Нижний Новгород |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А43-35903/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
при участии представителей
от истца: Буданова М.В. (доверенность от 02.06.2022),
Бунатян В.Г. (доверенность от 09.03.2023),
от ответчика: Терентьевой И.И. (доверенность от 13.12.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижегородская мясная трапеза"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.10.2022, и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022,
по делу N А43-35903/2021,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Нижегородская мясная трапеза" (ОГРН: 1025203015507, ИНН: 5253002544)
к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области"
(ОГРН: 1145200000428, ИНН: 5260986962)
об обязании произвести капитальный ремонт крыши,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
администрация города Нижнего Новгорода, акционерное общество "Домоуправляющая компания Нижегородского района",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижегородская мясная трапеза" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области" (далее - НКО "Нижегородский фонд ремонта МКД") об обязании произвести капитальный ремонт крыши и о взыскании судебной неустойки в размере 1000 рублей за каждый день неисполнения решения суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Нижнего Новгорода, акционерное общество "Домоуправляющая компания Нижегородского района".
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10.10.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что интересы и права Общества нарушены неправомерными действиями ответчика выразившимися в неисполнении обязательств по капитальному ремонту общего имущества. По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что на момент вынесения постановления капитальный ремонт крыши не выполнялся.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
НКО "Нижегородский фонд ремонта МКД" в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, отзыв на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником помещения МКД, расположенного по адресу город Нижний Новгород, площадь Свободы, дом 4.
НКО "Нижегородский фонд ремонта МКД" создано распоряжением Правительства Нижегородской области от 26.12.2013 N 2724-р в целях осуществления деятельности в качестве регионального оператора, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области.
Во исполнение обязанностей регионального оператора по проведению капитального ремонта НКО "Нижегородский фонд ремонта МКД" и общество с ограниченной ответственностью "Строительные технологии" заключили договор от 09.04.2021 N 203250000082100011 об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, в том числе МКД, расположенного по адресу город Нижний Новгород, площадь Свободы, дом 4.
Дополнительным соглашением от 27.12.2021 N 5 к договору N 203250000082100011 срок исполнения обязательств установлен до 01.07.2022.
В целях исполнение обязанностей регионального оператора по проведению капитального ремонта НКО "Нижегородский фонд ремонта МКД" и общество с ограниченной ответственностью "ИМЕКСО" заключили договор N 203250000082200063 об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, в том числе МКД, расположенного по адресу город Нижний Новгород, площадь Свободы, дом 4.
Срок выполнения работ по договору установлен до 01.11.2022 (пункт 3.1 договора N 203250000082200063).
Как указывает Общество, ремонт крыши МКД, расположенного по адресу город Нижний Новгород, площадь Свободы, дом 4, не выполнялся.
Общество обратилось к НКО "Нижегородский фонд ремонта МКД" с претензией, в которой просило произвести ремонт крыши.
Неисполнение данных требований послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с иском.
Руководствуясь Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Законом Нижегородской области от 28.11.2013 N 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" (далее - Закон N159-З), суд первой инстанции установил отсутствие у фонда на момент рассмотрения спора неисполненной в установленном порядке обязанности по проведению капитального ремонта и отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 6.1 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
НКО "Нижегородский фонд ремонта МКД" создано распоряжением Правительства Нижегородской области от 26.12.2013 N 2724-р в целях осуществления деятельности в качестве регионального оператора, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области.
Согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора (часть 1 статьи 190 ЖК РФ).
Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентируется разделом IX ЖК РФ, а также Законом N 159-З.
В силу части 1 статьи 15 Закон N 159-З в целях реализации программы Нижегородской области по капитальному ремонту, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта утверждаются краткосрочные планы реализации программы Нижегородской области по капитальному ремонту сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы Нижегородской области по капитальному ремонту по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 13 настоящего Закона, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется.
Краткосрочные планы реализации программы Нижегородской области по капитальному ремонту утверждаются уполномоченным органом на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Нижегородской области проектов краткосрочных планов реализации программы Нижегородской области по капитальному ремонту в отношении многоквартирных домов, находящихся на территории соответствующего муниципального района, муниципального округа, городского округа, согласованных уполномоченным органом (часть 2 статьи 15 Закона N 159-З).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 01.04.2014 N 208 утверждена государственная региональная адресная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области.
Как следует из материалов дела и установили суды, во исполнение региональной программы капитального ремонта общего имущества над всеми помещениями МКД, входящие в состав общего имущества МКД заключен договор N 203250000082200063 со сроком выполнения работ по договору до 01.11.2022.
Предметом спора является ненадлежащее исполнение НКО "Нижегородский фонд ремонта МКД" обязанности по ремонту крыши (плоской крыши, мягкой кровли) над всеми помещениями МКД, входящие в состав общего имущества МКД, расположенного по адресу город Нижний Новгород, площадь Свободы, дом 4.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суды пришли к обоснованному выводу о том, что на дату рассмотрения дела иск к НКО "Нижегородский фонд ремонта МКД" являлся преждевременным, поскольку срок исполнения обязательств, предусмотренный договором, не наступил.
Доказательств, с достоверностью подтверждающих необходимость проведения капитального ремонта дома в более ранний срок, Обществом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Довод заявителя, о том что суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что на момент вынесения постановления капитальный ремонт не выполнялся, подлежит отклонению в силу следующего.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области от 13.12.2021 N 329-396/21П/од, внесены изменения в краткосрочный план региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, на 2020 - 2022 годы.
Краткосрочный план на 2020 - 2022 годы утвержден с полным распределением предусмотренных НКО "Нижегородский фонд ремонта МКД" финансовых средств.
Как видно из материалов дела, срок окончания исполнения краткосрочного плана реализации региональной программы продлен до 31.12.2022, иных более конкретных сроков на дату вынесения судом апелляционной инстанции постановления законодательством не установлено.
С учетом изложенного и приняв во внимание, что на момент вынесения судом решения по настоящему делу срок реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества МКД (крыши) не наступил, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для обязания НКО "Нижегородский фонд ремонта МКД" провести испрашиваемые работы, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении иска.
Оснований для иных выводов исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку аргументы заявителя основаны на неверном понимании норм права, подлежащих применению к настоящему спору в совокупности с обстоятельствами дела, и не опровергают выводы судов, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права.
Доводы, указывающие на явное нарушение норм материального или процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, заявителем не приведено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.10.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А43-35903/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижегородская мясная трапеза" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Нижегородская мясная трапеза".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора (часть 1 статьи 190 ЖК РФ).
Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентируется разделом IX ЖК РФ, а также Законом N 159-З."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 марта 2023 г. N Ф01-725/23 по делу N А43-35903/2021