Нижний Новгород |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А17-5181/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от Управления Федерального казначейства по Ивановской области:
Верениной Н.Ю. (доверенность от 11.05.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федерального казначейства по Ивановской области
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022
по делу N А17-5181/2022
по заявлению заместителя прокурора Ивановской области
об отмене постановления Управления Федерального казначейства по Ивановской области
о прекращении производства по делу об административном правонарушении и направлении дела на новое рассмотрение,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области,
и установил:
заместитель прокурора Ивановской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об отмене постановления Управления Федерального казначейства по Ивановской области (далее - Управление) о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 23.05.2022 N 33-19-20/26/2022 и направлении дела на новое рассмотрение в Управление.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 12.08.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022 решение суда отменено, заявление удовлетворено.
Управление не согласилось с принятым постановлением суда апелляционной инстанции и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд нарушил нормы материального и процессуального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Управления, Департаментом не допущено нецелевого использования бюджетных средств. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Прокурор в отзыве на кассационную жалобу указал на законность и обоснованность принятого постановления апелляционного суда, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Департамент отзыв на кассационную жалобу не представил.
Прокурор и Департамент, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до 08.02.2023 (определение суда кассационной инстанции от 17.01.2023).
Определением суда округа от 08.02.2023 произведена замена судьи Башевой Н.Ю. на судью Забурдаеву И.Л. в порядке, установленном в статье 18 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 N 2041-р между МЧС России и Правительством Ивановской области заключено соглашение от 01.09.2020 N 177-09-2020-002 "О предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации", согласно которому бюджету Ивановской области предоставлена субсидия на софинансирование расходных обязательств по развертыванию на территории Ивановской области быстровозводимого инфекционного госпиталя на 360 коек для оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией на сумму 2 579 547 рублей 09 копеек.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.09.2021 N 2458-р между МЧС России и Правительством Ивановской области заключено соглашение от 24.09.2021 N 177-09-2021-002 "О предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации", согласно которому бюджету Ивановской области дополнительно предоставлена субсидия на софинансирование расходных обязательств по развертыванию на территории Ивановской области быстровозводимого инфекционного госпиталя на 360 коек для оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией на сумму 507 835 рублей 05 копеек.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) между Департаментом и обществом с ограниченной ответственностью "Газхолодмаш" заключены государственный контракт от 01.10.2020 N 01-10/2020 на выполнение работ по развертыванию на территории Ивановской области быстровозводимого инфекционного госпиталя на 360 коек для оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией и дополнительное соглашение к нему от 13.10.2021 N 2.
Цена государственного контракта с учетом дополнительного соглашения от 13.10.2021 N 2 составляет 3 080 180 055 рублей 68 копеек, с учетом НДС.
Выполненные в рамках государственного контракта работы были оплачены Департаментом.
Прокуратурой Ивановской области совместно с Управлением в отношении Департамента была проведена проверка исполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и бюджетного законодательства при выполнении работ по развертыванию на территории региона быстровозводимого инфекционного госпиталя на 360 коечных мест.
Актом контрольного обмера и осмотров видов и объемов работ от 17.03.2022 N 2 установлено, что Департаментом приняты работы по устройству площадки под вентиляционное оборудование в корпусах А6 и А7 (КС-2 от 20.12.2021 N 310), а также по устройству радиаторов стальных панельных, тип 11, с боковым подключением, размер 500x1000 мм (корпус А5); радиаторов стальных панельных, тип 22, с боковым подключением, размер 500x8000 мм (корпус А5); электрообогревателей конверторного типа, тип исполнения настенный (корпус А1); обогреватель электрический Noirot Spot E-3 1500 Вт (корпус А1) (в общем количестве 7 штук) (акты формы КС-2 от 01.07.2021 N 286, от 11.01.2021 N 237), фактически не выполненные подрядчиком, на сумму 734 793 рубля 03 копейки.
Согласно акту внеплановой проверки от 21.02.2022 N А-27-5-2/24 комиссией МЧС России установлено, что Департаментом приняты работы по устройству кабины душевой в корпусе Б5, пьедесталов для умывальника в количестве 3 штук в корпусе Б5, смесителей для ванны в общем количестве 48 штук в корпусах Б5 и Б7, умывальников в количестве 25 штук в корпусе Б7, умывальников хирургических в количестве 4 штук в корпусах Б5 и Б7, унитаз в количестве 1 штуки в корпусе Б5 (КС-2 от 10.12.2020 N 30, 31, от 11.01.2021 N 233, от 08.02.2021 N 252, от 15.04.2021 N 273, от 01.07.2021 N 285), фактически не выполненные подрядчиком, на общую сумму 199 654 рубля 07 копеек.
По результатам проведенной проверки Прокурором 23.03.2022 было вынесено постановление о возбуждении в отношении Департамента дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Рассмотрев указанное постановление Прокурора и материалы проверки, Управление вынесло постановление от 23.05.2022 N 33-19-20/26/2022 о прекращении в отношении Департамента производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статей 15.14 КоАП РФ.
Прокурор не согласился с данным постановлением Управления и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями АПК РФ, КоАП РФ, Арбитражный суд Ивановской области отказал в удовлетворении заявления.
Второй арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В статье 30.1 КоАП РФ закреплено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, в том числе о прекращении производства по такому делу.
Согласно абзацу 4 пункта 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В статье 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В силу подпунктов 3, 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
На основании пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Как свидетельствуют материалы дела, между МЧС России и Правительством Ивановской области заключено соглашение от 01.09.2020 N 177-09-2020-002 о предоставлении из федерального бюджета в 2020 году бюджету Ивановской области субсидии на софинансирование расходных обязательств по развертыванию на территории Ивановской области быстровозводимого инфекционного госпиталя с коечным фондом в количестве 360 коек для оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией в рамках подпрограммы "Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Пунктом 1.2 указанного соглашения предусмотрено, что субсидия предоставляется в соответствии с Перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению 1 к соглашению - развертывание на территории Ивановской области быстровозводимого инфекционного госпиталя с коечным фондом в количестве 360 коек для оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией.
Также, между МЧС России и Правительством Ивановской области заключено соглашение от 24.09.2021 N 177-09-2021-002 о предоставлении из федерального бюджета в 2021 году бюджету Ивановской области субсидии на софинансирование расходных обязательств в целях завершения развертывания на территории Ивановской области быстровозводимого инфекционного госпиталя с коечным фондом в количестве 360 коек для оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией.
Пунктом 1.2 данного соглашения предусмотрено, что субсидия предоставляется в соответствии с приложением 1 к соглашению в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации - завершение развертывания на территории Ивановской области быстровозводимого инфекционного госпиталя с коечным фондом в количестве 360 коек для оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией.
Постановлением Правительства Ивановской области от 19.08.2020 N 390-п "Об организации мероприятий по развертыванию на территории Ивановской области быстровозводимого инфекционного госпиталя" предусмотрено, что развертывание на территории Ивановской области инфекционного госпиталя является расходным обязательством Ивановской области, развертывание госпиталя организует Департамент, который выступает главным администратором доходов областного бюджета, главным распорядителем бюджетных средств и государственным заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в количестве, объеме, необходимых для реализации мероприятия.
Реализация мероприятия по развертыванию (завершению развертывания) на территории Ивановской области инфекционного госпиталя осуществлялась на основании государственного контракта от 01.10.2020 N 01-10/2020 (далее - контракт), заключенного Департаментом и ООО "Газхолодмаш" в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, и дополнительного соглашения от 13.10.2021 N 2.
Согласно пункту 1.2 контракта результатом выполненных работ является проведение комплекса проектных, организационно-технических мероприятий, поставки медицинского, технологического и иного оборудования, предусмотренного рабочей и сметной документацией и определенных условиями контракта.
Основанием для оплаты выполненных работ являются подписанные заказчиком и подрядчиком акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) (пункты 2.3.3, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.6, 5.3.3 контракта).
В силу пункта 6.1.18 контракта подрядчик обязан обеспечить производство работ в соответствии со сметой и строительными нормами и правилами.
Пунктом 5.2.2 контракта предусмотрено, что заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ по контракту на предмет соответствия их объемов, качества, требованиям, изложенным в контракте и техническом задании, и направляет подрядчику подписанный акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), либо запрос на предоставление разъяснений касательно результатов работ, либо мотивированный отказ от принятия результатов работ.
Актом контрольного обмера и осмотров видов и объемов работ от 17.03.2022 N 2 и актом внеплановой проверки от 21.02.2022 N А-27-5-2/24 установлено, что Департаментом приняты работы, фактически не выполненные подрядчиком, на общую сумму 934 447 рублей 10 копеек.
Указанные работы и оборудование оплачены Департаментом в полном объеме.
Стоимость товаров (работ, услуг), отсутствие которых вменено Департаменту, установлена Управлением в размере 256 768 рублей 16 копеек.
Исследовав и оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в вышеназванных действиях Департамента усматриваются признаки нецелевого использования выделенных ему в виде субсидии бюджетных средств. В данном случае бюджетные средства израсходованы на оплату работ, которые, как следует из материалов дела, фактически не были выполнены. Таким образом, средства субсидии были направлены не на оплату выполненных работ, производство которых в полном объеме подразумевало создание инфекционного госпиталя, и является целью предоставления указанных средств.
Соответственно, в действиях Департамента по оплате за счет бюджетных средств невыполненных по заключенному государственному контракту работ усматриваются и признаки события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам заявителя жалобы, апелляционный суд правомерно удовлетворил заявление Прокурора и признал постановление Управления незаконным.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
С учетом изложенного основания для отмены принятого судебного акта у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку Управление на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022 по делу N А17-5181/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Домрачева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Реализация мероприятия по развертыванию (завершению развертывания) на территории Ивановской области инфекционного госпиталя осуществлялась на основании государственного контракта от 01.10.2020 N 01-10/2020 (далее - контракт), заключенного Департаментом и ООО "Газхолодмаш" в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, и дополнительного соглашения от 13.10.2021 N 2.
...
Исследовав и оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в вышеназванных действиях Департамента усматриваются признаки нецелевого использования выделенных ему в виде субсидии бюджетных средств. В данном случае бюджетные средства израсходованы на оплату работ, которые, как следует из материалов дела, фактически не были выполнены. Таким образом, средства субсидии были направлены не на оплату выполненных работ, производство которых в полном объеме подразумевало создание инфекционного госпиталя, и является целью предоставления указанных средств.
Соответственно, в действиях Департамента по оплате за счет бюджетных средств невыполненных по заключенному государственному контракту работ усматриваются и признаки события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 февраля 2023 г. N Ф01-8191/22 по делу N А17-5181/2022