Нижний Новгород |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А79-9517/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Павлова В.Ю., Трубниковой Е.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу третьего либа -
Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом
администрации города Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 29.04.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022
по делу N А79-9517/2021
по иску индивидуального предпринимателя Якимова Михаила Игоревича
(ИНН: 210403180340, ОГРНИП: 312213306600022) и
общества с ограниченной ответственностью "Терраса"
(ИНН: 2130218428, ОГРН: 1202100003445)
к Управлению физической культуры и спорта администрации города Чебоксары
(ИНН: 2128026817, ОГРН: 1022101152061) и
обществу с ограниченной ответственностью "МИГОУ"
(ИНН: 0276959926, ОГРН: 1210200008413)
о признании торгов и контракта недействительными,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
администрация города Чебоксары, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации города Чебоксары и индивидуальный предприниматель Закамская Елена Михайловна,
и установил:
индивидуальный предприниматель Якимов Михаил Игоревич (далее - Якимов М.И.) и общество с ограниченной ответственностью "Терраса" (далее - ООО "Терраса") обратились в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению физической культуры и спорта администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Управление) и обществу с ограниченной ответственностью "МИГОУ" (далее - Общество) о признании недействительными торгов по закупке N 171322 на оказание услуги краткосрочной аренды (кикшеринг) электросамокатов города Чебоксары, применении последствий недействительности этих торгов и о признании недействительным муниципального контракта от 13.05.2021 N 13 на оказание услуг краткосрочной бесстанционной аренды (кикшеринг) электросамокатов города Чебоксары.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Чебоксары (далее - Администрация), Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом Администрации (далее - Комитет) и индивидуальный предприниматель Закамская Елена Михайловна (далее - Закамская Е.М.).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 29.04.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022, удовлетворении заявленные требования, признав недействительными оспариваемые торги и заключенный муниципальный контракт на оказание услуг краткосрочной бесстанционной аренды (кикшеринг) электросамокатов.
Не согласившись с названными судебными актами, Комитет обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросил отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы указывает на проведение спорной закупки Управлением как полномочным муниципальным заказчиком, осуществляющим закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в установленной сфере деятельности; спорная закупка проводилась у единственного исполнителя в рамках пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), с соблюдением регионального законодательства Чувашской Республики в сфере закупок товаром, работ и услуг; спорная закупка не превышала установленные законодательством пределы и совершена в малых объемах, что позволяло заказчику выбор способами закупки между конкурентными и неконкурентными.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, 23.04.2021 на сайте https://tektorg.ru/, а также на официальном сайте https://порталпроизводителей.рф/ Управлением размещено извещение о проведении ценового запроса на оказание услуг краткосрочной аренды (кикшеринг) электросамокатов в городе Чебоксары, срок окончания подачи заявок - 28.04.2021 в 15 часов 00 минут, начальная (максимальная) цена - 990 рублей. Контракт заключается с поставщиком, сделавшим наименьшее ценовое предложение.
В приложении N 1 к извещению имеется техническое задание, содержащее все характеристики объекта закупки, в том числе требования к комплексу услуг, к электросамокатам, к станции техобслуживания, к пунктам проката электросамокатов.
Для участия в закупке подано три заявки: Обществом, Якимовым М.И. и ООО "Старт".
Протоколом N 1 рассмотрения и оценки заявок от 29.04.2021 победителем закупки N 171322 признано Общество с ценой контракта - 1 копейка.
Управление и Общество заключили муниципальный контракт от 13.05.2021 N 13 на оказание услуг краткосрочной бесстанционной аренды (кикшеринг) электросамокатов в городе Чебоксары, сроком действия три года, до 31.10.2023.
Якимов М.И., являвшийся участником закупки, и ООО "Терраса", не участвовавшее в ней, полагая, что оспариваемые торги проведены неуполномоченным лицом, в ненадлежащем официальном источнике, в ненадлежащей форме, обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 17.11.2015 N 50 разъяснено, что приведенный в пункте 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража, территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (пункт 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах; продолжение публичных торгов, несмотря на поступившее от судебного пристава-исполнителя сообщение о прекращении обращения взыскания на имущество.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 12573/11, по смыслу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными должно повлечь восстановление прав истца.
Таким образом, требуя признания торгов недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также доказательства нарушения прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В пункте 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, отмечено, что государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Закона N 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.
В соответствии с понятием, содержащимся в пункте 6 статьи 3 Закона N 44-ФЗ (в редакции на- дату размещения извещения о закупке (23.04.2021), муниципальным заказчиком является муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Из пункта 3.1.1 Положения о Комитете, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 06.03.2012 N 502, следует, что он проводит аукционы на право размещения нестационарного объекта для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары, а также аукционы на комплексное развитие организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары (абзацы введены решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 11.08.2020 N 2228).
Управление, в свою очередь, согласно пункту 3.40 Положения об Управлении, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.06.2012 N 628, выступает муниципальным заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд города Чебоксары в установленной сфере деятельности.
При этом в пункте 1.1 данного Положения указано, что Управление является отраслевым органом Администрации, осуществляющим функции в целях обеспечения реализации ее полномочий по решению вопросов местного значения в сфере физической культуры и спорта.
Как следует из пояснений Управления электросамокаты не являются спортивным инвентарем, а представляют собой туристический прокатный инвентарь, услуги по прокату электросамокатов направлены на организацию активного досуга и отдыха жителей и гостей города.
Следовательно, что пользование электросамокатом для передвижения по городу является видом досуга, а не видом спортивной нагрузки, поскольку не требует от пользователя какой-либо физической подготовки, спортивных навыков или умений, равно как и применения во время езды каких-либо физических усилий.
Сфера досуга и отдыха граждан не является для Управления установленной сферой компетенции.
При этом длительное время право оказания сходных услуг в виде проката электросамокатов, велосипедов и иных видов досуга и отдыха на аукцион выставлял именно Комитет, о чем свидетельствуют имеющиеся в деле и представленные истцами документы (сведения с сайта Комитета за 2018-2020 годы, информационные бюллетени N 63 от 15.05.2019, N 12 от 07.02.2020, N 103 от 23.06.2020, N 72 от 12.05.2020, N 5 от 14.01.2021, договор на комплексное развитие организации досуга, отдыха и спора на территории московской набережной города Чебоксары, протоколы комиссий по проведению конкурсов и аукционов от 26.11.2019, от 17.02.2021.
Проведение торгов неуполномоченным лицом является основанием для признания таких торгов недействительными. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2017 N 306-ЭС16-18728.
Кроме того, согласно положениям частей 7-9 статьи 4 Закона N 44-ФЗ субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой.
Порядок функционирования и использования региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок устанавливается актами соответственно высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.
Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.06.2020 N 562-р Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам поручено определить электронный ресурс, предназначенный для осуществления закупок малого объема (далее - электронный ресурс); утвердить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых может осуществляться без использования электронного ресурса; утвердить порядок осуществления закупок малого объема с использованием электронного ресурса.
При этом пунктом 3 указанного распоряжения иным органам государственной власти Чувашской Республики и подведомственным им организациям, органам местного самоуправления в Чувашской Республике и подведомственным им организациям рекомендовано с 01.08.2020 организовать осуществление закупок малого объема с использованием электронного ресурса.
Приказом Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 15.07.2020 N 01/06-493 утвержден Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ с использованием электронного ресурса (далее - Порядок).
Пунктом 2 данного приказа электронным ресурсом для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, определен электронный ресурс "Портал закупок малого объема Чувашской Республики", имеющий адрес - https://портал-производителей.рф/.
Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частями 10-11 статьи 4 Закона N 44-ФЗ установлена необходимость интеграции региональных и муниципальных информационных систем, электронных площадок с единой информационной системой и запрет на создание информационных систем в сфере закупок, не интегрированных с единой информационной системой.
В силу пункта 4 части 10 статьи 4 Закона N 44-ФЗ интеграция региональных информационных систем, электронных площадок с единой информационной системой достигается посредством, в том числе, размещения информации о закупках на официальном сайте, каковым является официальный сайт www.zakupki.gov.ru (пункт 4 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 (в редакции от 07.11.2020, действующей на 23.04.2021) "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок").
Согласно пункту 6 Единых требований к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1091, региональные и муниципальные системы должны обеспечивать передачу в единую информационную систему, а также прием из такой системы, в том числе: г) информации о закупках, предусмотренной Законом N 44-ФЗ, об исполнении контрактов; д) запросов пользователей региональных и муниципальных систем, в том числе запросы цен товаров, работ, услуг, предусмотренные частью 5 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Вопреки доводам заявителя, информация с регионального портала https://портал-производителей.рф/ должна дублироваться на сайте www.zakupki.gov.ru.
В единой информационной системе размещение спорной закупки не осуществлялось, что является нарушением Закона N 44-ФЗ, в частности, закрепленных им основополагающих принципов открытости закупок обеспечения конкуренции, единства контрактной системы в сфере закупок.
Исходя из существа проведенной закупки и способа определения ее победителя по наиболее низкой цене, Управлением фактически проведен запрос котировок.
В силу части 1 статьи 72 Закона N 44-ФЗ под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг.
Однако в рассмотренном случае информация о закупке не размещалась на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru, а размещалась лишь на региональном ресурсе для малых закупок у единого поставщика и проводилась на электронной торговой площадке ТЭК-торг, тем самым потенциальные участники, желавшие за мизерную плату три года вести бизнес по прокату электросамокатов на всей территории города Чебоксары, не могли знать о предоставленной Управлением соответствующей возможности и не могли принять участие в этой закупке ввиду отсутствия надлежащего информирования о ее проведении.
Исходя из специфики объекта закупки, локализации пунктов проката электросамокатов на территориях, прилегающих к основным магистралям города, в том числе, в исторической его части, а также количества участников закупок и количества судебных споров, возникающих по поводу таких торговых процедур, рынок проката электросамокатов является высококонкурентным проведение на этом рынке муниципальной закупки малого объема, то есть, у единственного исполнителя неправомерна.
Принимая во внимание потребность в услугах проката электросамокатов не самого заказчика, а жителей города, и направленность действий заказчика по проведению закупки на организацию досуга граждан на высококонкурентном рынке, заказчику следовало избрать иной, конкурентный способ проведения торгов, а не проведение непредусмотренного законом ценового запроса на ресурсе, предназначенном для осуществления закупок малого объема у единственного поставщика.
Ввиду несоблюдения процедуры закупок нарушены как права Якимова М.И., участвовавшего в закупке, с которым муниципальный контракт не заключен, так и иных потенциальных участников, в том числе ООО "Терраса" и Закамской Е.М., которые при проведении закупки в надлежащем порядке и на надлежащем ресурсе желали и могли принять в ней участие, но вследствие отсутствия закупки на официальном ресурсе, не знали о ней.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемых торгов и заключенного по их результатам контракта недействительными.
Оснований для иных выводов исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку аргументы заявителя основаны на неверном понимании кассатором норм права, подлежащих применению к настоящему спору, в совокупности обстоятельств дела, и не опровергают выводы судов, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права, и по существу сводятся к несогласию с приведенной судами оценкой, что не свидетельствует о наличии в обжалованных судебных актах нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства и допущению судебной ошибки.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за подачу кассационной жалобы не рассматривался, так как в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 29.04.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 по делу N А79-9517/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
В.Ю. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
...
В единой информационной системе размещение спорной закупки не осуществлялось, что является нарушением Закона N 44-ФЗ, в частности, закрепленных им основополагающих принципов открытости закупок обеспечения конкуренции, единства контрактной системы в сфере закупок.
...
В силу части 1 статьи 72 Закона N 44-ФЗ под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 марта 2023 г. N Ф01-4318/22 по делу N А79-9517/2021
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7605/2023
29.08.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4490/2022
27.03.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4318/2022
10.10.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4490/2022
29.04.2022 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-9517/2021