Нижний Новгород |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А43-19527/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителя
от ответчика: Шилиной Н.И. (доверенность от 04.07.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ханоян Элен Левоновны
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2022 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2022
по делу N А43-19527/2021
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов
Нижегородской области (ИНН: 5260158133, ОГРН: 1055238170118)
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ханоян Элен Левоновне
(ИНН: 525980837270, ОГРНИП: 317527500045061)
о взыскании субсидии,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление сельского хозяйства администрации Ковернинского муниципального
района Нижегородской области (ИНН: 5218002291, ОГРН: 1025201678963),
Управление сельского хозяйства администрации Княгининского муниципального
района Нижегородской области (ИНН: 5217001111, ОГРН: 1025200937882),
Управление сельского хозяйства администрации Дальнеконстантиновского
муниципального района Нижегородской области
(ИНН: 5215009570, ОГРН: 1025201996203),
и установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ханоян Элен Левоновне (далее - Глава КФХ Ханоян Э.Л.) о взыскании 2 914 093 рублей субсидии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление сельского хозяйства администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области, Управление сельского хозяйства администрации Княгининского муниципального района Нижегородской области, Управление сельского хозяйства администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Глава КФХ Ханоян Э.Л. не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, применение санкции в виде изъятия бюджетных средств не отвечает требованиям соразмерности и справедливости привлечения к ответственности, поскольку денежные средства, полученные в виде гранта, были использованы ответчиком по целевому назначению.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Истец и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Министерство и Глава КФХ Ханоян Э.Л. (получатель) заключили соглашение о предоставлении из областного бюджета гранта в форме субсидии на оказание поддержки начинающим фермерам, развитие семейных животноводческих ферм и материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов от 21.08.2018 N 43/302-01-12/15.
Данное соглашение заключено в соответствии с Порядком предоставления грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров, на развитие семейных животноводческих ферм и на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - Порядок), являющимся приложением N 5 к Положению о порядке и условиях предоставления и распределения субсидий на содействие достижению целевых показателей государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", источником финансового обеспечения которых являются средства федерального и областного бюджетов, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 13.02.2017 N 63.
В пункте 4.3.10.1 соглашения установлено, что получатель обязуется представлять в Управление в срок не позднее 18 января года с даты получения субсидии (для получателей гранта на развитие семейных животноводческих ферм - не позднее 24 месяцев с даты получения субсидии), - документы в соответствии с пунктом 3.1 соглашения.
Согласно пункту 4.3.10.2 соглашения получатель обязуется представлять в Управление в течение всего срока действия соглашения в срок не позднее 20 января года, следующего за отчетным, отчеты о достижении значений показателей результативности, по форме, установленной в приложении N 2 к соглашению.
В силу пункта 4.1.7 соглашения в случае установления Министерством, Управлением или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком и соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с соглашением, недостоверных сведений, Министерство обязуется направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в областной бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Размер выделенной ответчику субсидии составил 2 914 093 рубля, в том числе 2 076 469 рублей 46 копеек - средства федерального бюджета и 837 623 рубля 54 копейки - средства областного бюджета.
В нарушение условий предоставления субсидии, предусмотренных Соглашением, ответчик не представил за 2019, 2020 годы отчет о достижении значений показателей результативности.
В письме от 30.04.2021 N 302-213818/21 истец указал ответчику на необходимость возврата выплаченных бюджетных средств.
Ответчик в добровольном порядке сумму субсидии не возвратил, поэтому Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 28, 34, 38, 69, 78, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком предоставления грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров, на развитие семейных животноводческих ферм и на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 13.02.2017 N 63, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о том, что ответчик не обеспечил соблюдение условий соглашения о предоставлении субсидии, поэтому удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 13.02.2017 N 63 утвержден Порядок и условиях предоставления и распределения субсидий на содействие достижению целевых показателей государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", источником финансового обеспечения которых являются средства федерального и областного бюджетов (далее - Порядок).
На основании пункта 2.4.5 Порядка условием предоставления субсидии является своевременное представление отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса в порядке, установленном пунктом 3.2 настоящего Порядка, в течение срока действия соглашения.
В соответствии с пунктом 2.14 Порядка обязательным условием предоставления субсидий, включаемым в соглашение, является согласие получателя субсидии на осуществление Управлением (Минсельхозпродом) и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Согласно пункту 3.1 Порядка получатели единовременно в срок до 20 января года, следующего за годом получения субсидии, представляют в Управление по месту представления отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, а получатели, зарегистрированные и осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции на территории городского округа город Нижний Новгород, - в Минсельхозпрод отчеты о достижении результатов предоставления субсидии, по форме, утвержденной Минсельхозпродом.
В соответствии с пунктом 4.2 Порядка в случае выявления средств федерального бюджета, выплаченных (полученных) с нарушением условий, целей и порядка предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком, субсидия в части средств федерального бюджета подлежит возврату в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае выявления средств областного бюджета, выплаченных (полученных) с нарушением условий, целей и порядка предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком, субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 дней с момента установления факта нарушения.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что ответчик не исполнил обязательства по предоставлению отчетности о достижении значений показателей результативности за 2019, 2020 годы и отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2019 год, нарушив тем самым установленные Порядком и соглашением условия предоставления субсидии.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск Министерства о взыскании с ответчика субсидии в размере 2 914 093 рублей.
Довод заявителя жалобы о несправедливости примененной санкции в виде изъятия выделенных ему бюджетных средств подлежит отклонению, поскольку при подписании соглашения от 21.08.2018 N 43/302-01-12/15 стороны согласовали порядок и условия предоставления субсидии и, подписав данное соглашение, ответчик согласился с этими условиями.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2022 по делу N А43-19527/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ханоян Элен Левоновны - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на главу крестьянского (фермерского) хозяйства Ханоян Элен Левоновну.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 марта 2023 г. N Ф01-395/23 по делу N А43-19527/2021