Нижний Новгород |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А82-18901/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Рыбинскэлектротранс"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.04.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022
по делу N А82-18901/2021
по иску Департамента транспорта Ярославской области
(ИНН: 7604059433, ОГРН: 1027600698498)
к акционерному обществу "Рыбинскэлектротранс"
(ИНН: 7610093697, ОГРН: 1117610007811)
о взыскании 308 375 рублей 38 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Яроблтранском", Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области,
и установил:
Департамент транспорта Ярославской области (далее - Департамент транспорта) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском к акционерному обществу "Рыбинскэлектротранс" (далее - АО "Рыбинскэлектротранс", Общество) о взыскании 308 375 рублей 38 копеек неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Яроблтранском" и Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент ЖКХ).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.04.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
АО "Рыбинскэлектротранс" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, факт возникновения на стороне Общества неосновательного обогащения не доказан. Ответчик не располагал сведениями, что в спорном периоде тариф в размере 20 рублей (за разовую поездку) не подлежал применению. Кроме того, суд первой инстанции неправомерно отказал Обществу в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания и рассмотрел дело без участия представителя ответчика.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили в суд округа.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.02.2023 произведена замена судьи Шемякиной О.А. на судью Соколову Л.В. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Департамент транспорта (главный распорядитель средств) и АО "Рыбинскэлектротранс" (получатель субсидии) заключили договор от 15.02.2019 N 15-ТК/2019 о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением социальных услуг по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования с использованием персонифицированной электронной транспортной карты на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Согласно пункту 3.1.1 договора субсидия предоставляется в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 31.12.2015 N 1461-п "О порядке предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидии и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" при предоставлении получателем субсидии в адрес главного распорядителя средств ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, отчета о количестве поездок, совершенных по персонифицированным электронным транспортным картам отдельными категориями граждан в соответствии с частями 4, 5 Закона Ярославской области от 19.12.2008 N 65-З "Социальный кодекс Ярославской области".
На основании представленных в период с 24.06.2019 по 18.08.2019 отчетов Департамент транспорта перечислил Обществу субсидию на общую сумму 9 358 634 рубля 50 копеек. При расчете субсидии применялся тариф на перевозку пассажиров наземным электрическим транспортом в размере 20 рублей (за разовую поездку), установленный приказом Департамента ЖКХ от 19.12.2018 N 267-тр/г.
Департамент транспорта, ссылаясь на то, что в период с 24.06.2019 по 18.08.2019 за разовую поездку действовал тариф в размере 18,85 рубля, установленный приказом Департамента ЖКХ, и при расчете субсидии за названный период Обществу излишне перечислена субсидия в размере 308 375 рублей 38 копеек, направил ответчику уведомление от 11.08.2021 N их.17-02350/21 о возврате данной суммы субсидии в течение 30 рабочих дней с даты получения уведомления.
Общество денежные средства в добровольном порядке не возвратило, что послужило основанием для обращения Департамента транспорта в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 58 Закона Ярославской области от 19.12.2008 N 65-З "Социальный кодекс Ярославской области", Порядком предоставления юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки, субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением социальных услуг по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования с использованием персонифицированной электронной транспортной карты, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 31.12.2015 N 1461-п, Положением о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2016 N 1315-п,
Положением о Департаменте транспорта Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 N 194-п, Положением о порядке государственного регулирования предельных (максимальных) тарифов на регулярные пассажирские перевозки наземным электрическим общественным транспортом в городском сообщении, утвержденным приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.05.2016 N 39-п-тр/п/элтр, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу о доказанности факта образования на стороне ответчика неосновательного обогащения в виде переплаты средств субсидии и удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2016 N 1315-п утверждено Положение о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, в соответствии с подпунктом 3.1.11 которого в Ярославской области полномочия по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом реализует Департамент ЖКХ.
Как установлено в пункте 2.18 Положения о порядке государственного регулирования предельных (максимальных) тарифов на регулярные пассажирские перевозки наземным электрическим общественным транспортом в городском сообщении, утвержденного приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.05.2016 N 39-п-тр/п/элтр, предельные (максимальные) тарифы учитываются органами местного самоуправления муниципальных образований области при заключении договоров или муниципальных контрактов с перевозчиками на период регулирования. При этом размер платы за перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском сообщении, предусмотренный в договоре об организации регулярных пассажирских перевозок, не может превышать предельных (максимальных) тарифов.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что транспортное обслуживание пассажиров наземным электрическим транспортом на территории города Рыбинска осуществлялось Обществом в 2018 -
2019 годах по тарифам, утвержденным приказами Департамента ЖКХ от 21.09.2018 N 75-тр/г в размере 18,85 рубля за разовую поездку (действовал с 07.10.2018 по 01.01.2019); от 19.12.2018 N 267-тр/г в размере 20 рублей за разовую поездку (действовал с 01.01.2019 до вступления в законную силу решения Ярославского областного суда от 17.05.2019 по делу N 3а-135/19); от 05.08.2019 N 78-тр/г в размере 21 рубль (вступил в силу 20.08.2019).
При этом в период с 24.06.2019 по 18.08.2019 Общество осуществляло транспортное обслуживание пассажиров наземным электрическим транспортом на территории города Рыбинска по тарифу, утвержденному приказом Департамента ЖКХ от 19.12.2018 N 267-тр/г в размере 20 рублей за разовую поездку.
С учетом того, что решением Ярославского областного суда от 17.05.2019 по делу N 3а-135/2019 приказ Департамента ЖКХ от 19.12.2018 N 267-тр/г признан недействительным со дня вступления в законную силу решения суда (24.06.2019), и с указанной даты тариф в размере 20 рублей не подлежал применению, приказ от 21.09.2018 N 75-тр/г, которым утвержден тариф в размере 18 рублей 85 копеек, возобновил свое действие.
Поскольку в период с 24.06.2019 по 18.08.2019 действовал тариф на перевозки пассажиров наземным электрическим транспортом общего пользования в размере 18 рублей 85 копеек (за разовую поездку), а Департамент транспорта произвел выплату субсидии Обществу исходя из тарифа 20 рублей, суды сделали правильный вывод о том, что разница между суммой субсидии, рассчитанной исходя из тарифа в размере 20 рублей, и суммой субсидии, которая подлежала расчету исходя из тарифа в размере 18 рублей 85 копеек, является неосновательным обогащением ответчика.
Расчет суммы неосновательного обогащения судами проверен и признан верным;
На основании изложенного, при отсутствии доказательств возврата Обществом излишне предоставленной субсидии, суды правомерно удовлетворили иск Департамента транспорта.
Ссылка заявителя жалобы на неправомерный отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства подлежит отклонению, поскольку отложение рассмотрения дела на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является не обязанностью, а правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии предусмотренных частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены принятых судебных актов и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.04.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 по делу N А82-18901/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Рыбинскэлектротранс" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на акционерное общество "Рыбинскэлектротранс".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, факт возникновения на стороне Общества неосновательного обогащения не доказан. Ответчик не располагал сведениями, что в спорном периоде тариф в размере 20 рублей (за разовую поездку) не подлежал применению. Кроме того, суд первой инстанции неправомерно отказал Обществу в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания и рассмотрел дело без участия представителя ответчика.
...
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
...
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 марта 2023 г. N Ф01-8032/22 по делу N А82-18901/2021