом государственного жилищного надзора на основании представленного лицензиатом, в том числе на основании поступления от другого лицензиата заявления, в связи с прекращением, расторжением договора управления домом.
В пункте 14 Порядка указано, что в случае принятия решения о внесении изменений в реестр соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 февраля 2023 г. N Ф01-6014/22 по делу N А11-2674/2022