Нижний Новгород |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А43-934/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Камановой М.Н., Кислицына Е.Г.
при участии представителя
от общества с ограниченной ответственностью "Школа на Козерадского": Журавлевой Н.С. (доверенность от 20.04.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью компания "ГрадиентСтрой" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.04.2022 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 по делу N А43-934/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "ГрадиентСтрой" (ОГРН: 1207700382340, ИНН: 5260417980)
к Министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области (ИНН: 5260417980, ОГРН: 115526001423),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Школа на Козерадского",
об обязании рассмотреть заявку, оформленную сообщением о предложении и провести конкурс
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ГрадиентСтрой" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - Министерство, ответчик) об обязании рассмотреть заявку, оформленную сообщением о предложении инвестора N 100921/12035607/08 от 10.09.2021 и провести конкурс.
Исковые требования основаны на статье 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях), пункте 7 статьи 4, статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и мотивированы тем, что ответчик неправомерно не рассмотрел заявку истца о готовности к участию в конкурсе и заключению концессионного соглашения без проведения торгов, тем самым ограничил, не допустил, устранил конкуренцию, что нарушает Закон концессионных соглашениях и антимонопольное законодательство.
К участию с деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Школа на Козерадского".
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 26.04.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением и постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Заявитель ссылается на отсутствие на сайте информации о требованиях к форме и представляемым документам при подаче заявки о готовности к участию в конкурсе, что исключает возможность отклонения предложения; полагает, что лицо, подающее заявку о готовности к участию в конкурсе, только декларирует свое соответствие предъявленным требованиям, каких-либо документов в повреждении этому не требуется; считает возможным применение положений постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 N 300, в котором содержится исчерпывающий перечень сопровождающих документов, которые должны направляться вместе с предложением инициатора и который по аналогии может использоваться с иными заинтересованными лицами; приводит ссылку на часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции; указывает на то, что процедура информирования неограниченного круга лиц о поступлении предложения о заключении концессионного соглашения и согласии органа власти на заключение такого соглашения не предусматривает подачу каких-либо предложений об улучшении условий заключения концессионного соглашения, не предполагает обязанности лиц, подающих заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, заключить концессионное соглашение на предусмотренных информационным сообщением условиях, и служит цели выявления иных лиц, заинтересованных в заключении концессионного соглашения в отношении отдельного объекта государственного (муниципального) имущества на определенных условиях; обращает внимание на то, что вследствие указанных нарушений государственному бюджету Российской Федерации в лице Нижегородской области нанесен финансовый ущерб в особо крупном размере, так как концессионное соглашение было заключено не на оптимальных для бюджета условиях.
Представитель третьего лица в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании не согласился с доводами заявителя, так как считает решение и постановление законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителя третьего лица, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, в соответствии с требованиями статьи 37 Закона о концессионных соглашениях" Министерством на официальном сайте в сети "Интернет" на официальной торговой площадке torgi.gov.ru 10.09.2021 размещено предложение о заключении концессионного соглашения в отношении объекта образования: общеобразовательной школы на 1000 мест в районе улицы Козерадского города Выкса Нижегородской области (извещение N 100921/12035607/08 от 10.09.2021).
Публичный партнер (концедент): Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области, адрес: 603082, Нижегородская область, территория Кремля, корпус 14.
Сообщение о предложении инвестора (ООО "Школа на Козерадского", адрес: 603000, город Нижний Новгород, улица Октябрьская, дом 33, помещение 4, комната 5), выступающим с частной инициативой заключения концессионного соглашения.
Участник в конкурсе на право заключения концессионного соглашения: ООО "ГрадиентСтрой", ИНН: 7720647718, адрес места нахождения: 111024, город Москва, улица Энтузиастов 2-я, дом 5, этаж 3, помещение V, комната 20, офис 9Ж; адрес почтовый: 125040, город Москва, 3-я Ямского поля, дом 9, корпус 6, офис Н-101; телефон: 8 (495)215-58-56; e-mail: info@roscaps.ru.
Адрес официального сайта, на котором размещена информация о размещении конкурса на право заключения концессионного соглашения: www.torgi.gov.ru.
Номер лота: N 100921/12035607/08.
Группа объектов: "Объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения".
Дата опубликования лота о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения: 10.09.2021.
Дата начала подачи заявок: 10.09.2021.
Дата окончания приема заявок: 25.10.2021.
Дата подведения итогов: 26.10.2021.
Общество письмом от 06.10.2021 N 06/10-2 направило Министерству предложение о заключении концессионного соглашения с проектом концессионного соглашения и пакетом документов.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором NED217137079RU указанные документы получены Министерством 18.10.2021.
Министерство письмом от 22.10.2021 N Исх-326-493506/21 возвратило поступившее предложение без рассмотрения, ссылаясь на нарушение Обществом частей 4.1, 4.3 4.9, 4.11 статьи 37 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях и постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 N 300 "Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения", поскольку заявитель не представил документов, подтверждающих достоверность сведений о наличии у заявителя средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов об объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций.
Правительство 29.10.2021 приняло распоряжение N 1110-р о заключении с ООО "Школа на Козерадского" концессионного соглашения о финансировании, создании и эксплуатации объекта образования: общеобразовательная школа на 1000 мест в районе улицы Козерадского города Выкса Нижегородской области.
Полагая, что действия Министерства противоречат требованиям Закона о концессионных соглашениях и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.
Порядок заключения концессионного соглашения урегулирован в главе 3 названного закона.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, органом местного самоуправления принимается решение о заключении концессионного соглашения, которым устанавливаются в числе прочих критерии конкурса и параметры критериев конкурса, а также вид конкурса (открытый или закрытый).
В силу части 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 указанной статьи, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 этой статьи.
Согласно части 4.2 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.
Из части 4.4 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях следует, что орган, уполномоченный на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает одно из указанных в той же части упомянутой статьи решений.
Если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, названного предложения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Законом N 115-ФЗ к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 названной статьи, с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения, без проведения конкурса (часть 4.10 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях).
Разделом 2 Информационного сообщения о готовности принятия заявок к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения установлены требования к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения, а также иным лицам, подающим заявки на заключение концессионного соглашения, аналогичные предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.
В части 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях установлено, что лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, а также иные лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения, должны отвечать установленным требованиям, в том числе по наличию средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения) (пункт 4).
Из материалов дела усматривается и судами установлено, что истец обратился с предложением по форме, установленной Постановлением N 300. Исходя из положений данного постановления в случае привлечения заявителем заемных средств прилагается копия подтверждающего документа, выданного кредитной организацией.
В соответствии с пунктом 4 раздела 1 Постановления N 300 (Сведения о соответствии заявителя установленным требованиям) указываются сведения о наличии у заявителя средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения).
При этом Постановлением N 300 также предусмотрена графа "Содержание сведений".
При сопоставлении пунктов 1 - 3 раздела 1 Постановления N 300 с учетом примечаний 2, 3 и 4 также следует, что заявитель обязан представить подтверждающие документы.
С учетом приведенных норм и исходя из требований указанных документов представление сведений о наличии средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций на этапе направления заявок о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения для иных лиц является обязательным.
Как следует из материалов дела и установили суды, заявка ООО "ГрадиентСтрой" о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта - общеобразовательной школы на 1000 мест в районе улицы Козерадского города Выкса Нижегородской области отклонена комиссией в связи с непредставлением документов, подтверждающих наличие у заявителя средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций. В этой связи комиссия правомерно признала заявку не соответствующей требованиям, установленным в пункте 4 части 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях, по указанному основанию.
Довод заявителя о том, что на этапе подачи заявки о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения представление документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в Законе о концессионных соглашениях и Постановлении N 300, не является обязательным и не предусмотрено указанными положениями законодательства, основан на неправильном толковании приведенных норм действующего законодательства.
Правовая позиция кассатора позволяет инициировать проведение торгов любому участнику гражданского оборота, заявившему в декларационной форме о своем соответствии требованиям действующего законодательства, и может привести к нерациональному и неэффективному расходованию бюджетных средств на организацию торгов при отсутствии у подобного заявителя фактической возможности на участие в соответствующих торгах. Между тем для добросовестного участника предпринимательской деятельности, заинтересованного в участии в торгах, представление необходимых подтверждающих документов не является существенным и значимым препятствием для реализации имеющихся у него прав.
В связи с изложенным требование Общества о рассмотрении поступившей заявки ООО "ГрадиентСтрой", оформленной сообщением о предложении инвестора N 100921/12035607/08 от 10.09.2021, обоснованно отклонено судами.
Ссылка кассатора на позицию ФАС России, изложенную в соответствующих письмах, не подтверждает правомерность его доводов, так как указанные письма не являются источником норм права.
Более того из пункта 2 письма ФАС России от 26.10.2018 N РП/86694/18 "О единых требованиях к лицам, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения (далее также - инициаторы), а также иным лицам, подающим заявки о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения (далее также - иные лица)" следует, что в соответствии с частями 4.7 и 4.8 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях иные лица должны соответствовать требованиям, предъявляемым к инициатору, и только поступление заявок от таких лиц будет являться основанием для проведения конкурса в соответствии с частью 4.9 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях, требования к составу документов, подтверждающих сведения о соответствии иных лиц установленным законом требованиям, также должны быть едиными.
При этом ФАС России ссылается на судебную практику, противоположную позиции кассатора.
По мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалованных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на результат рассмотрения спора по существу.
Суд кассационной инстанции принял во внимание, что на момент рассмотрения настоящего спора между третьими лицами заключено концессионное соглашение, которое исполняется сторонами и недействительным не признано. Избранный кассатором способ защиты не является реальным способом восстановления нарушенного права, в связи с чем не может быть обеспечен судебной защитой.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.04.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 по делу N А43-934/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью компания "ГрадиентСтрой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка кассатора на позицию ФАС России, изложенную в соответствующих письмах, не подтверждает правомерность его доводов, так как указанные письма не являются источником норм права.
Более того из пункта 2 письма ФАС России от 26.10.2018 N РП/86694/18 "О единых требованиях к лицам, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения (далее также - инициаторы), а также иным лицам, подающим заявки о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения (далее также - иные лица)" следует, что в соответствии с частями 4.7 и 4.8 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях иные лица должны соответствовать требованиям, предъявляемым к инициатору, и только поступление заявок от таких лиц будет являться основанием для проведения конкурса в соответствии с частью 4.9 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях, требования к составу документов, подтверждающих сведения о соответствии иных лиц установленным законом требованиям, также должны быть едиными."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 февраля 2023 г. N Ф01-7121/22 по делу N А43-934/2022