Нижний Новгород |
|
09 февраля 2023 г. |
Дело N А11-11510/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Чиха А.Н.,
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Департамента лесного хозяйства Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.05.2022
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022
по делу N А11-11510/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нерудная компания"
(ИНН: 7705999200, ОГРН: 1127747033303)
о признании незаконным решения
Департамента лесного хозяйства Владимирской области
(ИНН: 3329041870, ОГРН: 1063340025055) и
об устранении допущенного нарушения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Владимирская природоохранная прокуратура,
Федеральное агентство лесного хозяйства,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нерудная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента лесного хозяйства Владимирской области (далее - Департамент) об отказе в подготовке проектной документации лесного участка, оформленного письмом от 19.08.2021 N ДЛХ-6586-04-14, и о возложении на Департамент обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Требования основаны на статьях 25, 43 и 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, статье 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и мотивированы тем, что решение Департамента является незаконным и нарушает права и интересы Общества в сфере экономической деятельности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Владимирская природоохранная прокуратура и Федеральное агентство лесного хозяйства.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 23.05.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022, удовлетворил заявленные требования. Суды пришли к выводу о том, что у Департамента отсутствовали основания для отказа в подготовке спорной проектной документации, поскольку на испрашиваемом лесном участке отсутствует зона особо защитных участков лесов, утвержденная соответствующим решением (приказом) Рослесхоза.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, согласно сведениям государственного лесного реестра, часть испрашиваемого лесного участка отнесена к особо защитным участкам лесов, на которых добыча полезных ископаемых запрещена действующим законодательством. Департамент полагает, что в случае непринятии уполномоченным органом решения об утверждении особо защитных участков лесов вокруг населенных пунктов на момент выдачи ответа на запрос заявителя, не свидетельствует о том, что требования лесоустроительной инструкции в отношении населенных пунктов являются недействительными. Иное нарушало бы права лиц, проживающих в населенных пунктах, в том числе, конституционное право на благоприятную окружающую среду, а также охраняемые законом интересы общества и государства.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Департамента о проведении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы без участия его представителя.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Обществу 30.10.2020 выдана лицензия на пользование недрами серии ВЛМ N 80292 с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча строительных песков на участке недр местного значения "Омутище-2". Участок недр имеет статус горного отвода. Лицензия выдана на срок до 17.09.2040.
Общество 12.08.2021 обратилось в Департамент с заявлением на подготовку проектной документации и получение согласия на образование лесного участка площадью 85,53 гектара на территории ГКУ ВО "Заречное лесничество", квартал N 14 части лесотаксационных выделов 4 - 9, лесотаксационные выделы 10 - 16, 18, 19, части лесотаксационных выделов 21, 22, лесотаксационный выдел 23, части лесотаксационных выделов 24, 32, лесотаксационный выдел 34, квартал N 13, часть лесотаксационного выдела 11; Клязьменское участковое лесничество, урочище Клязьменское, квартал N 42, часть лесотаксационного выдела 8, квартал N 40, часть лесотаксационного выдела 27, часть лесотаксационного выдела 28. Вид использования - "осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых"; цель использования - "разведка и добычи строительных песков на участке недр местного значения "Омутище-2" в Петушинском районе Владимирской области".
Департамент в письме от 19.08.2021 N ДЛХ-6586-04-14 отказал в подготовке проектной документации лесного участка. Сославшись на сведения государственного лесного реестра, Департамент указал, что часть испрашиваемого лесного участка относится к особо защитным участкам лесов и что на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р "Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов" размещение карьеров на особо защитных участках лесов запрещено.
Посчитав такое решение Департамента незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
В силу статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого кодекса (часть 1). Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2).
На основании статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 этой статьи и частью 1 статьи 74 кодекса (часть 1). Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе в случаях, предусмотренных статьями 36, 38.1, 43 - 45 данного кодекса (часть 3).
В части 1 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута.
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом (часть 6).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления земельного участка без проведения торгов включает обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии, в том числе, с проектной документацией лесных участков.
В статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов (часть 1).
В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (часть 2). Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (часть 3). Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 этого кодекса и земельным законодательством (часть 4).
При предоставлении лесных участков в аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 этого кодекса) выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом (часть 6). Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 названного кодекса (часть 7).
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, основанием для отказа в подготовке проектной документации лесного участка являлось то, что, по мнению Департамента, часть испрашиваемого лесного участка относится к особо защитным участкам лесов.
В соответствии с пунктом 2 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р, действующим на момент принятия Департаментом спорного решения, в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в эксплуатационных лесах и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов разрешается возведение карьера.
В соответствии с подпунктом 5.4.12 постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", действующего на момент принятия Департаментом спорного решения, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет полномочия по лесоустройству -проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов
Как следует из ответа Рослесхоза от 24.03.2022 N ВС-02-28/6819, Рослесхоз не издавал приказ о выделении особо защитных участков лесов на территории Заречного лесничества и установлении их границ.
Учитывая изложенное, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что отказ Департамента в подготовке проектной документации лесного участка по такому основанию, как отнесение части испрашиваемого лесного участка к особо защитным участкам лесов, является незаконным.
Отказ Департамента в подготовке проектной документации лесного участка влечет для Общества невозможность получения участка на праве аренды, и осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании их незаконными.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, по существу сводятся к их несогласию с установленными судами обстоятельствами и направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств. Однако, исходя из положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия и правовые основания как для переоценки представленных доказательств, так и для установления иных обстоятельств, нежели те, что установлены судом первой инстанции и апелляционным судом.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.05.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022 по делу N А11-11510/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р, действующим на момент принятия Департаментом спорного решения, в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в эксплуатационных лесах и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов разрешается возведение карьера.
В соответствии с подпунктом 5.4.12 постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", действующего на момент принятия Департаментом спорного решения, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет полномочия по лесоустройству -проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов"
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 февраля 2023 г. N Ф01-8648/22 по делу N А11-11510/2021