Нижний Новгород |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А43-88/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Бабаева С.В., Чиха А.Н.
при участии представителя в судебных заседаниях 26.01. и 31.01.2023
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области: Бахмутовой Н.Ю. (доверенность от 29.12.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.06.2022 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2022 по делу N А43-88/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Дзержинское пассажирское предприятие" (ОГРН: 1025201743621, ИНН:5249061106)
к Министерству транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (ОГРН: 5260158694, ИНН: 1055238174090)
о взыскании 1 688 130 рублей 39 копеек
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дзержинское пассажирское предприятие" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (далее - Министерство) о взыскании 1 688 130 рублей 39 копеек убытков в виде разницы между стоимостью обычного и льготного единого проездного билетов за период с 01.06.2019 по 31.12.2019.
Исковое требование основано на статьях 15, 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы условиями договора об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении на территории городского округа город Дзержинск от 20.05.2014.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, просил взыскать убытки в сумме 1 052 674 рублей 16 копеек. Уточнение судом принято.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 23.06.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2022, удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с решением и постановлением, Министерство обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Заявитель жалобы указал, что он не является стороной договора от 20.05.2014, полномочия в части организации регулярных перевозок пассажиров, в то числе автомобильным транспортом общего пользования, на территории города Дзержинск переданы Правительству Нижегородской области лишь с 01.01.2020; пояснил, что документы, предоставленные истцом 16.01.2020 для заключения соответствующего договора, не соответствуют требованиям Положения о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 N 404; счел неправомерным заключение в 2020 году договора о предоставлении субсидии за 2019 год на основании документов, поступивших 16.01.2020.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства истец не обеспечил явку представителя в кассационную инстанцию.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 15 минут 31.01.2023.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав представителя ответчика, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, ООО "Дзержинское пассажирское предприятие" (далее - истец, перевозчик) и Министерство (далее - ответчик, заказчик) подписан договор об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении на территории городского округа город Дзержинск от 20.05.2014, по условиям которого перевозчик и заказчик принимают на себя обязательства по совместной организации и осуществлению, в течение срока действия настоящего договора, регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении на территории городского округа город Дзержинск на автобусном маршруте N Т-22 с предоставлением льготного проезда по единым социальным проездным билетам (далее - Маршрут). Перевозчик принимает на себя обязательство по надлежащему осуществлению в течение срока действия настоящего договора перевозок пассажиров транспортом общего пользования на Маршруте в соответствии с утвержденным в установленном порядке расписанием движения и распоряжениями заказчика, положениями настоящего договора, нормами действующего законодательства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.
Постановлением администрации города Дзержинска Нижегородской области N 993 от 20.03.2019 с 01.06.2019 в реестр муниципальных маршрутов были внесены изменения, а именно порядковый номер маршрута Т-22 был изменен на 22.
За период с 01.06 по 31.12.2019 истец осуществил перевозку пассажиров по маршруту 22, в том числе льготных по ЕСПБ и ЕСПА.
Истец направил ответчику заявления о предоставлении субсидии с приложением информационных отчетов об оказанных услугах по информационно-техническому обеспечению совершенных транспортных транзакций за период с июня 2019 по декабрь 2019 по ООО "Ситикард".
Соглашение о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов ответчиком с истцом не было заключено.
Истец направил ответчику претензию с требованием перечислить истцу убыток в размере 1 688 130 рублей 39 копеек за период с 01.06 по 31.12.2019.
Указанная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
В соответствии со статьей 16 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Кодекса).
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Кодекса).
Как следует из пункта 1 статьи 790 Кодекса, за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790 Кодекса).
Статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости.
На территории Нижегородской области льготы при проезде на общественном транспорте предусмотрены: для льготных категорий граждан на основании постановления Правительства Нижегородской области от 21.01.2005 N 3 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Нижегородской области" (далее - Постановление N 3), определяющего перечень категорий граждан, имеющих право на льготный проезд на общественном транспорте, порядок осуществления льготного проезда, положения о льготных проездных документах; для учащихся и студентов на основании Закона Нижегородской области от 30.12.2005 N 212-3 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование".
Отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Возмещение понесенных расходов юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) осуществляется в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации путем предоставления на безвозмездной и безвозвратной основе субсидии в целях возмещения недополученных доходов.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных законом о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", обязанность публично-правового образования по возмещению расходов перевозчикам, осуществляющим перевозку льготных категорий пассажиров, обусловлена фактом предоставления льгот и может быть прекращена только путем возмещения перевозчику понесенных расходов, возникших в связи с осуществлением им перевозок по льготным ценам. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, соответствующее публично-правовое образование обязано в полном объеме компенсировать транспортной организации сумму неполученной платы за оказание льготных услуг городских пассажирских перевозок граждан.
В соответствии с Положением о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 11.10.2013 N 719 (в редакции от 14.11.2018, действующей на спорный период), Министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим функции по реализации внутреннего финансового контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составлением бюджетной отчетности и ведением бюджетного учета главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств, реализации регионального государственного контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Нижегородской области в пределах предоставленной компетенции, проведению проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Порядок расчета выпадающих доходов, возникающих у транспортных предприятий от перевозки льготных категорий граждан, учащихся и студентов определен постановлением Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 N 404 "Об утверждении Положения о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов" (в редакциях постановления от 18.02.2019, 17.07.2019, 13.08.2019, действовавших в спорный период, далее - Положение N 404).
В соответствии с Положением N 404 (в редакциях, действовавших в спорный период) субсидии предоставляются государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области (далее - транспортные предприятия) (пункт 1.2 Положения N 404). Главным распорядителем средств областного бюджета, осуществляющим предоставление субсидий, является Министерство (пункт 1.4 Положения N 404). Предусмотрены условия предоставления субсидии, а также критерии отбора транспортных предприятий для предоставления субсидий (пункт 2.1, пункт 2.2 Положения N 404). Установлены требования, которым транспортные предприятия должны соответствовать по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора (пункт 2.12 Положения N 404). Определен перечень документов, которые необходимо представить транспортным предприятиям для получения субсидии (пункт 2.3 Положения N 404). Предусмотрен порядок заключения договора о предоставлении субсидии, в том числе основания для предоставления субсидии и отказа в ее предоставлении.
Решение о заключении договора с транспортным предприятием и о предоставлении субсидии или отказа в предоставлении субсидии принимается Министерством в случае соответствия транспортного предприятия требованиям Положения N 404, в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления.
В пункте 2.6 Положения N 404 установлен закрытый перечень оснований для отказа транспортному предприятию в предоставлении субсидии, к которому относятся несоответствие представленных транспортным предприятием документов требованиям, определенным пунктом 2.3 настоящего Положения, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов; несоответствие транспортного предприятия критериям отбора, определенным пунктом 2.2 настоящего Положения; несоответствие транспортного предприятия установленным настоящим Положением условиям предоставления субсидий; выявление недостоверных сведений, содержащихся в представленных документах.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество направляло Министерству заявление о заключении договора о предоставлении субсидий с приложением необходимых документов.
Соответствующие документы были направлены 17.12.2019 (РПО 60600240108232) и прибыли в место вручения 19.12.2019, то есть с учетом возможности заключения договора в 2019 году.
Однако, в силу пункта 2.6 Положения, несмотря на то, что корреспонденция получена ответчиком только 16.01.2020 (спустя месяц после направления, что нельзя отнести к ответственности отправителя), доказательств принятия решения об отказе в предоставлении субсидии, равно как и доказательств принятия решения о предоставлении субсидии, суду не представлено.
При этом ответчик не оспаривает факт предоставления Обществом полного перечня документов для принятия решения за предъявленный период (с 01.06 по 31.12.2019).
Фактическое предоставление Обществом перевозки по льготным проездным документам ЛСБ, ЛСА, КСПБ (электронная карта) по городским маршрутам ответчиком также не оспаривается.
Расчет произведен на основании Информационных отчетов об оказанных услугах за период с июня по декабрь 2019 года, предоставленных в рамках договора оказания услуги N 41-108/2018 от 30.11.2018, заключенного между ООО "ДПП" и ООО "Ситикард", согласно которым ООО "ДПП" в спорный период осуществлялись только перевозки по льготным проездным документам ЛСБ, ЛСА, КСПБ (электронная карта) по городским маршрутам, исходя их стоимости, установленной постановлением Правительства Нижегородской области от 10.09.2008 N 376 "Об установлении стоимости льготных проездных тарифов на проезд в транспорте общего пользования на территории Нижегородской области" (в редакциях от 09.04.2019, 13.08.2019, действовавших в спорный период) и Положением N 404.
Истец с данным расчетом согласился, уточнив сумму исковых требований до 1 052 674 рубля 16 копеек.
Приняв во внимание обстоятельства спора, учитывая добросовестные действия истца с целью соблюдения Положения N 404 по заключению договора, а также фактическое предоставление обществом перевозки льготных категорий граждан, учащихся, студентов, а следовательно возникшим у него правом на возмещение недополученных доходов за счет ответчика, суды сочли доказанным факт правомерности заявленных требований.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.06.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2022 по делу N А43-88/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных законом о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", обязанность публично-правового образования по возмещению расходов перевозчикам, осуществляющим перевозку льготных категорий пассажиров, обусловлена фактом предоставления льгот и может быть прекращена только путем возмещения перевозчику понесенных расходов, возникших в связи с осуществлением им перевозок по льготным ценам. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 февраля 2023 г. N Ф01-8341/22 по делу N А43-88/2022