Нижний Новгород |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А43-10621/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2023 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.,
при участии представителя
общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест - С":
Серебряной Т.В. (доверенность от 21.12.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест - С"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.07.2022,
принятое судьей Бодровой Н.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2022,
принятое судьями Наумовой Е.Н., Захаровой Т.А., Ковбасюком А.Н.,
по делу N А43-10621/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест - С"
(ИНН: 5254031837, ОГРН: 1055225031069)
к городскому округу город Саров Нижегородской области
в лице администрации города Саров
(ИНН: 5254011693, ОГРН: 1025202199109)
о взыскании убытков,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, -
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Саров,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройинвест - С" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Саров (далее - Администрация) о взыскании 3 295 449 рублей убытков в виде реального ущерба.
Исковое требование основано на статьях 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что ответчик нарушил обязательство по обеспечению осуществления мероприятий, необходимых для подключения (технологического присоединения) построенного в соответствии с договором об освоении территории в целях строительства жилья объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Саров (далее - Комитет).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 12.07.2022, оставленным в силе постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2022, отказал в удовлетворении иска. Суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на Администрацию обязанности компенсировать Обществу затраты на проектирование и строительство всех инженерных коммуникаций к построенному дому.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, из буквального толкования договора от 03.10.2018 следует, что в обязанности Общества не входило строительство инженерных коммуникаций за пределами предоставленного для строительства многоквартирного жилого дома земельного участка; эта обязанность лежит на Администрации. В состав убытков включены расходы на строительство за пределами земельного участка теплотрассы, наружных сетей связи, наружной канализации, водопровода. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
Администрация и Комитет, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, по результатам аукциона Администрация и Общество (застройщик) 03.10.2018 заключили договор N 1 об освоении территории в целях строительства жилья стандартного класса.
Согласно данному договору Администрация обязуется предоставить земельный участок с кадастровым номером 13:60:0010014:6151, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Саров, улица Зернова, дом 43, а Общество - осуществить на земельном участке строительство многоквартирного жилого дома высотой в пять этажей, в котором не менее 30 процентов площади жилых помещений, технико-экономические показатели и параметры которых соответствуют условиям отнесения этих жилых помещений к жилью стандартного класса, установленным приказом Министерства строительства Российской Федерации от 14.11.2016 N 800/пр, и подлежат продаже по муниципальным контрактам на приобретение жилья стандартного класса (пункт 1.1). Срок договора - до 01.10.2021 (пункт 1.3). Земельный участок 13:60:0010014:6151 для строительства МКД передан Обществу на основании договора аренды от 03.10.2018 N 01.17-43/667.
Права и обязанности застройщика определены в разделе 2 договора, права и обязанности Администрации - в разделе 3 договора.
Администрация обязана не позднее 01.04.2021 обеспечить своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц осуществление мероприятий, необходимых для подключения (технологического присоединения) построенного в соответствии с этим договором многоквартирного жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 3.1.2).
Общество исполнило возложенные на него по договору обязанности: построило МКД по адресу: Нижегородская область, город Саров, улица Зернова, дом 43, введенный в эксплуатацию на основании разрешения от 29.06.2021, квартиры переданы Администрации.
По утверждению Общества, Администрация не исполнила обязанность, предусмотренную пунктом 3.1.2 договора, в связи с чем Общество вынуждено было за свой счет выполнить мероприятия, необходимые для подключения многоквартирного жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно: Общество построило наружные сети электроснабжения, связи, водоснабжения, хозяйственно-бытовой и ливневой канализации, теплоснабжения.
Общество в претензии от 14.12.2021 N 93 потребовало от Администрации компенсировать понесенные им расходы. Данное требование не было исполнено.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав представителя Общества, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
В статье 46.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора) определено следующее.
В целях строительства многоквартирного дома, в которых все жилые помещения либо определенный в соответствии с частью 6 статьи минимальный объем жилых помещений соответствуют условиям отнесения к стандартному жилью и подлежат передаче или продаже по заключенным в сроки, указанные в части 10 статьи, договорам участия в долевом строительстве такого дома или договорам купли-продажи стандартного жилья гражданам, имеющим право на приобретение стандартного жилья, и (или) по государственным и (или) муниципальным контрактам на приобретение стандартного жилья, заключается договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья (часть 1).
Договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья заключается органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельного участка для освоения территории в целях строительства стандартного жилья в соответствии с данным договором, с победителем аукциона на право заключения данного договора (часть 2).
В договоре об освоении территории в целях строительства стандартного жилья содержатся, в том числе:
обязательство лица, заключившего договор, обеспечить строительство многоквартирного дома и ввод такого дома в эксплуатацию, максимальный срок выполнения этого обязательства (пункт 2)
обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, заключивших данный договор, обеспечить своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц осуществление мероприятий, необходимых для подключения (технологического присоединения) построенного в соответствии с данным договором объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, максимальный срок выполнения этого обязательства, который не может превышать срок, установленный данным договором в соответствии с пунктом 2 этой части (часть 4).
Договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья может содержать:
1) обязательства сторон данного договора заключить государственные и (или) муниципальные контракты на приобретение стандартного жилья по цене за один квадратный метр общей площади жилого помещения, не превышающей максимальной цены одного квадратного метра стандартного жилья, и в сроки, указанные в части 10 настоящей статьи. Включение в данный договор условия о безвозмездной передаче стандартного жилья в государственную или муниципальную собственность не допускается;
2) способы, размеры государственной и (или) муниципальной поддержки строительства стандартного жилья в рамках данного договора и сроки ее предоставления;
3) иные условия (часть 5).
Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного объекта капитального строительства к сетям в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка (часть 8 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации (часть 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В частности, по общему правилу, мероприятия по технологическому присоединению к сетям электроснабжения включают в себя (пункт 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861):
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором, а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX данных правил.
В пункте 43 постановления от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил следующее.
Условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, другими положениями кодекса, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 кодекса).
При толковании условий договора в порядке абзаца первого статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Это значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно, если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела. Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения. Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду. Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Толкование пункта 3.1.2 договора от 03.10.2018 N 1 об освоении территории в целях строительства жилья стандартного класса, в совокупности с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и энергетического законодательства по вопросу о технологическом присоединении позволяет заключить, что предусмотренное указанным пунктом обязательство Администрации является организационно-административным. С учетом обозначенных положений частей 7 и 8 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанное обязательство заключается в получении технических условий и осуществлении содействия при их выполнения. При этом из существа законодательного регулирования обязательств, вытекающих из правоотношений по освоению территории в целях строительства жилья стандартного класса, как и из договора от 03.10.2018 N 1 не следует, что Администрация обязана осуществлять строительство сетей для целей подключения возводимого застройщиком (Обществом) объекта или иные строительные работы. Выгоду от строительства главным образом получает застройщик (по договорам купли-продажи или долевого участия в строительстве); выгода Администрации заключается в возможности приобрести в возведенном здании за плату стандартное жилье в заранее обозначенном количестве квартир.
Иное толкование условий договора основанием для отмены обжалованных судебных актов не является.
Кроме того, суд округа отмечает следующее. Затраты Общества, по утверждению истца, предъявлены в настоящем деле в качестве убытков и включают расходы на строительство сетей за пределами земельного участка. Имеющиеся в деле доказательства однозначно не подтверждают, что истец исключает расходы на строительство сетей в пределах своего участка; кроме этого, в убытки включены наибольшие из всех иных расходы на строительство электрических сетей (за пределами арендуемого участка).
При этом, в силу пунктов 16.1 и 16.3 данных Правил заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию. Под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства.
Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В частности, подобное же положение указано в пунктах 6 и 8 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 02.04.2019 N 50/19ТП, заключенного акционерным обществом "Саровская Электросетевая Компания" (сетевая организация) и Обществом (заявитель). Сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по выполнению возложенных на нее мероприятий по технологическому присоединение (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя (пункт 6). Заявитель обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя (пункт 8).
Таким образом, необходимости самостоятельно производить работы по строительству электрических сетей за пределами земельного участка истца, из дела не усматривается. Данное обязательство лежит на сетевой организации, как стороне публичного договора.
По приведенным мотивам суды правомерно отказали в удовлетворении иска.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.07.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2022 по делу N А43-10621/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест - С" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Толкование пункта 3.1.2 договора от 03.10.2018 N 1 об освоении территории в целях строительства жилья стандартного класса, в совокупности с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и энергетического законодательства по вопросу о технологическом присоединении позволяет заключить, что предусмотренное указанным пунктом обязательство Администрации является организационно-административным. С учетом обозначенных положений частей 7 и 8 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанное обязательство заключается в получении технических условий и осуществлении содействия при их выполнения. При этом из существа законодательного регулирования обязательств, вытекающих из правоотношений по освоению территории в целях строительства жилья стандартного класса, как и из договора от 03.10.2018 N 1 не следует, что Администрация обязана осуществлять строительство сетей для целей подключения возводимого застройщиком (Обществом) объекта или иные строительные работы. Выгоду от строительства главным образом получает застройщик (по договорам купли-продажи или долевого участия в строительстве); выгода Администрации заключается в возможности приобрести в возведенном здании за плату стандартное жилье в заранее обозначенном количестве квартир."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 марта 2023 г. N Ф01-492/23 по делу N А43-10621/2022