Нижний Новгород |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А17-10486/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Домрачевой Н.Н.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Смуровой Елены Александровны
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.07.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022
по делу N А17-10486/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Смуровой Елены Александровны
(ИНН: 370210794377, ОГРНИП: 304370213300076)
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области
и установил:
индивидуальный предприниматель Смурова Елена Александровна (далее - ИП Смурова Е.А.) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области (далее - Управление) от 23.09.2021 N 013749.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 04.07.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
ИП Смурова Е.А. не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили нормы права, подлежащие применению и неправильно установили фактические обстоятельства дела. По мнению заявителя, на основании представленных Управлением доказательств невозможно с достоверностью установить, имел ли место факт совершения ИП Смуровой Е.А. вменяемого ей административного правонарушения. Кроме того, ИП Смурова Е.А. указывает на допущенные административным органом процессуальные нарушения.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов заявителя, просило оставить жалобу без удовлетворения.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 28.06.2021 в Управление поступило обращение потребителя с информацией о том, что в магазине "Новый облик" по адресу: город Иваново, улица Ленинградская, дом 4 "г" имел факт продажи некачественной обуви, при этом претензия потребителя с требованием о возврате денежных средств оставлена без ответа.
На основании поступившей информации административным органом произведен осмотр магазина, расположенного по указанному адресу, в котором осуществляет торговлю ИП Смурова Е.А. В ходе осмотра наряду с иными обстоятельствами установлено, что ИП Смурова Е.А. допустила нарушение требований статьи 9 ТР ТС "О безопасности продукции легкой промышленности" в части отсутствия на маркировке к изделию информации о наименовании страны-изготовителя; наименовании изготовителя; юридическом адресе изготовителя при реализации следующих товаров: слипоны женские ТМ "IN STEP" артикул ож 182182, цвет бирюзовый, искусственная кожа, изготовитель - Россия, по 500 рублей - 3 пары (размер 39 - 2 пары, размер 41 - 1 пара); слипоны женские ТМ "IN STEP" артикул ож 182729, цвет черный, искусственная кожа, изготовитель - Россия, по 500 рублей - 2 пары (размер 38, 41); слипоны женские ТМ "IN STEP" артикул ож 182986, цвет розовый, искусственная кожа, изготовитель - Россия, по 500 рублей - 5 пар (размер 37 - 1 пара, размер 38 - 2 пары, размер 39 - 1 пара, размер 40 - 1 пара).
Управление составило в отношении ИП Смуровой Е.А. протокол об административном правонарушении от 26.08.2021 N 012625 и вынесло постановление от 23.09.2021 N 013749 о привлечении ИП Смуровой Е.А. к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения.
ИП Смурова Е.А. не согласилась с данным постановлением и обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями АПК РФ, КоАП РФ, Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Арбитражный суд Ивановской области признал оспариваемое постановление законным и отказал в удовлетворении заявления.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В части 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В примечании к статье 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 6 Закона N 184-ФЗ предусмотрено принятие технических регламентов, в том числе в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Требования, закрепленные в технических регламентах, являются обязательными и подлежат соблюдению всеми органами управления и хозяйствующими субъектами.
На основании статьи 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе и реализуемых им товарах. Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 10 Закона N 2300-1 информация о товарах в обязательном порядке должна содержать, в том числе: сведения об основных потребительских свойствах товаров; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; цену в рублях и условия приобретения товаров; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, информацию о правилах продажи товаров.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876 утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасной продукции легкой промышленности" (далее - ТР ТС 017/2011), устанавливающий обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к продукции легкой промышленности, обеспечения свободного перемещения продукции легкой промышленности, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Частью 1 статьи 9 ТР ТС 017/2011 предусмотрено, что маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции. Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что ИП Смурова Е.А. допустила нарушение требований статьи 9 ТР ТС 017/2011 в части отсутствия на маркировке к изделию информации о наименовании изготовителя, юридическом адресе изготовителя при реализации следующих товаров: слипоны женские ТМ "IN STEP" артикул ож 182182, цвет бирюзовый, искусственная кожа, изготовитель - Россия, по 500 рублей - 3 пары (размер 39 - 2 пары, размер 41 - 1 пара); слипоны женские ТМ "IN STEP" артикул ож 182729, цвет черный, искусственная кожа, изготовитель - Россия, по 500 рублей - 2 пары (размер 38, 41); слипоны женские ТМ "IN STEP" артикул ож 182986, цвет розовый, искусственная кожа, изготовитель - Россия, по 500 рублей - 5 пар (размер 37 - 1 пара, размер 38 - 2 пары, размер 39 - 1 пара, размер 40 - 1 пара).
Факт выявленных в деятельности Предпринимателя нарушений технического регламента подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, что свидетельствует о наличии в деянии Предпринимателя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших Предпринимателю соблюсти приведенные выше обязательные требования, в материалах дела не имеется.
Следовательно, вина ИП Смуровой Е.А. в совершении вмененного ей административного правонарушения является доказанной.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии ИП Смуровой Е.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности заявителя на момент вынесения оспариваемого постановления не пропущен. Назначенное заявителю административное наказание в виде предупреждения соразмерно характеру совершенного правонарушения.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали ИП Смуровой Е.А. в удовлетворении заявления.
Выводы судов соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.07.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022 по делу N А17-10486/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Смуровой Елены Александровны - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт выявленных в деятельности Предпринимателя нарушений технического регламента подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, что свидетельствует о наличии в деянии Предпринимателя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших Предпринимателю соблюсти приведенные выше обязательные требования, в материалах дела не имеется.
Следовательно, вина ИП Смуровой Е.А. в совершении вмененного ей административного правонарушения является доказанной.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии ИП Смуровой Е.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности заявителя на момент вынесения оспариваемого постановления не пропущен. Назначенное заявителю административное наказание в виде предупреждения соразмерно характеру совершенного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 марта 2023 г. N Ф01-239/23 по делу N А17-10486/2021