Нижний Новгород |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А28-16634/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Кирово-Чепецкая ритуальная компания"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 20.07.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022
по делу N А28-16634/2021
по иску акционерного общества "Куприт"
(ИНН: 4346049110, ОГРН: 1024301305654)
к обществу с ограниченной ответственностью "Кирово-Чепецкая ритуальная компания" (ИНН: 4312155127, ОГРН: 1194350001845)
о взыскании задолженности
и установил:
акционерное общество "Куприт" (далее - Общество, АО "Куприт") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Кирово-Чепецкая ритуальная компания" (далее - Компания, ООО "Кирово-Чепецкая ритуальная компания") 1 038 348 рублей 45 копеек задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанных Региональным оператором в период с января по ноябрь 2021 года.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 20.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.10.2022, исковые требования удовлетворены.
Компания не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили нормы материального права, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, у Компании отсутствуют основания для оплаты услуг, факт оказания которых Региональным оператором не доказан.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в письменном отзыве отклонило доводы Компании, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителя в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, 13.11.2019 АО "Куприт" (региональный оператор) и ООО "Кирово-Чепецкая ритуальная компания" (потребитель) подписали договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 9063-2019/ТКО, по условиям пунктов 1 и 2 которого региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора; объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению N 1 к договору.
Потребитель на основании полученного платежного документа (счета) обязан оплатить коммунальную услугу по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО (пункт 6 договора).
В силу пункта 15 договора стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", согласно приложению N 1 к договору.
Из приложения N 1 к договору следует, что:
1. По объекту город Кирово-Чепецк, деревня Каркино, здание 3, объем принимаемых региональным оператором от потребителя ТКО составляет 10,974 куб. м/год; способ учета объема ТКО - норматив; количество контейнеров - одна штука; объем контейнера - 1,1 куб. м; периодичность вывоза - в соответствии с действующим законодательством, расчетная единица - 1 га, показатель расчетной единицы - 36,58, норматив накопления ТКО в год - 0,30000; место накопления отходов - Кировская область, город Кирово-Чепецк, деревня Гарь;
2. По объекту город Кирово-Чепецк, деревня Злобино, объем принимаемых региональным оператором от потребителя ТКО составляет 4,17 куб. м/год; способ учета объема ТКО - норматив; количество контейнеров - 1 шт.; объем контейнера - 1,1 куб. м; периодичность вывоза - в соответствии с действующим законодательством, расчетная единица - 1 га, показатель расчетной единицы - 13,9, норматив накопления ТКО в год - 0,30000; место накопления отходов - Кировская область, город Кирово-Чепецк, деревня Гарь.
Истец за период с января по ноябрь 2021 года оказал ответчику услуги по обращению с ТКО, предъявил их к приемке на основании актов, для оплаты услуг истцом выставлялись счета.
Ответчик подписанные со своей стороны акты истцу не представил, возражений по актам не заявил, задолженность в полном объеме не оплатил.
В связи с отсутствием оплаты услуг за спорный период истец во исполнение требований законодательства о досудебном порядке урегулирования спора обращался в адрес ответчика с претензией от 13.10.2021, в которой указывал на наличие задолженности по оплате оказанных услуг.
Неисполнение обязанности по оплате оказанных услуг послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 8, 309, 310, 426, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 24.6 и 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Арбитражный суд Кировской области счел доказанным факт оказания Обществом Компании услуг по обращению с ТКО в спорный период и удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", изложенных в абзацах втором и третьем пункта 28, суд при принятии постановления самостоятельно определяет характер спорного правоотношения, возникшего между сторонами по делу, а также нормы законодательства, подлежащие применению, и может не применить законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункт 12 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). С учетом этого при определении пределов рассмотрения дела суд кассационной инстанции не связан правовым обоснованием доводов кассационной жалобы и возражений, представленных сторонами, и не ограничен в выводах, которые он делает по результатам проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Закона об отходах).
При этом по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона об отходах).
Закон об отходах устанавливает, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 24.7 Закона об отходах).
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона об отходах определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В силу пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) названных Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(4) указанного раздела Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
На основании пункта 2 Правил N 1156 под потребителем понимают собственника ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Как видно из материалов дела, истец является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Кировской области с 01.01.2019.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что факт оказания Региональным оператором услуг по обращению с ТКО в спорный период подтвержден материалами дела.
В обжалуемых судебных актах суды указали, что Региональный оператор оказывал услуги по вывозу ТКО с места их накопления (Кировская область, город Кирово-Чепецк, деревня Гарь), которое определено в приложении к договору.
При этом суды признали правильным расчет размера платы задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО, произведенный Региональным оператором расчетным путем исходя из утвержденного норматива потребления ТКО (решение Региональной службы по тарифам Кировской области от 18.12.2020 N 41/1-тко-2021) в отношении площади объектов недвижимости в расчетной единице - 1 га (36,58 и 13,9) и норматива для объекта "кладбища" (распоряжение Министерства охраны окружающей среды Кировской области от 10.12.2020 N 28)
Вместе с тем вывод судов о правильности произведенного истцом расчета сделан без проверки сведений, послуживших основанием для определения размера задолженности, а именно: правильности используемой величины площади объектов недвижимости, принадлежащих истцу и примененного к ним норматива, установленного Распоряжением Министерства охраны окружающей среды Кировской области N 28 от 10.12.2020.
Как видно из материалов дела, при подаче заявки ответчик указал наименование объектов недвижимости, их площади и сферу деятельности: Кирово-Чепецкий район, деревня Каркино, площадь объекта недвижимости - 36,58 кв. м.; наименование объекта недвижимости - "нежилое здание"; наименование отходов - "отходы от уборки кладбищ, колумбариев, код по ФККО - 73120003725"; Кирово-Чепецкий район, деревня Злобино; площадь объекта недвижимости - 13,9 кв. м.; наименование объекта недвижимости - "нежилое здание"; наименование отходов - "отходы от уборки кладбищ, колумбариев, код по ФККО 73120003725".
При этом в приложении N 1 к договору N 9063-2019/ТКО от 13.11.2019 указаны следующие сведения: наименование объектов - "Кирово-Чепецкий район, деревня Каркино, здание 3"; "Кирово-Чепецкий район, деревня Злобино"; наименование ТКО согласно ФККО 733 100 01 724 - "мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" 10,97400 куб.м. и 4,17000 куб.м.; место накопления ТКО - Кировская область, город Кирово-Чепецк, деревня Гарь; количество контейнеров - 1; объем контейнера - 1,1 куб.м.; расчетная единица - 1 га; показатель расчетной единицы - 36,58 и 13,9; норматив накопления ТКО - 0,30000 куб. м. в год.
Региональный оператор производил расчет платы за коммунальную услугу исходя из нормативов накопления ТКО для категории объектов "кладбища" 28, 3150 куб.м. в год с га и показателей расчетной единицы 36,58 га (деревня Каркино, один контейнер объемом 1,1 куб.м.) и 13,9 га (деревня Злобино, один контейнер объемом 1.1 куб.м.) исходя из приложения N 1 к договору.
Таким образом, применяемый истцом при расчете исковых требований норматив, утвержденный для категории "кладбища", в отношении объектов недвижимости, заявленных Компанией 36,58 кв.м. и 13,9 кв.м., в расчетной единице - 1 га, с ФККО 733 100 01 724 "мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)", судом принят без проверки сведений, послуживших основанием для определения размера задолженности, а именно правильности используемой единицы измерения площади объектов недвижимости, категории объектов и вида осуществляемой ответчиком коммерческой деятельности в принадлежащих им помещениях, в отношении которых заключен договор.
Обстоятельства, связанные с определением объема и стоимости предъявленных к взысканию услуг, входят в предмет судебного исследования.
С учетом изложенного вывод судов о наличии оснований для удовлетворения требований Регионального оператора о взыскания долга в заявленной сумме сделан без исследования всех обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты подлежат отмене и, учитывая, что для принятия обоснованного и законного судебного акта требуются исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, настоящее дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кировской области.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть вышеизложенное, проверить представленный истцом расчет задолженности на соответствие его требованиям действующего законодательства и на предмет правильности используемых в нем величин, в зависимости от установленного разрешить спор, а также распределить расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 3 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кирово-Чепецкая ритуальная компания" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 20.07.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 по делу N А28-16634/2021 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кировской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Соколова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "в" пункта 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
...
На основании пункта 2 Правил N 1156 под потребителем понимают собственника ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 марта 2023 г. N Ф01-496/23 по делу N А28-16634/2021
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6918/2023
26.07.2023 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-16634/2021
27.03.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-496/2023
20.10.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8204/2022
20.07.2022 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-16634/2021