Нижний Новгород |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А43-3007/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.02.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителя
от ответчика: Рогалевой Ю.А. (доверенность от 10.01.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022
по делу N А43-3007/2022 Арбитражного суда Нижегородской области
по иску товарищества собственников жилья "Нижнепечерская, 15"
(ИНН: 5260390471, ОГРН: 1145260009850)
к обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
(ИНН: 5261098663, ОГРН: 1155261002720)
о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
товарищество собственников жилья "Нижнепечерская, 8"
(ИНН: 5260390489, ОГРН: 1145260009840),
и установил:
товарищество собственников жилья "Нижнепечерская, 15" (далее - ТСЖ "Нижнепечерская, 15", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - ООО "Нижэкология-НН", Региональный оператор) о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 27.11.2018 N НЖ/294/18 следующего содержания:
"1. В преамбуле договора и по тексту договора слово "Исполнитель" заменить словом "Потребитель".
2. Изложить пункт 1 договора в следующей редакции: "Вывоз ТКО осуществляется из двух контейнеров зеленого цвета, которые установлены на контейнерной площадке, указанной в приложении N 1 к договору. Вывоз отходов от использования товаров (далее - вторичное сырье) из сетчатого контейнера желтого цвета обеспечивается Потребителем самостоятельно. Вывоз крупногабаритных отходов (далее - КГО) обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации Региональным оператором по заявке Потребителя".
3. Пункт 15 договора изложить в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, а также графика вывоза ТКО, определенного в приложении 1 к договору. Учет объема КГО производится в соответствии с габаритными размерами (длина, высота, ширина) специальной площадки для складирования КГО".
4. Пункт 16 договора дополнить предложением следующего содержания: "В выходные и праздничные дни нарушения обязательств по настоящему договору Региональным оператором фиксируются видеокамерой с составлением председателем ТСЖ или уполномоченным им лицом акта и в течение 3 рабочих дней направляется "Региональному оператору". Региональный оператор обязан производить уборку мест погрузки ТКО, в том числе, при нарушении графика вывоза ТКО".
5. Пункт 22 договора изложить в следующей редакции:
"В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от потребителей коммунальных услуг уплаты пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки".
6. Изменить приложение N 1 к договору, изложив его в следующей редакции: "1. Место накопления твердых коммунальных отходов - контейнерная площадка по адресу: г. Н.Новгород, ул. Нижне-Печерская, д. 15.
Место складирования КГО (крупногабаритных отходов) - специальная площадка по адресу: г. Н.Новгород, ул. Нижне-Печерская, д. 15.
График вывоза твердых коммунальных отходов - ежедневно.
График вывоза КГО - по заявке Потребителя; понедельник: количество контейнеров - 2, объем контейнера - 1,1 кубического метра, объем ТКО - 2,2 кубического метра; вторник: количество контейнеров - 2, объем контейнера - 1,1 кубического метра, объем ТКО - 2,2 кубического метра; среда: количество контейнеров - 2, объем контейнера - 1,1 кубического метра, объем ТКО - 2,2 кубического метра; четверг: количество контейнеров - 2, объем контейнера - 1,1 кубического метра, объем ТКО - 2,2 кубического метра; пятница: количество контейнеров - 2, объем ТКО - 2,2 кубического метра; суббота: количество контейнеров - 2, объем ТКО - 2,2 кубического метра; воскресенье: количество контейнеров - 2, объем ТКО - 2,2 кубического метра; итого количество контейнеров - 14, объем ТКО - 15.4 кубического метра.
Во всем, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, действуют положения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 27.11.2018 N НЖ/294/18".
7. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу со дня вступления решения Арбитражного суда Нижегородской области по настоящему делу в законную силу.
8. Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой стороны.
9. Адреса, реквизиты и подписи сторон:
Региональный оператор:
Юридический адрес: 603105, г. Н. Новгород, ул. Ошарская, д. 95 П3;
Фактический адрес: 603105, г. Н. Новгород, ул. Ошарская, д. 95 П3;
Тел./Факс 265-39-89;
Банк: ПАО АКБ "АВАНГАРД"; к/с 30101810000000000201 БИК 044525201;
ИНН 5261098663, КПП 526201001, ОГРН 1155261002720чОКПО 48320961;
Email office@Nizhecologia-NN.ru,
Исполнительный директор - А.В. Паршин.
ТСЖ "Нижнепечерская, 15":
Юридический адрес: 603087, г. Н. Новгород, ул. Нижне-Печерская, д. 17;
Фактический адрес: 603087, г. Н. Новгород, ул. Нижне-Печерская, д. 17;
Тел./Факс 278 27 80 8 920 254 30 83;
Банк: Волго-Вятский банк ПАО Сбербанк; к/с 30101810900000000331 БИК 042202603;
ИНН 5260390471, КПП 526001001; ОГРН 1145260009850;
Email limiNaoksaNa@rambler.ru,
Председатель правления ТСЖ - О.И. Лимина"
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Нижнепечерская, 8" (далее - ТСЖ "Нижнепечерская, 8").
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 14.06.2022 иск удовлетворен частично: пункты 1, 15 и Приложение N 1 к договору изложены в редакции истца.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 решение суда первой инстанции изменено, дополнительное соглашение к договору от 27.11.2018 N НЖ/294/18 утверждено в следующей редакции:
- пункт 1 договора: "По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора";
- пункт 15 договора: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов".
Приложение N 1 к договору "Информация по предмету договора" утверждено в следующей редакции:
"Объем и место накопления твердых коммунальных отходов.
Наименование объекта (адрес многоквартирного дома): г. Н. Новгород, ул. Нижнепечерская, д. 15.
Объем (куб. м) принимаемых ТКО в год: в соответствии с пунктом 15 договора с учетом количества и объема контейнеров, установленных в месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, а именно: для накопления смешанных твердых коммунальных отходов - 2 шт., объемом 1.1 куб. м. каждый; для накопления крупногабаритных твердых коммунальных отходов - 1 специальная площадка объемом 1,6 куб.м.
Периодичность вывоза ТКО - ежедневно. Периодичность вывоза КГО - по заявке потребителя.
Место (площадка) накопления ТКО: г. Н. Новгород, ул. Нижнепечерская, д. 15.
Место накопления КГО: специальная площадка объемом 1,6 куб.м., находящаяся по
адресу: г. Н. Новгород, ул. Нижнепечерская, д. 15"
ООО "Нижэкология-НН" не согласилось с постановлением апелляционного суда в части редакции приложения N 1 к договору и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправильно применил нормы материального права. Региональный оператор указывает, что не согласен с редакцией приложения N 1 к договору, раздела "Периодичность вывоза крупногабаритных отходов", а также с отсутствием в приложении N 1 к договору информации о том, что на месте накопления ТКО расположен, помимо прочих, 1 контейнер-сетка желтого цвета объемом 1,1 кубического метра, предназначенный для раздельного накопления Товариществом ТКО. Ссылаясь на пункт 12 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 3 1156 (далее - Правила N 1156), пункт 13 СанПиН 2.1.3684-21, заявитель полагает, что действующие нормы допускают транспортировать крупногабаритные отходы (далее - КГО) по заявке, однако такие заявки должны подаваться потребителем с регулярностью, не нарушающей действующие санитарные нормы и правила. В этой связи заявитель предлагает указать в спорном пункте на периодичность вывоза КГО по заявке потребителя, но при температуре +5 градусов и выше - не реже 1 раза в 7 суток, при температуре +4 градуса и ниже - не реже 1 раза в 10 суток. Кроме того, заявитель считает, что Товарищество нарушает процедуру передачи раздельно накопленных ТКО на утилизацию, установленную пунктом 39 Правил N 1156, поскольку передает их по договору, заключенному с ООО "Марс-ОВ", которое не имеет права принимать раздельно накопленные ТКО ни на обработку, ни на утилизацию.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Истец и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ООО "Нижэкология-НН" (Региональный оператор) и ТСЖ "Нижнепечерская, 15" (исполнитель коммунальных услуг) заключили договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 27.11.2018 N НЖ/294/18.
В пункте 15 договора стороны согласовали условие об осуществлении учета объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема. Нормативы накопления ТКО устанавливаются нормативно правовыми актами, принятыми Правительством Нижегородской области.
Согласно протоколу от 27.01.2021 N 1 собственники помещений многоквартирного дома N 15 по ул. Нижне-Печерской приняли решение об организации раздельного накопления ТКО на основании пункта 4.3 постановления Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области".
Товарищество 30.11.2021 направило Региональному оператору протокол внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома N 15 по улице Нижне-Печерской об организации раздельного накопления ГКО и проект дополнительного соглашения к договору.
Письмом от 22.12.2021 Региональный оператор отклонил проект дополнительного соглашения к договору, указав, что раздельное накопление ТКО потребителями услуг по обращению с ТКО, которые являются собственниками и пользователями помещений многоквартирного дома по адресу г. Н.Новгород, ул. Нижне-Печерская, д. 15, в соответствии с порядком накопления ТКО, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407, не реализовано. Ответчик, сославшись на пункт 21 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, обратил внимание на то, что вторичные отходы от использования товаров, находящихся в сетчатом контейнере желтого цвета, запрещается размещать на контейнерных площадках без письменного согласия Регионального оператора.
Товарищество посчитало данный отказ необоснованным, положения договора от 27.11.2018 N НЖ/294/18 не соответствующими требованиям законодательства, поэтому обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 421, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407, Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил иск частично, пункты 1, 15 и Приложение N 1 к договору изложил в редакции истца. В удовлетворении требований в отношении пунктов 16 и 22 договора отказал.
Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, изменил решение суда первой инстанции. Редакция пунктов 1, 15 и Приложение N 1 к договору изменена.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В пункте 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В статье 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Правила обращения с ТКО и типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО, правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6, пункт 5 статьи 24.7, пункт 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 утверждены Правила N 1156, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также форма Типового договора; постановлением от 03.06.2016 утверждены Правила N 505, регулирующие порядок учета объема (или) и массы ТКО.
На основании пункта 19 Правил N 1156 в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области (далее - Порядок N 407), в пункте 4.3 которого предусмотрено, что принятое решение о раздельном накоплении ТКО обязательно к реализации для потребителей, органов местного самоуправления, региональных операторов по обращению с ТКО. В целях организации транспортирования ТКО принятое решение о раздельном накоплении ТКО направляется региональному оператору по обращению с ТКО в течение 10 дней.
В силу пункта 4.1 Порядка N 407 раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО потребителями по морфологическим компонентам с целью выделения вторичных материальных ресурсов и складирование разделенных морфологических компонентов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО, предусмотренные пунктом 4.2 настоящего Порядка.
При организации раздельного накопления ТКО применяется двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО, при которой морфологические комоненты ТКО: бумага, картон, различные виды пластика, металл, стекло, текстиль размещаются в специальном сетчатом контейнере желтого цвета (далее - сетчатый контейнер). Компоненты ТКО, не подлежащие размещению в сетчатом контейнере, размещаются в контейнере зеленого цвета (пункт 4.2 Порядка N 407).
В соответствии с пунктом 39 Правил N 1156 в целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно организовывать раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию или заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО (письмо Минприроды России от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается осуществление ТСЖ "Нижнепечерская, 15" раздельного накопления ТКО.
Суд также установил и материалам дела не противоречит, что ТСЖ "Нижнепечерская, 15" передает ООО "Нижэкология-НН" отходы, накапливаемые в контейнерах зеленого цвета. Отходы из желтого (сетчатого) контейнера вывозятся другой организацией - ООО "Марс-ОВ", на основании договора, заключенного с Товариществом.
С учетом изложенного правовых оснований для включения контейнера желтого цвета в объем обязательств Регионального оператора по вывозу ТКО не имеется.
В пункте 2 Правил N 1156 установлено, что крупногабаритные отходы (КГО) - это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В соответствии с Правилами N 1156 потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО) осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
В пункте 12 Правил N 1156 предусмотрено, что вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Учитывая изложенное, периодичность вывоза КГО правомерно принята судом в редакции - "по заявке", как не противоречащая указанным положениям Правил N 1156.
Относительно установления периодичности вывоза КГО с учетом температурного режима суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что в соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение трех суток: +5°С и выше - не более одних суток; +4°С и ниже - не более 3 суток. В этой связи не указание температурного режима в дополнительном соглашении не нарушает права потребителя и Регионального оператора, поскольку в дополнительном соглашении указано на периодичность вывоза ТКО ежедневно, вывоз КГО - по заявке потребителя, с соответствии с положениями Правил N 1156.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления апелляционного суда у суда округа не имеется.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А43-3007/2022 Арбитражного суда Нижегородской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно организовывать раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию или заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО (письмо Минприроды России от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
...
Относительно установления периодичности вывоза КГО с учетом температурного режима суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что в соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение трех суток: +5°С и выше - не более одних суток; +4°С и ниже - не более 3 суток. В этой связи не указание температурного режима в дополнительном соглашении не нарушает права потребителя и Регионального оператора, поскольку в дополнительном соглашении указано на периодичность вывоза ТКО ежедневно, вывоз КГО - по заявке потребителя, с соответствии с положениями Правил N 1156."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 февраля 2023 г. N Ф01-7201/22 по делу N А43-3007/2022