Нижний Новгород |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А39-1037/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.07.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2022
по делу N А39-1037/2022
по иску муниципального унитарного предприятия Чамзинского муниципального района "Теплоснабжение" (ИНН: 1322001650, ОГРН: 1201300001935)
к Республике Мордовия в лице Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия (ИНН: 1326250576, ОГРН: 1171326009337),
Министерству финансов Республики Мордовия
(ИНН: 1300050318, ОГРН: 1021300974881)
о взыскании убытков
и установил:
муниципальное унитарное предприятие Чамзинского муниципального района "Теплоснабжение" (далее - МП "Теплоснабжение", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к Республике Мордовия в лице Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия (далее - Служба по тарифам) и Министерству финансов Республики Мордовия (далее - Министерство финансов) о взыскании 8 143 196 рублей 46 копеек убытков.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.07.2022 иск удовлетворен: с Республики Мордовия в лице Министерства финансов в пользу Предприятия за счет казны Республики Мордовия взысканы 8 143 196 рублей 46 копеек убытков и 63 716 рублей расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
Служба по тарифам не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, неучтенные экономически обоснованные расходы Предприятия подлежат учету органом регулирования при установлении в дальнейшем регулируемых цен (тарифов) для организации в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили в суд округа.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Предприятие является теплоснабжающей организацией, оказывающей коммунальные услуги по теплоснабжению.
Приказом Службы по тарифам от 16.12.2020 N 233 утверждены:
- тарифы на тепловую энергию в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, поставляемую потребителям городского поселения Чамзинка, Комсомольского сельского поселения, Апраксинского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 2113,76 руб./Гкал, на период с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 2130,67 руб./Гкал;
- тарифы на тепловую энергию для населения (тарифы указываются с учетом НДС) на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 2 113,76 руб./Гкал, на период с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 2 130,67 руб./Гкал.
Приказом Службы по тарифам от 16.12.2020 N 243 утверждены:
- тарифы на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения, поставляемую потребителям городского поселения Чамзинка, Комсомольского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 165,23 руб./м3, на период с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 167,90 руб./м3;
- тарифы на горячую воду для населения (тарифы указываются с учетом НДС) на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 165,23 руб./м3, на период с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 167,90 руб./м3.
Необходимая валовая выручка МП "Теплоснабжение" утверждена на 2021 год в размере 125 776,78 тысячи рублей. Приказы распространяли свое действие с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Предприятие обратилось в Верховный суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением о признании тарифов недействующими со дня принятия приказов Службы по тарифам от 16.12.2020 N 233 и 243.
Решением Верховного суда Республики Мордовия от 16.08.2021 по делу N 3а-69/2021 административный иск удовлетворен частично.
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 01.12.2021 по делу N 66а-3536/2021 требования административного истца удовлетворены в полном объеме, на Службу по тарифам возложена обязанность по изданию заменяющих нормативно-правовых актов.
Служба по тарифам утвердила приказ от 16.12.2021 N 243 "О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на тепловую энергию, поставляемую МУП ЧМР "Теплоснабжение" потребителям на 2021 - 2023 годы", которым предусмотрены расходы по статье "Амортизация основных средств и нематериальных активов" в размере 7114,20 тысячи рублей. В данном приказе указано, что тарифы распространяют свое действие с 01.01.2021 по 31.12.2021, и приказ вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.
Предприятие за 2021 год оказало услуги по теплоснабжению в объеме 56 086,538 Гкал на сумму 119 026 745 рублей 32 копейки, в том числе за период 01.01.2021 по 30.06.2021 в объеме 32 024,296 Гкал на сумму 67 691 682 рубля 02 копейки, за период с 01.07.2021 по 29.12.2021 в объеме 23 508,631 Гкал на сумму 50 089 135 рублей 38 копеек, за период с 30.12.2021 по 31.12.2021 в объеме 553,611 Гкал на сумму 1 245 927 рублей 92 копейки, а также услуги горячего водоснабжения 92 872,110 м3 на сумму 15 463 136 рублей 23 копейки, в том числе за период с 01.01.2021 по 30.06.2021 в объеме 48 835,037 м3 на сумму 8 069 012 рублей 50 копеек, за период с 01.07.2021 по 29.12.2021 в объеме 43 577,058 м3 на сумму 7 316 587 рублей 84 копейки, за период с 30.12.2021 по 31.12.2021 в объеме 460,015 м3 на сумму 77 535 рублей 89 копеек.
Предприятие, ссылаясь на то, что в период с 01.07.2021 по 29.12.2021 реализовало тепловую энергию по заниженному необоснованному тарифу, обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в виде неполученного дохода в размере 8 143 196 рублей 46 копеек.
Руководствуясь статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 85, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 5, 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, и учитывая разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" и от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", Арбитражный суд Республики Мордовия пришел к выводу
о доказанности материалами дела совокупности условий, необходимых для взыскания с Республики Мордовия в лице Министерства финансов заявленной суммы убытков, и удовлетворил иск.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)(пункт 2 статьи 15 Кодекса).
На основании статьи 16 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
Таким образом, из приведенных норм следует, что убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, заявившее требование об их взыскании, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать наличие совокупности следующих обстоятельств: наступление вреда, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками, а также размер убытков. Недоказанность хотя бы одного из перечисленных обстоятельств исключает возможность удовлетворения требования о взыскании убытков.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона N 190-ФЗ реализация полномочия по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения принадлежит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" (далее - Постановление N 63), в случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса. Компенсация имущественных потерь поставщика при этом осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования, а также посредством реализации иных способов защиты нарушенного права (статья 12 ГК РФ).
Согласно пункту 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - основы ценообразования), в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата.
В части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что Предприятие в период с 01.07.2021 по 29.12.2021 реализовало тепловую энергию потребителям по заниженным тарифам, установленным приказами Службы по тарифам от 16.12.2020 N 233 и 243, которые впоследствии были отменены в судебном порядке; разницу от реализации тепловой энергии по необоснованному заниженному тарифу с 01.07.2021 по 29.12.2021 Служба по тарифам не учла при установлении новых тарифов на последующие периоды регулирования; доказательства того, что Предприятие получило компенсацию разницы между стоимостью тепловой энергии, реализованной с 01.07.2021 по 29.12.2021 по заниженному тарифу, и стоимостью этой тепловой энергии, рассчитанной по обоснованному тарифу, принятому Службой по тарифам приказом от 16.12.2021 N 243, в материалы дела не представлены, суды пришли к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению убытков.
Расчет размера убытков судами проверен, признан верным и лицами, участвующими в деле, не оспорен.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск Предприятия, взыскав с Республики Мордовия в лице Министерства финансов за счет казны Республики Мордовия 8 143 196 рублей 46 копеек убытков.
Довод Службы по тарифам о том, что неучтенные экономически обоснованные расходы Предприятия подлежат возмещению в порядке пункта 13 Основ ценообразования, был предметом подробного исследования суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен со ссылкой на пункт 7 Постановления N 63. Учитывая данные разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, истец обоснованно выбрал способ защиты нарушенного права в виде возмещения убытков, возникших вследствие применения при расчетах с потребителями экономически необоснованного тарифа, признанного впоследствии недействующим.
Как верно отметили суды, в рассматриваемом случае выпадающие доходы возникли у Предприятия не в результате того, что само лицо, претендующее на установление тарифа, по той или иной причине не указало в составе расходов, формирующих необходимую валовую выручку (НВВ), соответствующие затраты текущего периода (в данном случае расходы на амортизацию основных средств), подлежащие включению в НВВ, и выявило их в дальнейшем при анализе своей финансово-экономической деятельности, что дает ему право на их включение в следующем периоде тарифного регулирования по правилам пункта 13 Основ ценообразования. В данном случае именно Служба по тарифам при проверке представленного Предприятием комплекта обосновывающих документов для установления тарифа своими действиями исключила из НВВ регулируемой организации предлагаемые ей расходы по статье "Амортизация основных средств и нематериальных активов" в сумме 7114,20 тысячи рублей и утвердила тариф ниже экономически обоснованного. Вина Республики Мордовия в лице Службы по тарифам в возникновении спорных убытков подтверждена решением Верховного суда Республики Мордовия от 16.08.2021 по делу N 3а-69/2021 и апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 01.12.2021 по делу N 66а-3536/2021.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.07.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2022 по делу N А39-1037/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно отметили суды, в рассматриваемом случае выпадающие доходы возникли у Предприятия не в результате того, что само лицо, претендующее на установление тарифа, по той или иной причине не указало в составе расходов, формирующих необходимую валовую выручку (НВВ), соответствующие затраты текущего периода (в данном случае расходы на амортизацию основных средств), подлежащие включению в НВВ, и выявило их в дальнейшем при анализе своей финансово-экономической деятельности, что дает ему право на их включение в следующем периоде тарифного регулирования по правилам пункта 13 Основ ценообразования. В данном случае именно Служба по тарифам при проверке представленного Предприятием комплекта обосновывающих документов для установления тарифа своими действиями исключила из НВВ регулируемой организации предлагаемые ей расходы по статье "Амортизация основных средств и нематериальных активов" в сумме 7114,20 тысячи рублей и утвердила тариф ниже экономически обоснованного. Вина Республики Мордовия в лице Службы по тарифам в возникновении спорных убытков подтверждена решением Верховного суда Республики Мордовия от 16.08.2021 по делу N 3а-69/2021 и апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 01.12.2021 по делу N 66а-3536/2021."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 февраля 2023 г. N Ф01-8570/22 по делу N А39-1037/2022