Нижний Новгород |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А43-9871/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от Прокуратуры Нижегородской области: Демидовой Н.В. (удостоверение),
от федерального государственного унитарного предприятия "Главный радиочастотный центр": Гаврилова М.Л. (доверенность от 01.09.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
федерального государственного унитарного предприятия "Главный радиочастотный центр"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.06.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022
по делу N А43-9871/2022
по иску Прокуратуры Нижегородской области в интересах Российской Федерации в лице Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
к федеральному государственному унитарному предприятию "Главный радиочастотный центр" (ИНН: 7706228218, ОГРН: 1027739334479),
обществу с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Центр-Защиты" (ИНН: 0279998218, ОГРН: 1180280075040)
о признании сделки недействительной
и установил:
Прокуратура Нижегородской области (далее - Прокуратура) в интересах Российской Федерации в лице Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Главный радиочастотный центр" (далее - Предприятие), обществу с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Центр-Защиты" (далее - Общество) о признании недействительной сделкой договора оказания услуг по охране от 25.06.2019 N 35.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16.06.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
Предприятие не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, суды неправомерно признали недействительной сделкой договор оказания услуг по охране от 25.06.2019 N 35, заключенный между Предприятием и Обществом. Доказательства, свидетельствующие о наличии у спорных объектов охраны особого статуса, позволяющего отнести их к объектам, подлежащим государственной охране, в материалах дела отсутствуют; объекты, переданные под охрану Обществу, не являются местом нахождения государственного органа, его структурного подразделения и не служат для реализации властных полномочий и функций; нахождение охраняемых объектов в федеральной собственности само по себе не является основанием для отнесения их к объектам, подлежащим государственной охране. Кроме того, ссылаясь на пункт 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, Предприятие считает, что Прокуратура пропустила срок исковой давности на обращение в суд с настоящим иском.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Представитель Прокуратуры в судебном заседании отклонил доводы Предприятия.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило в суд округа; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечило явку представителя в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Предприятие (заказчик) и Общество (исполнитель) заключили договор оказания услуг по охране от 25.06.2019 N 35, по условиям которого исполнитель на основании лицензии на осуществление частной охранной деятельности ЧО N 053559 от 31.01.2019 N 807 обязался в порядке и на условиях, предусмотренных договором в соответствии с ТЗ и спецификацией (приложение N 2 к договору) лично (своими силами и средствами) оказать услуги по охране объекта, а заказчик обязался оплатить надлежаще оказанные услуги.
Объекты, подлежащие физической охране исполнителем по договору, указаны в техническом задании (приложение к договору).
Прокуратура, полагая, что объект охраны по спорному договору относится к объектам, на которые частная охранная деятельность не распространяется, обратилась в суд с требованием о признании договора от 25.06.2019 N 35 недействительным.
Руководствуясь статьями 113, 167, 168, 196, 199, 203, 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", Перечнем объектов, подлежащих государственной охране, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587, Положением о радиочастотной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 N 434,
Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное Прокуратурой требование. Суд исходил из того, что объект охраны по договору от 25.06.2019 N 35 подлежит государственной охране и на него не распространяется частная охранная деятельность.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
На основании пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу пункта 1 статьи 167 Кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В пункте 1 статьи 168 Кодекса установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Кодекса сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как разъяснено в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
В части 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" определено, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 утвержден Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (далее - Перечень N 587), согласно пункту 1 которого частная охранная деятельность не распространяется на здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов Федеральной налоговой службы), иных государственных органов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.12.2011 N 1863-О-О указал, что установление в пункте 1 Перечня N 587 в качестве объектов, подлежащих государственной охране, зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий федеральных органов законодательной и исполнительной власти, направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду их особого статуса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 N 434 утверждено Положение о радиочастотной службе (далее - Положение N 434), согласно пункту 1 которого радиочастотная служба представляет собой единую систему организаций, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, осуществляющих деятельность в области обеспечения надлежащего использования радиочастот и радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, экспертизы и мониторинга соблюдения законодательства в установленной сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также участвующих в предоставлении государственных услуг.
Организацию деятельности радиочастотной службы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор).
Согласно пунктам 1, 2, 5.9 Положения о Роскомнадзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 (далее - Положение N 228), Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти; находится в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти, в том числе имущества, переданного организациям, подведомственным Службе (включая предприятия радиочастотной службы).
В пунктах 1.1, 1.4, 3.1 Устава Предприятия определено, что оно создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2000 N 1002 "О государственной радиочастотной службе при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации" и распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 14.03.2001 N 627-р "О создании федерального государственного унитарного предприятия "Главный радиочастотный центр"; осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Положением о радиочастотной службе; полномочия собственника имущества Предприятия осуществляет Роскомнадзор и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации; имущество Предприятия находится в федеральной собственности, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
На основании изложенного, приняв во внимание Перечень N 587, Положение N 228, Положение N 434, Устав Предприятия, с учетом того, что в соответствии с правовым регулированием Предприятие отнесено к ведению федерального органа исполнительной власти, его имущество является федеральной собственностью и принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что на объект, переданный по договору от 25.06.2019 N 35 под охрану Обществу, частная охранная деятельность не распространяется, и правомерно удовлетворили требование Прокуратуры, признав данный договор недействительным.
Поскольку срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной составляет три года (пункт 1 статьи 181 Кодекса), суды правомерно отклонили довод заявителя о пропуске Прокуратурой срока исковой давности для обращения в суд с рассматриваемым требованием.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены принятых судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.06.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 по делу N А43-9871/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Главный радиочастотный центр" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на федеральное государственное унитарное предприятие "Главный радиочастотный центр".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пунктах 1.1, 1.4, 3.1 Устава Предприятия определено, что оно создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2000 N 1002 "О государственной радиочастотной службе при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации" и распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 14.03.2001 N 627-р "О создании федерального государственного унитарного предприятия "Главный радиочастотный центр"; осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Положением о радиочастотной службе; полномочия собственника имущества Предприятия осуществляет Роскомнадзор и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации; имущество Предприятия находится в федеральной собственности, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
...
Поскольку срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной составляет три года (пункт 1 статьи 181 Кодекса), суды правомерно отклонили довод заявителя о пропуске Прокуратурой срока исковой давности для обращения в суд с рассматриваемым требованием."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 февраля 2023 г. N Ф01-8634/22 по делу N А43-9871/2022