Нижний Новгород |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А29-14393/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Ногтевой В.А., Прытковой В.П.,
при участии представителя
от ООО "Воркутинские ТЭЦ" (переименовано в ООО "Комитеплоэнерго"):
Осокиной Т.Ю. (доверенность от 29.09.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.01.2023
по делу N А29-14393/2022
по заявлению общества с ограниченно ответственностью "Комитеплоэнерго"
(ИНН 1103006077, ОГРН 1121103001062)
о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок
решения Арбитражного суда Республики Коми от 30.04.2021 по делу N А29-738/2021,
заинтересованные лица - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214), Управление Федерального казначейства по Республике Коми (ИНН: 1101481447, ОГРН: 1021100514390), Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа Воркута" (ИНН: 1103044587, ОГРН: 1091103000988)
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" (переименовано в общество с ограниченной ответственностью "Комитеплоэнерго", далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Коми от 30.04.2021 по делу N А29-738/2021.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет), Управление Федерального казначейства по Республике Коми (далее - УФК по Республике Коми), Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа Воркута" (далее - Финансовое управление).
Арбитражный суд Волго-Вятского округа решением от 25.01.2023 заявленное требование удовлетворил частично: присудил компенсацию в сумме 21 000 рублей.
Финансовое управление не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд округа с кассационной жалобой.
По мнению заинтересованного лица, суд не учел, что у Финансового управления имелись объективные факторы, повлиявшие на длительность исполнения судебного акта, а также не принял во внимание довод финансового органа о снижении размера компенсации до 1000 рублей. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
УФК по Республике Коми и Комитет в отзывах на кассационную жалобу поддержали позицию Финансового управления, просили снизить сумму компенсации.
Представитель общества в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании сослался на законность и обоснованность обжалованного решения, просил оставить его без изменения, а кассационную жалобу Финансового управления - без удовлетворения.
Суд округа удовлетворил ходатайства УФК по Республике Коми и Комитета о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителей.
Финансовое управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.01.2023 проверена судом округа в порядке, предусмотренном в статьях 274 и 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Коми от 30.04.2021 по делу N А29-738/2021, вступившим в законную силу 01.06.2021, с Комитета в пользу общества взыскано 290 330 рублей 04 копеек долга и 8 807 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Обществу 08.06.2021 выдан исполнительный лист ФС N 038203292, который 25.06.2021 поступил в УФК по Республике Коми.
Длительность неисполнения решения Арбитражного суда Республики Коми от 30.04.2021, вынесенного по делу N А29-738/2021, послужила основанием для обращения общества в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта в размере 68 004 рублей 23 копеек, а также процентов от суммы компенсации, исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды, увеличенной на три процента, с момента истечения трехмесячного срока и до полной уплаты суммы компенсации.
Руководствуясь главой 27.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации), разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление о компенсации), Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел установленным факт нарушения права общества на исполнение судебного акта в разумный срок и удовлетворил заявленное требование, однако с учетом тяжелого финансового положения муниципального образования городского округа Воркута" снизил размер компенсации до 21 000 рублей. В удовлетворении требования о взыскании процентов судом отказано, поскольку данное муниципальное образование является стабильно дотационным, а суммы дотаций, поступаемых на поддержку регионов, в основном направляются на погашение задолженности по исполнительным листам.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
Судопроизводство в арбитражных судах и исполнение судебного акта осуществляются в разумные сроки (часть 1 статьи 6.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок или право на исполнение судебного акта в разумный срок, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации (часть 1 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 19 Постановления о компенсации разъяснено, что для исполнения судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения, исчисляемый со дня поступления в орган, уполномоченный исполнять судебный акт, надлежащим образом оформленного исполнительного документа, а также иных документов, предусмотренных законом (статья 242.1, пункт 6 статьи 242.2, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае судом установлено, что срок для исполнения решения Арбитражного суда Республики Коми от 30.04.2021 по делу N А29-738/2021, исходя из даты поступления исполнительного листа в УФК по Республике Коми (25.06.2021), истек 25.09.2021. Однако судебный акт на момент рассмотрения заявления о присуждении компенсации в полном объеме не был исполнен.
При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно части 2 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 40 Постановления о компенсации при рассмотрении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок арбитражный суд устанавливает факт нарушения данного права исходя из доводов, изложенных в заявлении, но не ограничиваясь ими, а также из достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта и общей продолжительности неисполнения судебного акта.
В соответствии с пунктом 46 Постановления о компенсации действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
В пункте 55 Постановления о компенсации разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Судам следует иметь в виду, что общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения (пункт 56.1 Постановления о компенсации).
Суд установил, что общая продолжительность неисполнения решения Арбитражного суда Республики Коми от 30.04.2021 по делу N А29-738/2021 на момент принятия решения о присуждении компенсации (резолютивная часть от 24.01.2023) составила 579 дней, что не может отвечать критериям разумности.
Ссылка заинтересованных лиц на отсутствие лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа обоснованно отклонена судом с учетом части 3 статьи 1 Закона о компенсации и пункта 1 Постановления о компенсации, согласно которым присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Органы власти не могут ссылаться на недостаточное финансирование в оправдание неуплаты долга, установленного решением суда. Этот же принцип применим к сложностям, которые могут возникнуть в межбюджетных отношениях между получателями средств федерального бюджета, а также иным затруднениям, связанным, в том числе, с бюджетными проверками и согласованиями. Очевидно, что та или иная задержка исполнения судебного решения при определенных обстоятельствах может быть оправдана, но задержка не может быть такой, чтобы нарушала суть права на исполнение судебного акта в разумный срок. Финансовые трудности, испытываемые государством, не должны препятствовать заявителю получить причитающиеся ему денежные суммы, присужденные в результате судебного разбирательства. Не приняв в течение значительного периода времени необходимых мер для исполнения вступившего в законную силу судебного решения, власти лишают заявителя права на судебное разбирательство и препятствуют получению денежных средств, на которые тот был вправе рассчитывать.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, установив, что Общество своевременно представило исполнительный лист в финансовый орган, а общая продолжительность неисполнения судебного акта на дату рассмотрения дела составила более года, Арбитражный суд Волго-Вятского округа, принял во внимание, что действия заинтересованных лиц, предпринимаемые в целях своевременного исполнения судебного акта, являлись не достаточными и общий срок неисполнения судебного акта, который расценил как не отвечающий критерию разумности, пришел к верному выводу о нарушении права общества на исполнение судебного акта в разумный срок.
При указанных обстоятельствах суд округа обоснованно признал требование о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок правомерным и на основании правовых позиций, изложенных в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2013 N 8711/12 и от 21.01.2014 N 11372/13, обязал Финансовое управление выплатить обществу 21 000 рублей компенсации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены принятого судебного акта и направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судом округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы Финансового управления не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.01.2023 по делу N А29-14393/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Финансового управления администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
В.А. Ногтева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, установив, что Общество своевременно представило исполнительный лист в финансовый орган, а общая продолжительность неисполнения судебного акта на дату рассмотрения дела составила более года, Арбитражный суд Волго-Вятского округа, принял во внимание, что действия заинтересованных лиц, предпринимаемые в целях своевременного исполнения судебного акта, являлись не достаточными и общий срок неисполнения судебного акта, который расценил как не отвечающий критерию разумности, пришел к верному выводу о нарушении права общества на исполнение судебного акта в разумный срок.
При указанных обстоятельствах суд округа обоснованно признал требование о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок правомерным и на основании правовых позиций, изложенных в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2013 N 8711/12 и от 21.01.2014 N 11372/13, обязал Финансовое управление выплатить обществу 21 000 рублей компенсации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 марта 2023 г. N Ф01-1156/23 по делу N А29-14393/2022