Нижний Новгород |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А28-5886/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 31.08.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.10.2022
по делу N А28-5886/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Квартал 43"
(ИНН: 4345317140, ОГРН: 1114345045176)
к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области
(ИНН: 4346021763, ОГРН: 1024301317336)
о взыскании задолженности и пеней
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Квартал 43" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области (далее - Управление) о взыскании 836 839 рублей 20 копеек долга за услуги по управлению, содержанию многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Киров, ул. Тургенева, д. 17, застройщиком которого является ответчик, образовавшегося с июля 2021 года по февраль 2022 года, и 68 954 рублей 16 копеек пеней, начисленных с 25.08.2021 по 30.04.2022.
Арбитражный суд Кировской области решением от 31.08.2022, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с названными судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы указывает на отсутствие лимита бюджетных обязательств на оплату рассматриваемых услуг, а также возможность заключения государственного контракта с управляющей организацией; оказание услуг в целях удовлетворения государственных нужд в отсутствие государственного контракта не порождает право требовать оплаты соответствующего предоставления.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, администрацией города Кирова выдано Управлению разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.09.2020 N 43-RU43306000-067-2020 в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу Кировская область, ул. Тургенева, д. 17, на земельном участке с кадастровым номером 43:40:000367:37.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом истец объявлен управляющей организацией в отношении указанного дома с установлением платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, объявленной в конкурсной документации, в размере 21 рубля 81 копейки.
Решением Государственной жилищной инспекции по Кировской области от 24.02.2021 N 262/21 в реестр лицензий Кировской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами внесены изменения в части включения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Тургенева, д. 17, в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении истца.
Из пояснений истца следует, что Общество направило ответчику проект договора управления многоквартирным домом, однако подписанный со стороны Управления договор в адрес истца не поступил.
Истец в спорный период оказывал коммунальные услуги, услуги по содержанию жилых помещений (общего имущества многоквартирного дома), что подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Ввиду не исполнения обязанности по оплате оказанных услуг по содержанию и предоставлению коммунальных услуг, в том числе тепловой энергии в отношении спорного дома, истец направил ответчику претензию с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Письмом от 31.03.2022 Управление в ответ на претензию сообщило, что в настоящее время проверить правильность начисления суммы образовавшейся задолженности не представляется возможным из-за отсутствия платежных документов.
Неурегулирование спора во внесудебном порядке явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Пункты 6 и 7 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи, а также у застройщика в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Исходя из содержания статей 37 и 39 Жилищного кодекса Российской Федерации издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования. При этом, отсутствие заключенного договора на возмещение соответствующих затрат не является основанием для освобождения собственника от участия в таких расходах.
Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги, пропорционально размеру занимаемой площади.
Управление, будучи застройщиком многоквартирного дома, наравне с другими владельцами помещений в многоквартирном жилом доме является потребителем комплекса услуг и работ, выполненных в процессе технического обслуживания дома, а потому с момента выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию до момента передачи соответствующего помещения по передаточному акту оно обязано оплачивать их в полном объеме с учетом размера платы и тарифов, установленных одинаково для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Факты осуществления Обществом управления спорным домом и оказания им услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома подтверждается материалами дела. Доказательств, свидетельствующих о невыполнении истцом спорных услуг либо о выполнении их ненадлежащим образом, в материалы дела не представлено.
Довод кассатора о том, что положения бюджетного законодательства Российской Федерации не позволяют Управлению заключить государственный контракт с управляющей органиацией, а также ссылка на отсутствие лимитов бюджетных обязательств на расходы, связанные с содержанием многоквартирного дома, отклоняются за несостоятельностью.
В соответствии с пунктом 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений, в том числе заключением государственного (муниципального) контракта. Отсутствие со стороны собственника помещений в доме действий по заключению контракта, в целях исполнения своей обязанности по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, не является основанием для освобождения его от внесения соответствующей платы на содержание многоквартирного дома.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленную в материалы дела доказательственную базу по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о ненадлежащем исполнении Управлением обязанности по внесению платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, в связи с чем обоснованно удовлетворили данное требование Общества в полном объеме.
При доказанности факта неисполнения ответчиком обязанности по внесению соответствующей платы, суд, руководствуясь частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и проверив расчет пеней, обоснованно усмотрел правовые основания для взыскания их с ответчика в заявленном размере за указанный период.
Оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется, поскольку они основаны на неверном толковании законодательства и по существу не опровергают выводы судов, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 31.08.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.10.2022 по делу N А28-5886/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений, в том числе заключением государственного (муниципального) контракта. Отсутствие со стороны собственника помещений в доме действий по заключению контракта, в целях исполнения своей обязанности по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, не является основанием для освобождения его от внесения соответствующей платы на содержание многоквартирного дома.
...
При доказанности факта неисполнения ответчиком обязанности по внесению соответствующей платы, суд, руководствуясь частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и проверив расчет пеней, обоснованно усмотрел правовые основания для взыскания их с ответчика в заявленном размере за указанный период."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 марта 2023 г. N Ф01-38/23 по делу N А28-5886/2022