Нижний Новгород |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А82-7901/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от ответчика: Цибисовой Ю.А. (доверенность от 01.04.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
государственного учреждения здравоохранения Ярославской области
городской больницы N 4 города Рыбинска
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.09.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022
по делу N А82-7901/2022
по иску государственного учреждения здравоохранения Ярославской области
городская больница N 4 города Рыбинска
(ИНН: 7610029620, ОГРН: 1027601110591)
к акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"
(ИНН: 7728170427, ОГРН: 1027739008440),
Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ярославской области (ИНН: 7606000386, ОГРН: 1027600839639),
Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области
(ИНН: 7604044726, ОГРН: 1027600695220)
о взыскании денежных средств
и установил:
государственное учреждение здравоохранения Ярославской области городская больница N 4 города Рыбинска (далее - Больница) обратилось Арбитражный суд Ярославской области с иском к акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (далее - Общество), Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ярославской области (далее - Фонд), Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области (далее - Департамент) о взыскании 2 687 586 рублей 64 копеек долга, 5 890 рублей 60 копеек пеней, и дальнейшего начисления пеней по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.09.2022 с Общества в пользу Больницы взыскано 2 687 586 рублей 64 копеек долга; в части взыскания 5 890 рублей 60 копеек пени производство по делу прекращено в связи с отказом от иска; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 решение суда первой инстанции в части взыскания 2 687 586 рублей 64 копеек долга и 36 438 рублей расходов по оплате государственной пошлины отменено, в удовлетворении иска отказано.
Больница не согласилась с постановлением суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении иска о взыскании долга и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправильно применил нормы материального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Больницы, услуги, оказанные сверх установленного в 2021 году объема, являются страховыми случаями в системе обязательного медицинского страхования и подлежат оплате в соответствии с утвержденными тарифами.
Подробно доводы Больницы изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество и Фонд в отзывах на кассационную жалобу отклонили доводы Больницы.
Департамент отзыв на кассационную жалобу не представил.
Общество, Фонд и Департамент, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда в обжалуемой части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд, Общество (страховая медицинская организация) и Больница (организация) заключили договор на оказание и оплату услуг медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 15.01.2021 N 30, в соответствии с пунктом 1.1 которого организация обязуется с даты вступления в силу договора и до 31 декабря текущего года (включительно) оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и объемами предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, указанными в пункте 2 договора, в случае если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования (далее - медицинская помощь по территориальной программе), а страховая медицинская организация обязуется оплатить оказанную застрахованному в страховой медицинской организации лицу указанную медицинскую помощь в соответствии с настоящим договором.
На основании пункта 7.1 договора страховая медицинская организация обязуется: оплачивать медицинскую помощь по территориальной программе, оказанную организацией застрахованному в страховой медицинской организации лицу, в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями к ее оказанию в пределах распределенных организации решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36 Федерального закона, объемов предоставления медицинской помощи и ее финансового обеспечения, по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона, на основании представленных организацией в Фонд реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи по территориальной программе с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, путем перечисления денежных средств на расчетный счет организации не позднее 25 числа месяца (включительно).
В приложении N 1/10 к договору определены объемы предоставления медицинской помощи на 2021 год, распределенные решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Комиссия) (протокол от 29.12.2021 N 20); в приложении N 2/10 к договору - объемы финансового обеспечения медицинской помощи на 2021 год, распределенные решением Комиссии (протокол от 29.12.2021 N 20).
По заявлению Департамента от 09.12.2021 N 364 Больнице выделены: объем медицинской помощи в количестве 1 526 случаев, объем финансового обеспечения медицинской помощи в размере 73 899 631 рубля.
Фактически объем медицинской помощи составил 1300 законченных случаев, принято к оплате 73 899 630 рублей 92 копейки.
Согласно заключению медико-экономического контроля от 21.01.2022 N 97, Больницей предъявлены к оплате 18 случаев оказания медицинской помощи сверх размера финансового обеспечения распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением комиссии (код нарушения 1.6.3).
В связи с отказом в оплате медицинской помощи на сумму 2 687 586 рублей 64 копейки Больница обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 779 (пункт 1), 781 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 150 (пункт 4 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 10 (часть 5), 11 (пункты 1, 2), 19 (пункт 2) Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьей 3 (пункт 1) Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Ярославской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 30.12.2020 N 1055-п (далее - Программа государственных гарантий N 1055-п), Приказом Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области N 498 от 01.06.2020 "О временном порядке маршрутизации больных с новой коронавирусной инфекцией" (далее - Приказ N 498), Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил иск в части взыскания задолженности. Суд исходил из того, что медицинские услуги, оказанные Больницей сверх установленного в 2021 году объема, являются страховыми случаями в системе обязательного медицинского страхования, которые подлежат оплате в соответствии с утвержденными тарифами.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 38 (часть 14), 39 (часть 6) Федерального закона N 326-ФЗ, Порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2021 N 231н (далее - Порядок N 231н), Программой государственных гарантий N 1055-п, установил, что на дату заключения договора от 15.01.2021 N 30 и распределения (корректировки) объемов финансового обеспечения медицинской помощи Больница обеспечивала госпитализацию больных COVID-19, поэтому объемы финансового обеспечения медицинской помощи на спорный период были выделены с учетом перепрофилирования Больницы, в связи с этим отменил решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении иска в части взыскания долга.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования (часть 6 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
В части 14 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что в случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств. Перечень нарушений договорных обязательств устанавливается правилами обязательного медицинского страхования.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены программами обязательного медицинского страхования, договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, устанавливающим, в том числе, формы его проведения, его продолжительность, периодичность, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (часть 2 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ).
На основании пункта 1.6.3 приложения "Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи)" Порядка N 231н к числу оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) относится предъявление к оплате медицинской помощи сверх размера финансового обеспечения распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 3 Приложения N 2 к Программе государственных гарантий N 1055-п территориальная программа ОМС Ярославской области реализуется за счет средств ОМС в пределах объемов утвержденных заданий и финансовых планов в соответствии с договорами на оказание и оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным гражданам в медицинских организациях, имеющих лицензию на указанные виды медицинской помощи и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории Ярославской области.
Как установлено апелляционным судом, и это не противоречит материалам дела, Больнице отказано в оплате 18 случаев оказания медицинской помощи сверх размера финансового обеспечения распределенного объема предоставления медицинской помощи.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, приняв во внимание, что приказ от 01.06.2020 N 498 "О временном порядке маршрутизации больных с новой коронавирусной инфекцией" (согласно которому Больнице предписано обеспечить госпитализацию больных COVID-19 со средней степенью тяжести заболевания для дальнейшего лечения) был принят до заключения договора от 15.01.2021 N 30; госпитализация пациентов с COVID-19 в Больницу прекращена приказом от 25.11.2021 N 1391, суд апелляционной инстанции установил, что объемы финансового обеспечения медицинской помощи в спорный период выделены Больнице с учетом ее перепрофилирования; оказанная Больницей медицинская помощь оплачена в пределах выделенных для нее объемов.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у Больницы правовых оснований для истребования с Общества возмещения стоимости медицинских услуг, превышающей выделенные объемы (в сумме 2 687 586 рублей 64 копеек), и правомерно отказал в удовлетворении иска.
В остальной части законность апелляционного постановления не проверялась, поскольку лицами, участвующими в деле, не обжаловалась.
Доводы заявителя, основанные на неверном толковании норм материального права, подлежат отклонению.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.09.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по делу N А82-7901/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения здравоохранения Ярославской области городской больницы N 4 города Рыбинска - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на государственное учреждение здравоохранения Ярославской области городскую больницу N 4 города Рыбинска.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 14 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что в случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств. Перечень нарушений договорных обязательств устанавливается правилами обязательного медицинского страхования.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены программами обязательного медицинского страхования, договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, устанавливающим, в том числе, формы его проведения, его продолжительность, периодичность, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (часть 2 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 марта 2023 г. N Ф01-942/23 по делу N А82-7901/2022