Нижний Новгород |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А28-16737/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.06.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022
по делу N А28-16737/2021
по иску акционерного общества "Куприт"
(ИНН: 4346049110, ОГРН: 1024301305654)
к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области"
(ИНН: 4322006332, ОГРН: 1024300964324)
о взыскании задолженности
и установил:
акционерное общество "Куприт" (далее - Общество, Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области" (далее - Колония) о взыскании 279 039 рублей 30 копеек задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.06.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
Колония не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, у Колонии отсутствуют основания для оплаты услуг, факт оказания которых Региональным оператором не доказан. В 2019 году ответчику не были выделены денежные средства на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО; при отсутствии лимитов бюджетных обязательств Колония не вправе заключать договоры. Проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО истец направил ответчику только в январе 2020 года (после того как действие договора было окончено). Данное обстоятельство лишило потребителя возможности урегулировать разногласия по условиям договора. Объем ТКО, вывезенный с территории Колонии в 2019 году (по сведениям Общества), превышает фактические показатели объема ТКО, которые отражены в договорах за 2020 - 2022 годы. ТКО, накопленные за 2019 год, вывезены и утилизированы Обществом с территории Колонии в рамках договора от 15.10.2020 N 5377-2020/ТКО/116. Контейнерная площадка, расположенная по адресу Омутнинский район, пгт. Восточный, ул. Кирова, 11, в 2019 году отсутствовала; складирование ТКО осуществлялось на территории Колонии. Кроме того, Колония освобождена от уплаты государственной пошлины, что является основанием для отказа в возмещении Обществу судебных расходов.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Колонии; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Колония, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечила явку представителя в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, истец является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Кировской области с 01.01.2019.
Региональный оператор 18.12.2018 разместил на своем интернет-сайте и опубликовал в газете "Кировская правда" предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора.
Колония в марте 2019 года обратилась к Региональному оператору с заявлением на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно заявлению, количество мест (расчетная единица, в отношении которой установлен норматив накопления ТКО) в административном здании ответчика составляет 110, автостоянке - 5, гараже - 2, общежитии - 300.
Кроме того, в заявлении ответчиком указано, что у него отсутствуют контейнеры, а также отсутствуют сведения о контейнерной площадке, включенной в реестр мест накопления отходов.
Общество посредством электронной почты 31.03.2019 направило Колонии проект договора N 5377-2019/ТКО, в соответствии с пунктом 1 которого Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Колония (потребитель) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В пункте 4 договора N 5377-2019/ТКО установлено, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определяется датой начала действия, утвержденного Региональной службой по тарифам Кировской области единого тарифа на услугу регионального оператора, но не позднее 01.01.2019.
Согласно пункту 5 договора N 5377-2019/ТКО под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного Региональной службой по тарифам Кировской области единого тарифа на услугу регионального оператора: с 01.01.2019 по 30.06.2019 -
791 рублей 35 копеек за кубический метр; с 01.07.2019 по 31.08.2019 - 800 рублей 57 копеек за кубический метр; с 01.09.2019 по 31.12.2019 - 674 рублей 33 копеек за кубический метр.
В силу пункта 6 договора N 5377-2019/ТКО потребитель на основании полученного платежного документа (счета) обязан оплатить коммунальную услугу до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга. В случае неполучения по каким-либо причинам до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, платежного документа потребитель обязан для надлежащего исполнения обязательства по оплате получить дубликат платежного документа путем обращения в адрес регионального оператора. В случае отсутствия обращения потребителя, платежный документ считается полученным им в необходимый для оплаты в соответствии с условиями договора срок.
Согласно пункту 15 договора N 5377-2019/ТКО стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами N 505, согласно приложению N 1 к договору.
В приложении N 1 к договору N 5377-2019/ТКО указаны наименования объектов Колонии (два гаража, штаб, общежитие); место накопления ТКО: Кировская область, Омутнинский район, пгт. Восточный, ул. Кирова, 11, способ учета объема ТКО: норматив накопления ТКО; расчетные единицы применительно к каждому объекту (1 машиноместо, 1 сотрудник, 1 место); показатели расчетной единицы; норматив накопления ТКО (куб. м в год).
Данный договор Колония не подписала.
В период с января по декабрь 2019 года Региональный оператор оказывал Колонии услуги по обращению с ТКО. В адрес ответчика направлялись акты выполненных работ, платежные документы.
Колония оказанные услуги не оплатила, на судебный приказ (дело N А28- 15346/2021) подала возражения, в связи с чем Региональный оператор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Арбитражный суд Кировской области счел доказанным факт оказания Обществом Колонии услуг по обращению с ТКО в спорный период и удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В пункте 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 8 (10) Правил N 1156 в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, утвержденной Постановлением N 1156.
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил (пункт 8 (12) Правил N 1156).
В силу пункта 8 (17) Правил N 1156 в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8 (18) Правил N 1156).
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152 отражен правовой подход, согласно которому нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что договор N 5377-2019/ТКО не был подписан Колонией, за урегулированием разногласий ответчик не обращался, об изменении каких-либо данных, на основе которых Региональным оператором производится расчет стоимости услуг, также не сообщал.
С учетом изложенного суды сделали верный вывод о том, что договор между сторонами считается заключенным на условиях типового договора.
Следовательно, услуги оплачиваются потребителем по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу, исходя из нормативов накопления отходов, с учетом деятельности ответчика.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды признали доказанным факт оказания истцом ответчику услуг по обращению с ТКО в спорном периоде.
Оказание Региональным оператором услуг всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
Доказательств ненадлежащего исполнения Региональным оператором обязанностей по оказанию услуг, оформленных в порядке, установленном в пунктах 16 - 20 типового договора, материалы дела не содержат.
Проверив расчет стоимости оказанных услуг (с учетом сведений о характеристиках принадлежащих Колонии объектов и представленного ею контррасчета) и признав его верным, суды правомерно взыскали с ответчика 279 039 рублей задолженности.
Довод заявителя жалобы о неправомерном отнесении на него расходов Общества по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции подлежит отклонению, поскольку возможность освобождения государственных органов от возмещения судебных расходов другой стороне в случае, если решение принято не в их пользу, законодательством не предусмотрена. В части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны независимо от того, является ли проигравшая сторона государственным органом.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами первой и апелляционной инстанций выводы и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.06.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 по делу N А28-16737/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8 (18) Правил N 1156).
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152 отражен правовой подход, согласно которому нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 февраля 2023 г. N Ф01-2003/22 по делу N А28-16737/2021