Нижний Новгород |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А79-5770/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Забурдаевой И.Л.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 25.08.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022
по делу N А79-5770/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 07.06.2022 N 021/04/7.32.3-447/2022,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество "ВО "Безопасность",
и установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 07.06.2022 N 021/04/7.32.3-447/2022. Указанным постановлением ПАО "Т Плюс" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.08.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
К участию в деле в качестве третьего лица не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено акционерное общество "ВО "Безопасность" (далее - АО "ВО "Безопасность").
Не согласившись с принятыми судебными актами, ПАО "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и нарушением норм материального права.
ПАО "Т Плюс" полагает, что в его действиях отсутствуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
По мнению заявителя, суды ошибочно постановили, что Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не предусматривает право заказчика на пересмотр результатов закупки после определения победителя торгов. Кроме того, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущены процессуальные нарушения.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов заявителя, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ПАО "Т Плюс" (заказчик) 12.10.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности оборудования и объектов для нужд Чебоксарской ТЭЦ-2, Йошкар-Олинской ТЭЦ-2 филиала "Марий Эл и Чувашии", с начальной (максимальной) ценой договора 39 858 959,42 рубля.
Протоколом от 19.11.2021 ЗК N 9180772/3 заявка акционерного общества "Промсервис" (далее - АО "Промсервис") признана не соответствующей требованиям документации о закупке и отклонена.
Согласно протоколу подведения итогов по открытому запросу предложений в электронной форме от 19.11.2021 победителем, занявшим первое место в итоговой ранжировке, признано АО "ВО "Безопасность".
На официальном сайте Единой информационной системы заказчиком 09.12.2021 опубликован протокол от 19.11.2021 N 9180772/4-0 об отмене итогов процедуры открытого запроса предложений в электронной форме, утвержденный закупочной комиссией заказчика, в связи с неправомерным отклонением заявки АО "Промсервис".
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого запроса предложений от 21.12.2021 победителем открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности оборудования и объектов для нужд Чебоксарской ТЭЦ-2, Иошкар-Олинской ТЭЦ-2 филиала "Марий Эл и Чувашии" ПАО "Т Плюс" признано АО "Промсервис".
В Управление по подведомственности направлено обращение АО "ВО Безопасность" с жалобой на действия ПАО "Т Плюс" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности оборудования и объектов для нужд Чебоксарской ТЭЦ-2, Йошкар-Олинской ТЭЦ-2 филиала "Марий Эл и Чувашии" ПАО "Т Плюс".
В ходе рассмотрения обращения Управление установило, что документация о проведении открытого запроса предложений и положение о закупках не содержат указания на возможность пересмотра заказчиком заявок участников закупки после публикации протокола подведения итогов. Законом N 223-ФЗ также не предусмотрено право заказчиком на пересмотр результатов закупки после определения победителя торгов. Таким образом, у заказчика отсутствовали правовые основания для отмены итогового протокола и пересмотра итогов закупки. При указанных обстоятельствах Управление пришло к выводу о том, что вышеуказанные действия заказчика не соответствуют принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленному в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
По результатам рассмотрения жалобы Управление приняло решение от 31.01.2022 по делу N 02-07-3-22-2022, которым признало жалобу АО "ВО Безопасность" обоснованной, а действия ПАО "Т Плюс" нарушающими часть 2 статьи 2 и пункт 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Усмотрев в действиях ПАО "Т Плюс" состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо Управления составило в отношении заявителя протокол об административном правонарушении от 07.06.2022 N 021/04/7.32.3-447/2022 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управление вынесло постановление N 021/04/7.32.3-447/2022 о привлечении ПАО "Т Плюс" к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, и назначило наказание в виде административного штрафа в сумме 5000 рублей.
Не согласившись с постановлением Управления, ПАО "Т Плюс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Руководствуясь АПК РФ, КоАП РФ, положениями Закона N 223-ФЗ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования и пришел к выводу о доказанности Управлением наличия в действиях ПАО "Т Плюс" состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным и замены штрафа на предупреждение, не установил существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип предусмотрен подпунктом 1.2.2.2 пункта 1 положения о закупке.
В силу части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 2 статьи 4 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 22 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно части 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Как следует из материалов дела и установили суды, протоколом от 19.11.2021 N 9180772/3 заявка АО "Промсервис" признана не соответствующей требованиям документации о закупке и отклонена от дальнейшего рассмотрения.
Согласно протоколу подведения итогов по открытому запросу предложений в электронной форме от 19.11.2021 победителем, занявшим первое место в итоговой ранжировке, признано АО "ВО "Безопасность".
На официальном сайте Единой информационной системы заказчиком опубликован Протокол от 19.11.2021 N 9180772/4-0 об отмене итогов процедуры открытого запроса предложений в электронной форме, в связи с неправомерным отклонением заявки участника АО "Промсервис".
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого запроса предложений от 21.12.2021 победителем открытого запроса предложений на право заключения договора признано АО "Промсервис".
Соблюдение заказчиком основных принципов Закона N 223-ФЗ предполагает неукоснительное соблюдение прав участников в любой сфере правоотношений, в том числе при формировании документации, при допуске заявок, при их оценке, при заключении договора.
Суды установили, что документация о проведении открытого запроса предложений и положение о закупках не содержат указания на возможность пересмотра заказчиком заявок участников закупки после публикации протокола подведения итогов. Законом N 223-ФЗ также не предусмотрено право заказчиком на пересмотр результатов закупки после определения победителя торгов.
Таким образом, у ПАО "Т Плюс" отсутствовали правовые основания для отмены итогового протокола и пересмотра итогов закупки.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что вышеуказанные действия ПАО "Т Плюс" не соответствуют принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленному в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
С учетом изложенного вывод Управления о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ соответствует законодательству и подтвержден надлежащими доказательствами.
ПАО "Т Плюс" не приняло всех зависящих от него мер при наличии необходимой степени заботливости и осмотрительности, которые требовались от участника правоотношений по соблюдению требований законодательства о закупках. Объективных обстоятельств, препятствовавших исполнению заявителем возложенной на него публичной обязанности, не имеется.
На основании изложенного, суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях ПАО "Т Плюс" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований суды не установили.
Оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) и условий для замены административного штрафа на предупреждение (статьи 3.4, 4.1.1 КоАП РФ) суды не усмотрели.
Доводы заявителя о нарушении статей 25.1, 29.7 КоАП РФ, правомерно отклонены судами как несостоятельные и противоречащие имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая оценка. Иное толкование ПАО "Т Плюс" положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают выводов сделанных судами.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба ПАО "Т Плюс" не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Кодекса заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 25.08.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 по делу N А79-5770/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что документация о проведении открытого запроса предложений и положение о закупках не содержат указания на возможность пересмотра заказчиком заявок участников закупки после публикации протокола подведения итогов. Законом N 223-ФЗ также не предусмотрено право заказчиком на пересмотр результатов закупки после определения победителя торгов.
Таким образом, у ПАО "Т Плюс" отсутствовали правовые основания для отмены итогового протокола и пересмотра итогов закупки.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что вышеуказанные действия ПАО "Т Плюс" не соответствуют принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленному в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
С учетом изложенного вывод Управления о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ соответствует законодательству и подтвержден надлежащими доказательствами.
ПАО "Т Плюс" не приняло всех зависящих от него мер при наличии необходимой степени заботливости и осмотрительности, которые требовались от участника правоотношений по соблюдению требований законодательства о закупках. Объективных обстоятельств, препятствовавших исполнению заявителем возложенной на него публичной обязанности, не имеется.
На основании изложенного, суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях ПАО "Т Плюс" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
...
Оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) и условий для замены административного штрафа на предупреждение (статьи 3.4, 4.1.1 КоАП РФ) суды не усмотрели.
Доводы заявителя о нарушении статей 25.1, 29.7 КоАП РФ, правомерно отклонены судами как несостоятельные и противоречащие имеющимся в материалах дела доказательствам."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 марта 2023 г. N Ф01-455/23 по делу N А79-5770/2022