Нижний Новгород |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А82-19898/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2023.
Полный текст постановления изготовлен 14.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Трубниковой Е.Ю.,
при участии представителей
от ответчика: Волченко В.А. (доверенность от 17.02.2021),
от третьего лица: Боженковой Е.Ю. (доверенность от 03.08.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Жилищно-строительного кооператива "Благодать"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022
по делу N А82-19898/2021
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Благодать"
(ИНН: 7604355062, ОГРН: 1197627007918)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом Мэрии города Ярославля
(ИНН: 7601000992, ОГРН: 1027600684100)
о признании незаконным отказа в проведении торгов,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "МСИ"
(ИНН: 7726459213, ОГРН: 1197746640893),
и установил:
Жилищно-строительный кооператив "Благодать" (далее - ЖСК "Благодать", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Мэрии города Ярославля (далее - КУМИ, Комитет) о признании незаконным, оформленного письмом от 19.11.2021 N 01-16/10334, отказа в проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка площадью 3075 квадратных метров, расположенного по адресу: город Ярославль, Малая Пролетарская, кадастровый номер 76:23:040602:209, согласно заявлению ЖСК "Благодать" от 15.11.2021.
Делу присвоен номер А82-21105/2021.
ЖСК "Благодать" также обратился в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к КУМИ об обязании совершить действия по подготовке и проведению аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка площадью 3075 квадратных метров, расположенного по адресу: Ярославская область, город Ярославль, улица Малая Пролетарская, кадастровый номер 76:23:040602:209, согласно заявлению ЖСК "Благодать" от 15.11.2021.
Делу присвоен номер А82-19898/2021.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 24.01.2022 объединены в одно производство для совместного рассмотрения дела N А82-19898/2021 и N А82-21105/2021, делу присвоен номер А82-19898/2021.
Заявленные требования основаны на статье 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что оспоренное решение является незаконным, нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "МСИ" (далее - ООО "МСИ").
Арбитражный суд Ярославской области решением от 04.05.2022, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022, отказал в удовлетворении заявленного требования. Суды пришли к выводу, что КУМИ доказал законность принятого решения.
Кооператив не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
По мнению заявителя, пункт 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении аукциона. Оспоренный отказ не основан на указанной норме права; ссылка Комитета на несовершенство законодательства Российской Федерации не освобождает уполномоченный орган от исполнения обязанности, установленной законом. ЖСК "Благодать" не согласен с правовой позицией суда апелляционной инстанции о том, что пункт 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации содержит не перечень оснований для отказа в удовлетворении заявления о проведении аукциона, а лишь перечень случаев, когда земельный участок не может выступать предметом аукциона, поскольку такая позиция противоречит подпункту 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Суды, по мнению заявителя, применили закон, не подлежащий применению (статья 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации), не применили закон, подлежащий применению (подпункт 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации), неверно истолковали пункт 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. В подтверждение правомерности заявленных доводов заявитель сослался на судебные акты, принятые по делу N А17-7833/2020.
Подробно позиция Кооператива изложена в кассационной жалобе.
Кассатор, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не направил представителя в судебное заседание, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании возражали относительно удовлетворения жалобы, просили оставить в силе обжалованные судебные акты.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав представителей ответчика и третьего лица, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, и установили суды, Комитет выдал Кооперативу разрешение от 15.05.2019 N 129 на использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, согласно которому ЖСК "Благодать" разрешается использование земельного участка в кадастровом квартале 76:23:040602 площадью 342 квадратных метра, расположенного в районе 2-го Толчковского переулка, в Красноперекопском районе города Ярославля в целях размещения элементов благоустройства (парковочные места, озеленение).
Срок действия разрешения - до 03.04.2022.
Также 23.07.2019 КУМИ выдал Кооперативу разрешение N 262 на использование земельного участка в кадастровом квартале 76:23:040602 площадью 7 квадратных метра, расположенного по адресу: улица Малая Пролетарская, за домом 58 в Красноперекопском районе город Ярославля в целях размещения элементов благоустройства (контейнерная площадка), срок действия указанного разрешения до 22.05.2022.
ЖСК "Благодать" обратилось в КУМИ с заявлением от 15.11.2021 о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 76:23:040602:209 либо права заключения договора аренды указанного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного по адресу: город Ярославль, улица Малая Пролетарская, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для объектов благоустройства".
Комитет письмом от 19.11.2021 N 01-16/10334 отказал в проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды указанного земельного участка.
В обоснование отказа КУМИ указал на то, что Кооператив вправе обратиться за разрешением на использование земель, так как статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", в том числе для размещения элементов благоустройства территории.
Постановлением Правительства Ярославской области от 02.04.2015 N 366-п утвержден Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов на территории Ярославской области.
Согласно указанному Порядку размещение объектов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, выданного органом исполнительной власти Ярославской области или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Посчитав, что указанный отказ Комитета нарушает права Кооператива и является незаконным в силу правовой неопределенности во взаимоотношениях, ЖСК "Благодать" обратился в Арбитражный суд Ярославской области.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав представителей заинтересованных лиц, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспоренного решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В статье 39.11 (пунктах 1, 4, 8 и 24) Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной, муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан, юридических лиц (пункт 1).
Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать, не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 этой статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований;
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 этого пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 этой статьи;
8) получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований (пункт 4).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 этой статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки (пункт 24).
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в дело доказательства с целью проверки доводов сторон, обоснованно признали существенными обстоятельствами следующие.
Мэрия города Ярославля постановлением от 18.06.2018 N 814 утвердила проект планировки и проект межевания территории, ограниченной 2-й Закоторосльной набережной, 2-м Толчковским переулком, улицей Большой Федоровской, проспектом Толбухина в Красноперекопском районе. В соответствии с указанным проектом межевания сформирован земельный участок площадью 3 075 квадратных метров с кадастровым номером 76:23:040602:209 с видом разрешенного использования "магазины", "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))".
Постановлением мэрии города Ярославля от 19.11.2021 N 1068 утвержден Проект межевания территории, ограниченной проспектом Толбухина, улицей Большой Федоровской, Которосльным переулком, 2-й Закоторосльной набережной в Красноперкопском районе города Ярославля. Перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования, вид разрешенного использования приведены в таблице 1 (объекты торговли, торгово-развлекательные центры (комплексы)) в Приложении 6 к постановлению мэрии от 19.11.2021 N 1068. В соответствии с данным приложением земельный участок планируемой площадью 18810 квадратных метров возможно образовать путем перераспределения земельных участков 76:23:040602:197, 23:040602:209,76:23:040602:196.
Кировский районный суд города Ярославля решением от 22.02.2022 по делу N 2а-4603/2021, вступившим в законную силу, отказал в удовлетворении иска ЖСК "Благодать" о признании недействующей документации по планировке территории, утвержденной постановлением мэрии город Ярославля N 1068 от 19.11.2021.
Проект планировки и межевания территории утвержден в рамках реализации изменений в Генеральный план города Ярославля, внесенных решением муниципалитета города Ярославля от 08.04.2021 N 497. Решением Ярославского областного суда от 07.09.2021 по делу N 3а-435/2021, вступившим в законную силу, административным истцам было отказано в удовлетворении требований о признании недействующим в части Генерального плана города Ярославля (в части изменений, внесенных решением муниципалитета города Ярославля N 497 от 08.04.2021).
Указанными решениями суда, в частности, признано законным установление общественно-деловой зоны на территории, прилегающей к земельным участкам с кадастровыми номерами 76:23:040602:190, 76:23:040602:197, 76:23:040602:201, 76:23:040602:203, 76:23:040602:207, 76:23:040602:208, площадью 3592 квадратных метра, которая до указанных изменений относилась к жилой функциональной зоне.
Как следует из заявления Кооператива от 12.11.2021 цель использования испрашиваемого им в аренду земельного участка: "благоустройство территории".
Приняв во внимание цель использования испрашиваемого Кооперативом в аренду земельного участка и судебные акты судов общей юрисдикции, которыми установлена законность градостроительной документации в отношении спорного земельного участка, суд округа считает обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций по существу спора.
По правилам части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" без предоставления земельных участков и установления (публичного) сервитута земельные участки могут использоваться для размещения элементов благоустройства.
Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов на территории Ярославской области, утвержденных постановлением Правительства Ярославской области от 02.04.2015 N 366-п, размещение объектов благоустройства осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, выданного органом исполнительной власти Ярославской области или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам для целей размещения на них объектов благоустройства должно осуществляться в специальном порядке, предусмотренном статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, а не в порядке предоставления таких земельных участков в аренду на торгах.
Суды первой и апелляционной верно исходили из того, что у Комитета отсутствует обязанность по организации торгов, так как нормативным актом установлен иной порядок оформления спорного землепользования.
Организация торгов требует дополнительных финансовых затрат, что для данной категории землепользования не предусмотрено в силу статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Субъекты земельных правоотношений должны обладать одинаковым объемом прав и обязанностей. В спорной ситуации, вопреки доводам кассатора, волеизъявление потенциального землепользователя не может определять порядок и способ предоставления участка.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о законности решения, принятого уполномоченным органом по заявлению Кооператива.
Кроме того, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что утвержденная в установленном порядке документация по планировке спорной территории предполагает переформирование спорного земельного участка и изменение вида его разрешенного использования на такой как "магазины, объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))", что не соответствует планируемой заявителем цели его использования - размещение объектов благоустройства.
Кассатор при формировании собственной правовой позиции не принимает во внимание утвержденную градостроительную документацию, в том числе проект межевания территории, законность которого установлена в судебном порядке.
Окружной суд признает недопустимой подобную позицию, так как это приведет к конкуренции судебных актов, принятых по требованиям Кооператива, и создаст правовую неопределенность в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:23:040602:209.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суды обоснованно отказали Кооперативу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассатора о неправильном применении норм материального права основаны на неверном толковании закона
Ссылка кассатора на судебную практику Арбитражного суда Волго-Вятского округа не состоятельна, поскольку в приведенном заявителем споре имели место иные фактические обстоятельства, отличные от имеющихся в рамках настоящего спора.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 по делу N А82-19898/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Благодать" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов на территории Ярославской области, утвержденных постановлением Правительства Ярославской области от 02.04.2015 N 366-п, размещение объектов благоустройства осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, выданного органом исполнительной власти Ярославской области или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам для целей размещения на них объектов благоустройства должно осуществляться в специальном порядке, предусмотренном статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, а не в порядке предоставления таких земельных участков в аренду на торгах.
...
Организация торгов требует дополнительных финансовых затрат, что для данной категории землепользования не предусмотрено в силу статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 февраля 2023 г. N Ф01-8021/22 по делу N А82-19898/2021
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8021/2022
01.09.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5587/2022
07.07.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2915/2022
04.05.2022 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-19898/2021
04.04.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-807/2022